Технологическая карта урока русского языка «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс
Технологическая карта урока русского языка (Школа России)
Составитель: Коломиец С.А., МБОУ СОШ №9, г. Ноябрьск
Табл № 1
Авторы, разработчики:
Коломиец С.А.
Предмет Русский язык
Класс 3 класс
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Технология построения урока Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Тема Непроизносимые согласные в корне словаЦель Образовательная: Создать условия для развития орфографической зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
Развивающая: развивать внимательное отношение к слову, его использование в устной и письменной речи; стимулировать познавательный интерес;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка.
Основные термины, понятия Корень, звук, буква, проверочное слово, орфограмма, проверяемые согласные, непроверяемые согласные.
Табл. № 2. Планируемый результат
Предметные умения
- систематизировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова
- соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов
- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки
-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме
Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Табл. № 3
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция
Рабочий блокнот
Технические средства обучения
Компьютер
МедиапроекторТабл. № 4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Вызов Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Табл. № 5. Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся вызов
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
- выбирать основание для сравнения,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений
- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
- внутренняя позиция школьника.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний написании согласных в корне Проверка готовности класса и учащихся к уроку.
Минута приятных воспоминаний. Закройте глаза, вспомните о чем-то радостном, улыбнитесь друг другу.
Сегодня мы будем открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас прекрасное настроение и вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний. А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже знали.
Предлагает прочитать слова в рабочем блокноте и выделить корень только в однокоренных словах:
пух водолаз
пушок проводник
пуховый подводник
пушка подводныйопух вода
Задает вопросы:
- Что такое корень?
- Какие слова мы называем однокоренными?
- Что наблюдается в корнях?
Предлагает записать слова под диктовку.
Зубки, пьем, том.
- Какими буквами можем обозначить звук [п] в слове зубки – б или п? Какую букву выберем?
- Мы знаем, что в слабой позиции парные звонкие согласные звуки чередуются со своими парами. Это позиционное чередование. Здесь действует фонематический принцип написания.
- Почему слово зубы – проверочное слово?
- Закон русского письма: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которая обозначает звук в том же слове в сильной позиции.
- В слове пьет слышим звук [т] на конце слова. Это тоже парный глухой в слабой позиции. Какую букву выбираем - д или т? Почему?
- В слове том в какой позиции согласные [т] и [м]? [Т] стоит перед гласным, значит, находится в сильной позиции, [м] – сонорный, тоже всегда стоит в сильной позиции. В слове том произношение совпадает с написанием.
Слайд №1. Учитель включает компьютер, показывает слайд.
Близкий
Ошибка
Пруд
Косьба
Ближний
- Предлагает следующее задание: прочитайте эти слова. Какую орфограмму в них увидели? Обозначим корни в этих словах. Почему можно допустить ошибку в написании согласной буквы? В какой части слова находится эта орфограмма? В каких словах происходит оглушение согласного звука? Произнесем вместе. Когда происходит оглушение? В каких словах происходит озвончение глухого согласного звука? Произнесем это слово вместе. Когда происходит такое озвончение? Нужно ли проверять слово ближний? Ведь здесь тоже согласный стоит перед согласным. Сравним произношение и написание этого слова – произнесем его все вместе и посмотрим, как оно пишется. Какой можно сделать вывод? По какому принципу мы подбираем в сомнительных случаях проверочные слова? По какому алгоритму мы проверяем эти согласные?
Слайд № 2.
Алгоритм проверки согласных:
Прочитать слово. Вслушаться, есть ли в нем согласный звук в конце или в середине перед согласным.
Если есть. Подобрать проверочное слово.
Определить, какую букву надо писать.
Написать слово, подчеркнуть орфограмму.
Слайд № 3. Предлагает задание: обобщите знания об орфограммах- согласных в корне слова, используя информацию слайда.
Орфограммы-согласные
Проверяемые Непроверяемые
согласные согласныеУтюг-утюги Хоккей
Поездка – ездить Класс Проверяют готовность к уроку
Выполняют задания в рабочем блокноте, читают слова, выделяют корень в однокоренных словах, отвечают на вопросы.
Выполняют задание, аргументируют ту или иную позиции. Находят отличия.
Учащиеся читают на экране слова, находят орфограммы. Определяют, в какой части слова находится орфограмма.
Произносят хором слова, сравнивают звуки и буквы.
Повторяют алгоритм проверки согласных.
Делают вывод.
Классифицируют орфограммы-согласные в корне.
осмысление Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
– анализ объектов с целью выделения признаков,
- определение основной и второстепенной информации
- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
- учебно-познавательный интерес,
- самоопределение.
Предметные результаты:
- соблюдать в практике письма основные грамматические, орфографические нормы современного русского литературного языка
- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме Слайд № 4.
Под сосной в хвоинках рыжих
Не ищи зимою рыжик.
Рыжий рыжик рыж не зря
Рыжик – вестник сентября.
- Прочитаем вслух. Какие слова вам не понятны? Можно ли это назвать текстом? Почему? Почему вы решили, что это стихотворение? Как его можно озаглавить? Объясните значение слова вестник. Подберем однокоренные слова к слову вестник. Запишем эти слова в блокнот: вестник, весть, известие, известный, известно. Обозначим в них корень. Еще раз вместе произнесем эти слова по слогам и скажем, все ли согласные звуки в них произносятся. В каких словах? Сколько в слове вестник звуков. Сколько букв? В какой части слова находится звук, который не произносится? Какое название можно дать звуку, который не произносится? Какой вывод мы можем сделать? В некоторых словах звук [т] не произносится, а буква т пишется.
Слайд №5. Прочитайте информацию на слайде.
Три согласных звука в корне подряд произнести очень трудно, и мы упрощаем, таким образом, их произношение. А написание упрощать нельзя!
Предлагает сформулировать вывод по наводящим вопросам. Когда появляются в слове непроизносимые согласные? Непроизносимые согласные – это звуки или буквы? Если звуки, то это правило письма или закон языка?
Наблюдение над правописанием.
Сравниваем: в слове вестник 6 звуков, а букв 7.
Постановка проблемного вопроса.
Соответствует ли произношение написанию? Значит, у нас появилась проблема: звука нет, а буква есть! Что вы предлагаете? Где-то произносится звук [т], а где-то нет. Как узнать, надо ли писать букву т? Какие же слова будут здесь проверочными для слова вестник? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в корне?
- А теперь закончим вывод, который написан в учебнике в упр. 295. Читаем вслух.
Предлагает еще раз обратиться к слайду №3 и прочитать таблицу целиком.
Орфограммы-согласные
Проверяемые Непроверяемые
согласные согласныеУтюг-утюги Хоккей
Поездка – ездить Класс
Вестник – весть, известие
Слайд № 6.
Поздний, поздно, опоздать.
Место, местечко, местность, местный.
Праздник, праздничный, празден, праздновать.
Солнышко, солнце, солнечный.
Предлагает выполнить задание в парах: Запишите ряд однокоренных слов. Выделите в них корень. Обозначьте непроизносимый согласный. Подчеркните проверочное слово.
Итог. Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании с непроизносимым согласным звуком?
Вернемся к слайду №3. Что вы заметили? Какие еще орфограммы-согласные мы проверяем по такому же алгоритму? Мы можем объединить эти два алгоритма в один? Давайте вместе составим общий алгоритм для проверки написания согласных букв в корне слова.
Слайд №7.
Алгоритм проверки согласных в корне:
Произнеси слово. Определи, есть ли в нем парный звонкий или глухой согласный или стечение согласных в середине слова.
Подбери однокоренное проверочное слово или измени форму слова.
Напиши слово, обозначь орфограмму.
Предлагает выполнить самостоятельно разноуровневые задания (рабочий блокнот):
1 уровень:
К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Найдите и подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
Унылый яростный
Огромный радостный
Печальный наездник
Знаменитый местный
Здешний известный
Всадник горестный
Умелый искусный
Веселый гигантский
Нестерпимый несносный
Гневный грустный
2 уровень:
Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Человек трудолюбивый – самый (________) счас…ливый. Рукам работа, а душе (_________)праз…ник. Тайна, (________) извес…ная троим, уже не тайна. (______) Со…нце ладонью не закроешь. (________) Поз…но встанешь – мало сделаешь.
3 уровень:
Пользуясь образцом, составьте со словами словосочетания таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.
Ласковое со…нце, праз…ник, грус…ный, звез…ный, мес…ный, трос…ник.
Проводит предупредительный диктант.
Яростный, опасно, счастливый, окрестность, тростник, лестница, свистнул, вестник, костный, капустный, прекрасно.Организует взаимопроверку по предложенному ключу (презентация к уроку).
Читают хором вслух. Называют непонятные слова. Отвечают на вопросы. Придумывают заглавие к стихотворению.
Подбирают однокоренные слова к слову вестник. Записывают их в блокнот, выделяют корень.
Еще раз произносят слова по слогам, анализируют и выполняют поставленную лингвистическую задачу, сравнивают количество звуков и букв в слове вестник, определяют часть слова, в которой находится звук, который не произносится, придумывают ему название. Формулируют вывод.
Зачитывают информацию, убеждаются в правильность названия данной орфограммы.
Формулируют вывод.
Доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме
Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу.
Выполняют фронтально задание. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.
Составляют общий алгоритм проверки согласных в корне.
Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (1, 2 уровень), по образцу (3 уровень).
Учащиеся осмысленно применяют орфографические правила правописания корневых орфограмм.
Записывают текст диктанта.
Выполняют взаимопроверку, оценивают работу партнера.
Рефлексия (осмысление) Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
-соблюдать е основные орфографические нормы
Организует рефлексию. Предлагает закончить предложение. Если я грамотно пишу согласные в корне слов, то ….
Предлагает домашнее задание по выбору, проводит инструктаж по его выполнению:
- составить 5 предложений, употребив слова с непроизносимыми согласными в корне слова;
- найти и записать 5 пословиц, в которых употреблены слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Учащиеся заканчивают предложение, приходят к выводу, что им необходимы знания об общих закономерностях написания согласных в корне слова для соблюдения в практике письма основных орфографических норм современного русского литературного языка.