Коучинг на тему «Формирование универсальных учебных действий как показатель эффективности урока»
План коучинг сессии на тему «Формирование универсальных учебных действий как показатель эффективности урока»
№ Наименование занятия «Формирование универсальных учебных действий как показатель эффективности урока»
Общие цели Урок в системе метапознания
Ожидаемые результаты Учителя расширят понятие «эффективность урока», прокомментируют понятие «универсальные учебные действия», определят их отличие от ЗУНов и применят УУД в системе тренировочных упражнений
Ключевые идеи «Урок не имеет точку, он заполнен: восклицанием, удивлением, восхищением, вопросом и заканчивается многоточием…»
Материалы и оборудование маркеры, стикеры(разных цветов), листочки для выполнения задания,
Ход коучингаЭтапы занятия Время Действия коуча и действия участников коучинга
Приветствие
Распределение на группы 2 мин Стикеры с буквами «Р», «К», «Л» и «П». Участники распределяются на 4 группы.
Разминка.
Организация коммуникаций в группах 3 мин На организацию работы в группе проводится упражнение звуковая зарядка «Бой часов»
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение
Вызов 3 минуты Тетрализованное выступлени. Поучительная история. Приложение №1. От каждой группы по 1 человеку.
Каково педагогическое значение истории?
Урок не имеет точки, он заполнен: восклицанием, удивлением, восхищением, вопросом и заканчивается многоточием.
Теоретический материал коуча 5 мин В рамках развития у учащихся метапознания, изменился подхд к понятию «ЗУН», «компетенции». Которые формировали прежде всего познание, т.е –осознание проблемы – решение проблемы может быть несколькими способами. Они основываются на подходе «делай как я, делай по образцу, делай правильно», в разрез с конструктивистской теорией «делай, как можешь». Поэтому в педагогике появилось понятие «универсальные учебные действия», направленные на формирование метапознания
Изучение способов, которыми можно решить проблему
Альтернативные методы
Выбор эффективной стратегии
Предлагаю вспомнить основные задачи урока и преломить их в контексте метапознания. Сооставьте соответствия между задачами урока и видами УУД:
Образовательные – познавательные
Воспитательные- личностные
Развивающие- коммуникативные
Регулятивные
Работа в группах 5 мин+
10 минут Составление «ассоциативного куста» Метод «Ассоциативный куст». Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Коуч даёт ключевое слово или заголовок текста, участники записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Одним цветом маркера. Затем изучают теоретический материал (Приложение 2) и маркером другого цвета дополняют свой постер. Презентция постеров.
На УУД
Познавательные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Приоритет метакогнитивных стратегий на уроке
Теоретический материал 5 мин Учитель в процессе планирования уроков должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:
состояние здоровья детей;
успеваемость по основным предметам;
уровень развития речи;
степень владения русским языком;
умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
стремление принимать и решать учебную задачу;
навыки общения со сверстниками;
умение контролировать свои действия на уроке.
Надо понимать, что пресловутые ЗУН (знания, умения, навыки) отличаются от УУД (универсальные учебные действия) не сильно, с точки зрения того жизненного багажа, который получает каждый ученик, обучаясь в школе. Принципиальное различие, как я понимаю, заключается в функции учителя на уроке. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт по его формированию ученикам (поэтому мы были УЧИТЕЛЕМ), а теперь мы должны помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования. Мы становимся ТЬЮТЕРАМИ.
Как эффективно учиться? Работа с конусом обучения Эдгара Дейла
Освоение метакогнитивных стратегий
Работа в группах
15 минут подготовки 2 группа Диалог с текстом (Приложение 3)
Рефлексия. Практический выход коучинга
2 мин
Приложение 1
Театрализованное выступление
Поучительная история
Поймал Дракон в лесу Волка, говорит ему: — Смотри, записываю: «Волк, серый, одна штука». Сегодня придешь ко мне на обед, я тебя съем. Понял? — Понял. — Есть вопросы? — Hет. Пошел Волк понурый. Идет дальше Дракон по лесу. Поймал Лису. — Смотри, Рыжая, записываю: «Лиса, рыжая, хвостатая, одна штука». Сегодня придешь ко мне на ужин, я тебя съем. Поняла? — Поняла. — Вопросы есть? — Hет. Пошла Лиса, закручинилась. А Дракон дальше идет. Поймал Зайца, говорит: — Смотри, Косой, записываю: «Заяц, серый, уши длинные, одна штука». Завтра придешь ко мне на завтрак, я тебя съем. Понял? — Понял. — Вопросы есть? — Есть. — Задавай! — А можно не приходить? — Можно. Вы-чёр-ки-ва-ю!
Рефлексия
Каково педагогическое значение истории?
Приложение 2
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.• Целеполагание• Планирование• Прогнозирование• Контроль• Коррекция• Оценка• СаморегуляцияРегулятивные действия. Виды заданий.• «Преднамеренные ошибки»• Поиск информации в предложенных источниках• Взаимоконтроль• Диспут• «Ищу ошибку»• Контрольный опрос на определенную проблемуКритерием сформированности регулятивных действий может стать способность:• выбирать средства для своего поведения;• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;• планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;• начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.• Самоопределение• Смыслообразование• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)
Личностные действия. Виды заданий.• участие в проектах;• подведение итогов урока;• творческие задания, имеющие практическое применение;• самооценка событий.
Результатом формирования личностных УУД следует считать:• уровень развития морального сознания;• присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения;• полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.• Общеучебные универсальные действия• Логические универсальные действия• Постановка и решение проблемы
Познавательные действия. Виды заданий.• «Найти отличия»• «Поиск лишнего»• «Лабиринты»• «Цепочки»• Составления схем-опор• Работа с разными видами таблиц• Составления и распознавание диаграмм• Работа со словарями
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:• выделять тип задач и способы их решения ;• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;• различать обоснованные и необоснованные суждения;• обосновывать этапы решения учебной задачи;• производить анализ и преобразование информации;• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);• устанавливать причинно-следственные связи;• владеть общим приемом решения задач;• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.• Планирование• Постановка вопросов• Разрешение конфликтов• Контроль, коррекция действийКоммуникативные действия. Виды заданий.• Составь задание партнеру• Отзыв на работу товарища• Групповая работа по составлению кроссвордов• «Подготовь рассказ на тему…»• «Объясни …»Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
Приложение 3. Освоение метакогнитивных стратегий.
Пример использования приема «Диалог с текстом»
Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приемом «диалог с текстом».
Место в структуре учебного цикла: при изучении темы «Биологическое действие радиации» .
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включенные в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырех видов заданий, обозначаемых в тексте символов (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста.
Задания включают:
В – вопрос, задать вопрос к тексту;
О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
З – заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше, как будут развиваться события;
П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.
Материал: отрывок текста на карточке, включающий вопросы-задания для учащихся, обозначенные символами; для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают следующие предложения.
Текст на карточках.
«Рассмотрим, как радиация влияет на организм человека. К вредным воздействиям на человека и окружающую среду относятся выбросы и сбросы радиоактивных и токсических веществ из систем АС. Эти выбросы делят на газовые и аэрозольные, выбрасываемые в атмосферу через трубу, и жидкие сбросы, в которых вредные примеси присутствуют в виде растворов или мелких смесей, попадающие в водоемы. Выбросы могут быть как постоянными, находящимися под контролем персонала, так и аварийными, залповыми. Радиоактивные вещества распространяются в окружающей среде, попадают в растения, в организмы животных и человека. (В)
Каков же механизм попадания радиоактивных веществ в организм человека? (О)
Радиоактивные изотопы могут проникать в организм вместе с пищей или водой. Через органы пищеварения они распространяются по всему организму. Радиоактивные частицы из воздуха во время дыхания могут попасть в легкие. Но они облучают не только легкие, а также распространяются по организму. Изотопы, находящиеся в земле и на ее поверхности, испуская гамма-излучение, способны облучить организм снаружи. Эти изотопы .также переносятся атмосферными осадками. Радиоактивное излучение очень опасно для человека. (З), (П)
Из курса биологии мы знаем, что живая клетка - это сложный механизм, не способный продолжать нормальную деятельность даже при малых повреждениях отдельных его участков. Из курса физики мы знаем, что гамма-кванты, например, обладают большой проникающей способностью, а значит они могут поражать живые клетки. Даже слабые излучения способны нанести клеткам существенные повреждения и вызвать опасные заболевания (лучевая болезнь). Опасность излучений усугубляется тем, что они не вызывают никаких болевых ощущений даже при смертельной дозе. Сильное влияние оказывает облучение на наследственность, поражая гены в хромосомах. Облучение живых организмов может оказывать и определенную пользу. Быстроразмножающиеся клетки в злокачественных опухолях (раковых) более чувствительны, чем нормальные. Поэтому для подавления раковой опухоли используют гамма-лучи радиоактивного препарата».