Урок познания мира в 4 классе Реки и озёра

Познание мира
Тема: Реки и озёра

Цель:
углубить знания учащихся о реках и озерах Казахстана;
Задачи:        
формирование понятий об эффективном использовании и охране рек и озер;
развивать интерес к изучению местных водных водоемов;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
1. Загадки.
Что в руках не удержать, в гору не выкатить, в решете не унести?
Много её – беда!
Мало её – беда!
Нужна нам всегда
Больше, чем еда. (Вода)
- Это свойство не простое, это свойство круговое:
Сверху вниз и снизу вверх ждёт дорожка капель всех.
(Круговорот воды)
2. Индивидуальные задания.
1. Начертить схему круговорота воды в природе.
2. Записать виды облаков.
3. Назвать виды осадков.
3. Фронтальный опрос.
- Какую пользу и какой вред могут нанести осадки?
- Что такое погода?
- Какие народные приметы погоды вы знаете?
- Рассказать о прогнозе погоды.
3. Подготовка к усвоению нового материала.
1. Ассоциации к слову вода.
- Вода – самое удивительное вещество на свете.
- Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не сможет обойтись и три дня.
- Для чего же нам нужна вода?
2. Эссе «Значение воды».
3. Стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Предположение.
- Почему в пустыне редко идут дожди?
- Что ещё хотите узнать о воде?
4. Физминутка.
5. Усвоение нового материала.
1. Работа с глобусом.
- Каким цветом на карте изображены водоёмы?
- Чего больше: воды или суши?
- Вода занимает три четверти поверхности земного шара.
- Где много воды, там выпадает много осадков.
- Какие виды водоёмов знаете?
2. Работа с картой.
1 группа. Найти океаны и назвать их.
2 группа. Найти на карте Казахстана крупные озёра и реки.
3 группа. Найти и назвать крупные реки и озёра России.
4 группа. Найти на глобусе моря.
3. Работа в тетради.
Записать виды водоёмов.
Устно дать описание каждого водоёма.
Работа в парах.
4. Проверка выполнения задания.
Назвать виды водоёмов от большего к меньшему.
(Океан, море, озеро, река, пруд).
- Какой водоём «лишний» и почему? (Пруд – искусственный водоём).
- Хотите узнать, какие ещё встречаются водоёмы? Об этом вы можете прочитать в учебнике на стр. 40-41.
Ответы на вопросы после текста.
- Как образуются подземные воды?
- Как появляется минеральная вода и как она называется в Казахстане?
- Какие бывают колодцы?
5. Загадки.
Течёт, течёт, не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
6. Предположение.
- Чем отличается река от озера?
- Как образуются озёра?
7. Объяснение учителя.
Составные части реки.
- Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки называется истоком.
- То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется устьем. Текут реки в берегах, по руслам.
Горные реки текут стремительно, прорезают в скалах глубокие русла, низвергаются водопадами.
- Волга – крупнейшая река в Европе. Её длина – 3530 км.
- В Казахстане насчитывается более восьми тысяч рек длиной свыше 10 км каждая. Большинство peк Казахстана получают питание от таяния снегов, дождей и грунтовых вод, а в высоких горах от таяния ледников. К крупнейшим рекам Казахстана относятся: Иртыш, Ишим, Тобол, Урал, Или, Чу. Река Иртыш – крупнейшая водная магистраль Казахстана и мощный источник гидроэнергии.
ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
8. Предположение.
Использование реки в сельском хозяйстве.
- Человек издавна селился на берегах рек, потому что где вода, там и жизнь. На реках строятся гидроэлектростанции, которые вырабатывают дешёвую энергию. По большим рекам плывут пассажирские и грузовые суда. Реки дают воду для орошения засушливых земель.
- Наш областной город Костанай тоже построен на берегу реки.
- Как она называется?
6. Итог урока. Рефлексия. Оценивание.
- Как ещё используют воду рек и озёр?
- Почему люди ощущают нехватку воды?
- Какие мероприятия необходимы для охраны воды?
- Об этом мы будем говорить на следующем уроке. Попробуйте нарисовать экологический знак «Берегите воду!»
7. Домашнее задание.
Стр. 40-41, рисунок.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Самое глубокое озеро на Земле – сибирское озеро Байкал. Его средняя глубина достигает 700 метров, а максимальная – 1741м. Вода в озере чистая и прозрачная.
В Казахстане насчитывается почти пять тысяч озёр. Кроме таких крупных, как Каспийское и Аральское моря, имеется немало озёр с площадью в сотни и тысячи квадратных километров: это озеро Балхаш, Зайсан, Алаколь, Тенгиз.
По численности преобладает малые озера - 94%. Вода в большинстве озер соленая, причём, многие из них служат для добычи соли. Количество озёр в зависимости от климатических условий уменьшается с севера на юг. Образование озёрных котловин происходит по-разному. Озёра могут образоваться в результате затопления впадин на земной поверхности.
Каспийское море, Аральское море и озеро Балхаш - остаточные озера бывших морских водоемов.
Каспийское море - самое большое озеро земного шара (371 тыс кв.км). Каспийское море хотя и называют морем, но на самом деле оно – озеро, потому что Каспий не связан ни с одним океаном. К Казахстану относится большая часть северного и половина восточного побережья. Озеро имеет небольшую глубину - от нескольких метров у берега до 200 метров в середине. Питание происходит в основном за счет впадающих в него рек.
Каспий богат рыбой, так же в нем водятся тюлени. Наличие тюленей говорит о том, что когда-то Каспийское море было связано с Северным Ледовитым океаном. Наиболее ценными видами рыб являются осетровые - осётр, севрюга, шип; так же вылавливается лещ, сельдь, вобла, судак и сазан.
Каспий – крупный нефтяной район. Здесь сосредоточены предприятия нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей и химической промышленности.
Аральское море - второе по величине озеро Казахстана. Глубина озера невелика, в среднем 15м. когда-то Аральское море было полноводным и занимало большую площадь. Сейчас море обмелело из-за бездумного использования людьми вод Амударьи и Сырдарьи.В некоторых местах берег Арала отступил на 100 километров. Вокруг него образовалась солончаковая пустыня. Она абсолютно безжизненна. Там нет воды и не растут растения. На озере есть ряд островов, наиболее крупные из них Кокарал, Барса-Кельмес. На острове Барса-Кельмес находится единственный в мире заповедник антилопы-сайги. Экологическая обстановка настолько ухудшилась, что с острова пришлось срочно эвакуировать редких животных.
Балхаш - третье по величине озеро Казахстана. Его длина 614 км, Средняя ширина около 30 км. Наибольшая глубина достигает 26 м. Летом температура воды в озере поднимается до 27°С. Зимой озеро замерзает на 120-140 дней. Вода в Балхаше наполовину пресная. В озере обитает несколько видов рыб, здесь водятся окунь, сазан, губач, гольян и сибирский лещ. По берегам гнездится много дичи: стаи уток, гусей и др. В камышах водятся кабаны.
Жемчужина казахстанской природы - озеро Боровое. Сюда приезжают отдыхать и поправить здоровье многие казахстанцы.

15