Открытый урок в 7 классе Морфологический разбор причастия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
«Морфологический разбор причастия»
Открытый урок русского языка в 7 классе.
Учитель: Айдемирова Татьяна Романовна
Адрес: 628146, ХМАО-Югра, Тюменская область,
Березовский р-он, п. Игрим, ул. Кооперативная, 31
Игрим, 2015г.
Цели урока.
Развивающая: развитие мышления, познавательных УУД; самостоятельности.
Обучающая: формирование знаний порядка морфологического разбора причастия, обобщение знаний морфологических признаков причастия.
Воспитательная: воспитание коллективизма, взаимопомощи, положительного отношения к знаниям
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-путешествие
Ход урока.
1)Организационный момент.
Приветствие.
2)Актуализация знаний.
- Любите ли вы путешествовать?
- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой причастия.
- А как вы понимаете слово «галактика»?
(гигантская звездная система)
-Перед отправлением нам нужно собрать снаряжение – это знание морфологических признаков причастия.
-Какие морфологические признаки мы определяем у причастий? (ответы учащихся).
-Хорошо, перед нами галактика «Причастие», где отражено наше снаряжение.
- Это наша галактика. Это наши планеты.
- А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники (ответы учащихся).
-Действительно, постоянные признаки причастий - это планеты и их спутники, окрашенные в голубые тона, а непостоянные – в коричневые тона
-Почему одни признаки называются постоянными, а другие - непостоянными? (ответы учащихся).
- Как вы думаете, почему одна самая нижняя маленькая планета не похожа на все остальные? (ответы учащихся)
-Каким членом предложения может быть причастие? (ответы учащихся)
3) Формирование новых понятий и способов действия.
- Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке? (ответы учащихся)
- Какова цель нашего урока? (ответы учащихся)
- Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики под названием «Причастие».
- А эта модель будет нашим маршрутом следования.
- Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения? (ответы учащихся)
- Чтобы получить приглашение надо поработать с текстом.
-Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Задание: Переписать текст, найти в нем причастия, подчеркнуть их как члены предложения, поставить к ним вопросы, определить действительные они или страдательные.
Космический корабль, оторвавшийся от Земли, видимый нами, начинает полет. Погруженный в пространство он стремительно удаляется. Сияющий звездопад открывается перед нами.
Проверка по слайду.
Космический корабль, (какой?) оторвавшийся (действ.) от Земли, (какой?) видимый (страд.) нами, начинает полет.(Какой?) Погруженный (страд.) в пространство он стремительно удаляется. (Какой?) Сияющий(действ.) звездопад открывается перед нами.
-На какие еще вопросы могут отвечать причастия? (ответы учащихся)
-Проверьте свое задание и поставьте себе оценку на полях карандашом. Если вы не допустили ошибок, поставьте «5», 1-2 ошибки «4», 3 ошибки «3», больше – «2».
- Снаряжение мы получили, все допущены к полету.
Раздаются модели ракет.
-Вы все являетесь командирами своих кораблей. Подпишите их.
-Вы готовы к полету? На старт! Поехали!
4) Изучение нового материала.
- Вот уже мы направляемся к галактике под названием Причастие. Перед нами звездное небо.
Чтобы удачно приземлиться на нашей галактике, нам необходимо познакомиться с алгоритмом выполнения морфологического разбора причастия. Давайте откроем учебники и рассмотрим образцы устного и письменного разборов.
5) Формирование умений и навыков.
-Итак, перед вами алгоритм выполнения морфологического разбора. Первое причастие из записанного раннее текста (оторвавшийся) мы разберем вместе, а следующее вы разберете самостоятельно.
-Причастие видимый разбираем самостоятельно.
-Обменяйтесь работами и проверьте друг друга, поставьте оценки.
6) Физкультурная пауза.
-Я буду называть словосочетания. Если они связаны с космосом, то вы должны причесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок.
Читаемая книга, завораживающий полет, искрящаяся звезда, упавший дневник, запущенный спутник, раскрученная ручка, притягивающее Солнце, завлекающий космос, интересующий учебник, исписанная тетрадь, неизученная планета, мужественный космонавт, недосягаемая галактика, блестящий карандаш, сверкающий метеор.
7) Закрепление.
-Давайте запишем словосочетания, на которые вы приседали.
Завораживающий полет, искрящаяся звезда, запущенный спутник, притягивающее Солнце, завлекающий космос, неизученная планета, мужественный космонавт, недосягаемая галактика, сверкающий метеор, белеющая орбита.
-Почему слово «Солнце» написано с заглавной буквы? (ответы учащихся)
- Здесь есть слова, значение которых вам не сосем понятны. Одному из вас было дано индивидуальное задание выписать значение некоторых слов из толковых словарей (выступление ученика).
Метеор - вспышка небесного тела. (Метеорный дождь(звездный)).
Орбита – путь движения небесного тела. (Земная орбита).
Спутник – небесное тело, обращающееся вокруг Земли. (Луна-спутник Земли).
Космонавт – специалист, совершающий полет в космическом пространстве.
Звезда – небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка.
Солнце – небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.
Задание: Составьте предложения с этими словосочетаниями, выполните синтаксический разбор одного или нескольких из них.
-С нами на связь вышел инопланетянин, у него есть к нам просьба. Он хочет, чтобы мы что-то сделали.
Прочитайте, пожалуйста, записку.
Нужно, чтобы была взята бумага, переведен текст, привезен керосин, чтобы не был нанесен ущерб неизвестной человечеству планете, продолжилась дружба, начатая давным-давно.
- А в чем особенность причастий, встречающихся в этом предложении? (ответы учащихся)
-Давайте выпишем их.
Полные Краткие
Начатая Взята, переведен, привезен, нанесен.
-Ну что ж пришло время прощаться с жителями данной планеты и на прощание подготовленный ученик прочитает им стихотворение Р.Горской «Я мечтаю».
Я мечтаю о звёздных полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей,
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет –
В дальний рейс поведу самолёт.
- Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся домой.
8). Проверка знаний, тест.
-Мы должны проверить, с пользой ли прошло наше путешествие без пользы. А сможем мы это сделать, ответив на вопросы теста.
При морфологическом разборе сначала у причастий определяют:
А) часть речи, общее значение
Б) постоянные признаки
В) непостоянные признаки
К постоянным признакам относятся:
А) падеж, число, род
Б) действительное или страдательное, время, вид
В) полная или краткая форма (у страдательных)
К непостоянным признакам относятся:
А) спряжение, временя
Б) полная или краткая форма, падеж, число, род
В) склонение, спряжение
Данное слово является причастием:
А) белый
Б) беленый
В) белеющий.
В предложении Отправившись в звездное путешествие, мы узнали много нового и интересного причастие имеет морфологические признаки:
А) краткое,
Б) действительное,
В) совершенного вида
Г) прошедшего времени
Д) 1-го спряжения.
Причастие является сказуемым в предложении:
А) Звезды на небе рассыпаны.
Б) Завораживающий космос притягивает.
В) Наше путешествие закончено.
-Сделаем вывод:
-с пользой ли прошло наше путешествие? (ответы учащихся)
-трудно ли вам было отвечать на вопросы теста? (ответы учащихся)
9). Рефлексия. Запись домашнего задания (придумать стихотворение о нашем путешествии, используя причастия, сделать их морфологический разбор).
15