Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровячки» (базовый уровень) 2 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
с углубленным изучением отдельных предметов
Управление образования администрации городского округа Орехово-Зуево
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ № 25 с УИОП
___________________ Н.В. Матвеева
«_______»______________ 2015 г.
М. П.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Здоровячки»
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Байкова Винера Шавкятовна,
учитель начальных классов
2015 г.
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа «Здоровячки» для 2 «Б» класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Здоровячки» (2012 – 2013 г.), разработанной С.Г. Зиновьевой. В авторскую программу не внесено изменений, так как логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям.
Программа составлена для классов коррекции 4 вида (детей с ослабленным зрением, косоглазием и амблиопией).
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
2-й год работы по программе.
Цель второго года обучения: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, координации движений.
II. Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Содержание программы соответствует задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.
III. Описание места курса в учебном плане
Программа составлена из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели), 34 часа в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Здоровячки» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
VI. Содержание курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» состоит из 7 разделов:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Я и опасность»; социально одобряемые нормы и правила безопасного поведения обучающихся на улицах; в транспорте; у водоёмов, дома;
«Скоро лето»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» состоит из четырёх частей:
1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьникa
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Тематическое распределение часов
№п/п Наименование разделов Авторская программа Рабочая программа
1. Введение. Вот мы и в школе 3ч 3ч
2. Питание и здоровье 5ч 5ч
3. Мое здоровье в моих руках 10ч 10ч
4. Я в школе и дома 4ч 4ч
5. Я и мое ближайшее окружение 3ч 3ч
6. Я и опасность 4ч 4ч
7. Скоро лето 5ч 5ч
Итого 34ч 34ч
Календарно – тематическое планирование
№
п/п Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя
(осуществляемые действия) Деятельность учащихся
(осуществляемые действия) Формируемые умения Плановые
сроки Скоррек.
сроки
Введение. Вот мы и в школе-3 часа 1. Что ты знаешь о здоровом образе жизни (ЗОЖ) Беседа Прививает навыки здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.
Знакомятся с навыками здорового образа жизни. Знать о способах сохранения и укрепления здоровья.
01.09.-04.09.
2015
2. Я хозяин своего здоровья Викторина. Воспитывает у учащихся чувство ответственности к своему здоровью Участвуют в викторине. Уметь заботиться о своём здоровье. 07.09.-11.09. 3. Остров здоровья (текущий контроль – игра). Игра. Проект. Развивает навыки контроля над здоровьем у учащихся. Учатся использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе. Уметь работать в группах. 14.09.-18.09. Питание и здоровье-5часов 4. Ты то, что ты ешь. Беседа. Рассказывает о здоровом питании. В игровой форме усваивают информацию о здоровом питании. Знать о «полезных» и «вредных» продуктах, о значении режима питания. 21.09.-25.09. 5. Культура питания. Этикет. Беседа. Игра. Знакомит с культурой питания. Рассказывает об этикете. Проводит игру. В игровой форме усваивают знания об этикете. Уметь различать «полезные» и «вредные» продукты. 28.09.-02.10. 6. Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи Беседа. Рассказывает о необходимости соблюдения режима питания, разнообразном питании. Учит составлять меню для всей семьи. Игра «Пирамида питания». Узнают о разнообразном питании, о режиме питания. Знать основы рационального питания. 12.10.-16.10. 7. Дневник здоровья « Моё любимое блюдо». Проект.
Проект. Рассказывает о ведении дневника питания. Проект «Моё любимое блюдо». Выполняют проект под руководством учителя. Уметь применять коммуникативные и презентационные навыки. 19.10.-23.10. 8. Разговор о правильном питании. Вкусные и полезные вкусности (Конкурсы). Проводит викторину «вкусные и полезные вкусности». Участвуют в викторине. Уметь использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе. 26.10.-30.10.
Моё здоровье в моих руках-10 часов 9. Сон и его значение для человека. Беседа. Рассказывает о значении сна. Работают по теме урока. Уметь составляя индивидуальный режим дня и соблюдать его. 02.11.-06.11. 10. Закаливание в домашних условиях. Игра. Прививает навыки здорового образа жизни, бережного отношения к
своему здоровью.
Работают по теме урока. Уметь заботиться о своем здоровье. 09.11-13.11. 11. День здоровья. Конкурсы. Проводит конкурсы. Участвуют в конкурсах. Уметь работать в группах. 23.11.-27.11 12. Иммунитет. Беседа. Знакомит с понятием иммунитет (способность организма защищаться от болезней). Знакомятся с понятием «иммунитет». Уметь использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ. 30.12.-04.12. 13. Почему мы болеем. Беседа. Тесты. Учит, по каким признакам можно узнать, что человек болен; первая помощь больному; профилактика заболеваний. Работают по теме урока. Уметь определять благоприятные и неблагоприятные факторы, воздействующие на здоровье. 07.12.-11.12. 14. Прививки. Беседа. Рассказывает о том, что в результате прививки человек заражается вирусом в неопасной форме и организм приобретает иммунитет. Узнают о пользе прививок. Уметь принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания. 14.12.-18.12. 15. Что нужно знать о лекарствах. Беседа. Развивает навыки предупреждения болезней. Знакомит с домашней аптечкой. Рассказывает о необходимости пользоваться лекарствами только по назначению врача. Усваивают информацию о лекарствах, которые содержатся в домашней аптечке. Инструктаж о необходимости применять лекарственные средства только по назначению врача. Знать основы развития познавательной сферы. 21.12-25.12. 16. Домашняя аптечка. Практическая работа. Знакомит с домашней аптечкой, средствами оказания первой помощи. Знакомятся с содержанием домашней аптечки. Знать основы развития познавательной сферы. 28.12.-31.12. 17. Первая помощь. Практическая работа. Конкурс. Прививает навыки оказания первой
медицинской помощи. Воспитывает чувство сопереживания. Учатся оказывать первую помощь. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах. 11.01-15.01
2016 18. Слагаемые здоровья. Как защитить себя от болезни (конкурс рисунков). Конкурс рисунков. Беседа. Развивать навыки предупреждения болезней. Узнают о профилактике болезней. Рисуют рисунки по теме урока. Уметь принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания. 18.01.-22.01. Я в школе и дома-4часа 19. Почему устают глаза. Беседа. Гимнастика для глаз. Знакомит учащихся с правилами бережного отношения к зрению. Знакомит с гимнастикой для глаз. Выполняют гимнастику для глаз. С помощью игры «Полезно-вредно»закрепляют изученное на занятиях. Знать основы развития познавательной сферы. 25.01.-29.01. 20. Гигиена позвоночника. Сколиоз. Беседа. Гимнастические упражнения. Знакомит детей с причинами нарушения осанки, правилами для поддержания правильной осанки. Выполняют гимнастику для поддержания правильной осанки. Знать правила поддержания правильной осанки. 01.02.-05.02. 21. Шалости и травмы. Беседа с использованием презентации. Практическая работа в парах. Знакомит с различными видами травм, оказанием первой помощи при травмах. Проводит инструктаж по ТБ. Практическая работа в парах. Знать и соблюдать свои права и права других людей. 08.02.-12.02. 22. «Я сажусь за уроки». Переутомление и утомление. Беседа. Знакомит учащихся с режимом дня, говорит о необходимости соблюдения режима.
Прививает навыки здорового образа жизни, бережного
отношения к своему здоровью. Составляют режим дня. Знать особенности воздействия двигательной активности на организм человека. 15.02.-19.02. Я и моё ближайшее окружение-3часа 23. Мир эмоций и чувств. Тест. Учит развивать навыки контроля за своими чувствами. Тренинг. Учатся контролировать свои эмоции. Уметь находить выход из стрессовых ситуаций. 29.02.-04.03. 24. Вредные привычки. Исследовательские проекты. Контролирует и направляет деятельность учащихся по созданию проекта. Проводят исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); Знать об особенностях влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника. 07.03.-11.03. 25. Вредные привычки. Исследовательские проекты. Контролирует и направляет деятельность учащихся по созданию проекта. Проводят исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); Уметь отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. 14.03.-18.03. Я и опасность-4 часа 26. Правила безопасного поведения в доме. Беседа. Игра. Знакомит учащихся с правилами безопасного поведения в школе. Игра «Один дома». Учат правила безопасного поведения в доме. Знать и соблюдать общепринятые правила безопасного поведения в доме. 21.03.-25.03. 27. Правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Беседа. Игра-практикум. Знакомит с правилами поведения на улице, в транспорте. Организует встречу с инспектором ГИБДД. Проводит игру-практикум «Берегись автомобиля». Знакомятся с правилами безопасного поведения на улице, в транспорте. Знать и соблюдать общепринятые правила безопасного поведения на улице, в транспорте. 28.03.-01.04. 28. Правила безопасного поведения на воде. Вода – наш друг Беседа. Игра. Формирует навыки безопасного поведения на воде(во время купания). Игра «Вода - наш друг». Знакомятся с правилами безопасного поведения на воде. Знать и соблюдать общепринятые правила безопасного поведения на воде. 11.04.-15.04.
29. Правила обращения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда
Беседа. Игра. Знакомит с Правилами обращения с огнём. «Чтобы огонь не причинил вреда».
Знакомятся с правилами обращения с огнём. Инструктаж по ПБ. Знать и соблюдать общепринятые правила безопасного поведения при обращении с огнём. 18.04.-22.04. Скоро лето-5 часов 30. Травмы. Укусы насекомых. Укусы змей. Беседа. Формирует навыки оказания первой медицинской помощи при различных травмах; при укусах насекомых и змей. Знакомятся с правилами по оказанию первой медицинской помощи при травмах, укусах насекомых и змей. Уметь оказать первую медицинскую помощь. 25.04.-29.04. 31. Предосторожности при обращении с животными Игра. Викторина. Формирует навыки оказания первой медицинской помощи при обращении с животными. Участвуют в викторине. Умение работать в парах. Ставить задачу и выполнять её под руководством учителя. 02.05.-06.05. 32. Чем и как можно отравиться.
А.Колобов «Красивые грибы». Викторина. Проводит профилактику отравлений пищей и грибами. Участвуют в викторине. Работа в парах. Уметь использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе. 09.05.-12.05. 33. Я выбираю движение (занятие спортом). Игра «Весёлые старты». Прививает любовь к спорту; навыки подвижного образа
жизни. Подвижные спортивные игры на свежем воздухе. Уметь выполнять физические упражнения для развития физических навыков. 16.05.-20.05. 34. День здоровья.
Путешествие в Чистолюбинск. Игра «Весёлый поезд». Формирует у учащихся стремление к здоровому образу жизни (режим дня, правила еды). Участвуют в игре.
Работа в группах. Знать способы сохранения и укрепления здоровья. Уметь анализировать и планировать свою деятельность. 23.05.-27.05. Итого 34 часа Литература
1. Авторская программа «Здоровячки» (2012 – 2013 г.), разработанная С.Г. Зиновьевой.
2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
3. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
4. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
5. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
6. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
7. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
8. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
9. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
10. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
11. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
12. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
13. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
14. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
15. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
16.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
17.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
18.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
19. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
20. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
21. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
3098801740535СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______________ Кузнецова Т.А.
«_____»__________2015 г.
4000020000СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______________ Кузнецова Т.А.
«_____»__________2015 г.
-234315419100СОГЛАСОВАНО:
на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол № _____ от «_____»__________2015 г.
Руководитель _____________(Анисимова В.В.)
020000СОГЛАСОВАНО:
на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол № _____ от «_____»__________2015 г.
Руководитель _____________(Анисимова В.В.)
22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.