Доклад на тему: «Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.
Доклад на тему:
«Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»
Подготовил: учитель русского языка
и чтения высшей категории
Павлов Валерий Владимирович
Новочеркасск – 2015 г.
Игра для ребенка служит не только формой деятельности, но и творческим трудом, методом освоения окружающего мира, формирования самостоятельности, методом исправления некоторых отклонений в поведении. Обучающие игры берут на себя познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития ребенка, развития памяти, мышления, сообразительности.
Обучающие игры берут на себя познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития ребенка, развития памяти, мышления, сообразительности.
Например, на уроке в 8 классе «В» по теме «Глагол как часть речи» (первый урок) после того как ученики вспомнили определение глагола, привели примеры, можно провести игру «Я грамотей»
- Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовем глаголы, которые описывают ваш труд в школе.
(Слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, сочиняю, читаю). В этой игре каждый ученик назовет несколько глаголов, Игра создает ситуацию успеха, после которой можно переходить к дидактической игре с более сложным заданием.
Например, игра «Выбери глаголы». Каждому ученику на 12 – 15 карточках даются разные части речи. Надо выбрать из них только глаголы.
При всех плюсах дидактической игры здесь еще есть и развитие моторики, прием преодоления пассивности учеников.
Кто-то из учеников иногда относит к глаголам существительные ходьба, побелка. После работы над этой ошибкой учитель подбадривает, говорит, что ученик никогда теперь не допустит подобной ошибки. Далее на этом уроке ученики вспоминают грамматические категории глагола, значение в речи.
На следующем уроке тема «Семантические группы глаголов». После работы по определению семантических групп глаголов можно предложить ученикам дидактическую игру «Разбей глаголы на группы по смыслу». Каждому ученику раздаются эти карты с иллюстрациями, которые помогут точнее выбрать глаголы и выписать в соответствующую группу. Эстетически оформленные карты создают положительный эмоциональный настрой, а зрительная память и процесс дифференциации глаголов по смыслу помогут развитию долговременной памяти, лучшему усвоению темы урока и созданию ситуации успеха.
В конце урока по теме «Наречие» можно предложить игру «Угадай букву». Какая буква должна быть на месте вопросительного знака?
Скоро наступит долгожданная весна.
? г п с
Метод М. Г. Булановской «Взаимный диктант», который проводится как инсценировка, игра, дает к прекрасные результаты. С каждым следующим диктантом у учеников улучшается концентрация внимания, более серьезно и с интересом они относятся к работе. Учащиеся не хотят, чтобы товарищи находили у них ошибки. Таким образом развивается орфографическая зоркость, вспоминаются правила, и учащиеся видят успех. Цель этих диктантов
- обучать учащихся грамотно писать на разных предметах,
- формировать умение сотрудничать при выполнении задания, работать в группе и парами;
- развивать интерес к предмету.
Инсценировка «Взаимный диктант» может использоваться и в начальной школе, и в старших классах. При этом создаются положительная психологическая атмосфера, выполняются основные гигиенические критерии рациональной организации урока: меняются виды деятельности, продолжительность их не более 10 минут, чередуются письменные и устные работы, снижается утомляемость, развивается память и зрительная, и слуховая, и моторная. Развивается логическое мышление, орфографическая зоркость.
Работа идет в парах.
1.Раздаю тексты диктантов.
2. «Прочитайте «про себя» текст. Что непонятно в тексте?»
3. Первый ученик диктует второму.
4. Второй диктует первому.
5. Взаимопроверка. Проверка по карточке.
6. Возможно выставление оценок.
7. Работа над ошибками. Взаимопроверка.
8. Чтение текстов.
9. Вопросы по тексту.
Пары меняются. Товарищу диктуется текст, который учащийся писал перед этим этапом. Один раз они писали этот текст под диктовку, а другой раз диктовали.
В подготовительный период предлагаются разные тексты. Это могут быть статьи из газет, журналов, книг, учебников по разным предметам. Сложность текстов зависит от подготовленности класса. Взаимный диктант и взаимопроверки дают хорошие результаты, потому что проходят как игра между учащимися. В первый диктант ученики мало понимали значение работы, внимание было рассеянное, ошибок много. При проверке в среднем только 32% нахождения ошибок. В следующий диктант у детей больше была концентрация внимания, более серьезно отнеслись к работе. Процент нахождения ошибок - 60%. К итоговому диктанту ученики отнеслись еще серьезнее, но без страха. Результаты были еще выше. Значительно снизилось и количество ошибок.
Введение игрового компонента в содержание урока полезно и оказывает заметное влияние на освоение грамматических знаний и умений, на развитие речевой активности учащихся.