Конспект урока литературы по прочитанному произведению Д.Дефо Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо Человек в экстремальной ситуации.(7 класс)
Открытый урок в 7 классе по произведению Д.Дефо «История Робинзона Крузо…» и просмотренному кинофильму «Изгой»
Луганская областная специальная общеобразовательная школа-интернат
Учитель русского языка и литературы Грицай Оксана Викторовна
Г. Луганск. 2014 год
Открытый урок в 7 классе по произведению Д.Дефо «История Робинзона Крузо…» и просмотренному кинофильму «Изгой»
Человек в экстремальной ситуации
Цель:
Образовательная:
Обобщить знания по прочитанному отрывку из романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».
Определить человеческие качества Робинзона и Джейка, которые им помогли выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
Развивать умения анализировать и сравнивать поступки людей в экстремальных условиях на примерах прочитанного произведения и просмотренного кинофильма, рассуждать, обосновывать сое мнение, делать обоснованные выводы.
Развивающая:
Способствовать развитию интереса к зарубежной литературе.
Совершенствовать развитие речевых навыков, сравнительно-сопоставительного анализа.
Способствовать развитию образного, абстрактного мышления.
Воспитательная:
Воспитывать чувства сопереживания, качества, помогающие противостоять жизненным трудностям.
Оборудование: тексты, презентация к уроку, рисунки детей к произведению и просмотренному фильму, карточки с заданиями, тетради
Педагогическая инструментовка: оформление доски (записана тема урока, этапы урока); в разделе «словарь к уроку» записаны следующие термины:
Экстремальный – чрезвычайный, крайний, необыкновенный.
Ситуация – совокупность условий и обстоятельств, которые создают определенное положение, вызывают те или другие взаимоотношения людей.
Экстремальная ситуация – угроза жизни человека, здоровью, имуществу.
Словарь: отчаяние, внимание, вежливость, аккуратность, страх, лень, трудолюбие, терпимость (терпение), смелость, трусость, отвага, упорство, злость, одиночество, изобретательность, оптимизм (вера в хорошее), любовь, выносливость, зависть, ужас, уныние, вера в себя.Ход урока:
I Актуализация опорных знаний:
Учитель: ребята, ответьте на ряд вопросов.
С произведением какого писателя мы с вами познакомились?
Продолжите: Данизль Дефо - ………..
Какое произведение считается главным в творчестве Даниэля Дефо?
К какому жанру литературы оно относится?
Сколько книг про Робинзона Крузо написал Д. Дефо?
С какой частью романа мы с вами познакомились?
II Мотивация учебной деятельности:
Учитель:
У каждого человека, живущего на земле, свой характер, свои планы и свои цели. Кто-то любит деньги и власть, кто-то воспитывает детей, кто-то строит, кто-то лечит. Случается иногда так, что человек попадает в трудную ситуацию и остается без помощи других людей. И тогда у него остается только его характер и его жизненный опыт.
Люди по-разному ведут себя в таких трудных ситуациях: одни опускают руки, и даже погибают, другие – сильные, волевые, решительные – начинают искать выход, стараются изменить ситуацию.
И сегодня на уроке мы с вами будем говорить о таких людях.
Посмотрите на доску (словарная работа ) скажите, жизнь на необитаемом острове – это привычные условия для современного человека, живущего в городе? (нет)
а в современном мире может человек попасть экстремальную ситуацию? (что может произойти – авиакатастрофа, кораблекрушение)
какой фильм мы с вами недавно посмотрели о современном человеке, попавшем на необитаемый остров? («Изгой»).
(обращение к доске)
III Объявление темы и цели урока:
Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Человек в экстремальной ситуации». Сегодня на уроке мы с вами сравним две истории, истории выживания людей на необитаемом острове – историю Робинзона из прошлого, написанную английским писателем Д.Дефо и историю современного «робинзона» Джейка из кинофильма «Изгой».
IV Работа над темой урока:
На уроке мы с вами будем сравнивать условия жизни двух героев на острове.
А в конце урока нам с вами надо будет ответить на такой вопрос: какие человеческие качества помогли нашим героям выжить на острове? И возможно сравнить, чьи условия жизни оказались труднее?
Выполнение заданий
Итак, начнем :
задание 1:
В первом задании «путешествие на остров» вам необходимо вспомнить некоторые моменты из жизни наших героев на островах и выбрать правильные ответы. У вас 5 минут на это задание.
Джейк
Робинзон
Как наши герои попадают на остров?
Авиакатастрофа;
Кораблекрушение;
Землетрясение Авиакатастрофа;
Кораблекрушение;
В. Землетрясение
Где первый раз переночевали на острове наши герои?
В шалаше;
На берегу;
На дереве В шалаше;
На берегу;
На дереве
Сколько лет на острове находились наши герои?
28
5
4,5 28
5
4,5
Назовите друзей, которые у них появились на острове.
Рыбы;
Человек;
мяч Рыбы;
Человек;
мяч
назовите самую драгоценную находку на острове для наших героев:
коньки;
деньги;
ящик с инструментами коньки;
деньги;
ящик с инструментами
где жили наши герои на острове?
В палатке;
В ущелье;
В построенном и огороженном жилище В палатке;
В ущелье;
В построенном и огороженном жилище
Ключи:
Робинзон
1 Б2 А3 А4 Б5 В6 ВДжейк
1 А2 Б3 В4 В5 А6 Б
Учитель: возьмите красные ручки и проверьте написанное у товарищей (взаимопроверка)
давайте вспомним первые ощущения Робинзона после того, как он понял, куда он попал. Откройте учебник на странице 285 и прочитайте. Какие синонимы можно подобрать из нашего словаря к прочитанному.
а скажите, чувства Джейка были похожими на чувства Робинзона? (да)
как повели себя наши герои в сложившейся ситуации, они сложили руки ? что они стали делать, чем заниматься? (трудиться)
задание 2:
Найдите в учебнике, каким трудом стал заниматься Робинзон? Выберите и прочитайте. Учащиеся работают с материалом учебника и выбирают необходимую информацию(………………………….)
А теперь Лера вспомнит, что пришлось делать Джеку на острове? (Лера у доски рассказывает как работал на острове Джейк…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..)
спасибо вам, ребята. Давайте с помощью нашего словаря скажем, какими качества нужны были нашим героям когда они работали . На доске записан рад прилагательных, учащимся необходимо выбрать только нужные для ответа на вопрос (трудолюбие, выносливость, смекалка, терпение). Смотреть словарь в начале урока.
задание 3:
Спасибо вам, ребята. А теперь выполним следующее задание. Для этого вам нужно разделиться на две группы :Задание для 1-й группы: откройте книги на странице 294 и придумайте к отрывку 3 вопроса.
Задание для 2-й группы: посмотрите внимательно отрывок и придумайте тоже 3 вопроса. (5 мин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
А теперь задайте друг другу вопросы. ( Одна группа учащихся задает вопросы, а вторая отвечает на них, стараясь при этом построить правильные грамматические конструкции своих предложений в ответах)
задание 4:
А теперь давайте поиграем. Я уже говорила, что каждый человек может оказаться в экстремальной ситуации или попасть на необитаемый остров. Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Как вы думаете, какие из данных вещей вам бы пригодились для жизни на острове?
(на доске появляются картинки, ребятам дается возможность выбрать на их взгляд более важные)
(утюг, книга, спички, телевизор, удочка, зонт, мяч, губная помада, зеркало, веревка, ласты, лопата, бадминтон).Итог:
мы с вами понимаем, что человек может оказаться в сложной, безвыходной ситуации в любую минуту своей жизни. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели и сравнили некоторые моменты пребывания наших героев в непростых условиях. Давайте теперь ответим на такой вопрос:
Наши герои выдержали все испытания, которые им подбросила судьба или сломались?
(……………………………………………………………………………………………………………………….)
Какие черты характера помогли нашим героям выжить в экстремальных ситуациях?
(…………………………………………………………………………………………………………………………..)
(учащиеся с помощью словаря, который записан на доске выбирают необходимые слова)
Давайте запишем вывод: (на мультимедийной доске записано предложение: Только ……, ……., ……. помогли главным героям Робинзону Крузо и Джейку выдержать все испытания. ……… и желание жить давали надежду на …………. ……….. ) .Только мужество, сила воли, терпение, помогли главным героям
Робинзону Крузо и Джейку выдержать все испытания.
Любовь и желание жить давали надежду на возвращение домой.
Домашнее задание:
По заданному плану составить краткую портретную характеристику героев Робинзона Крузо и Джейка. (карточки приложения № 1)
Портретная характеристика
Робинзона Крузо
План
Кто этот человек.
Как попал на остров.
Какими качествами обладает.
219075546100Портретная характеристика
ДжейкаПлан
Кто этот человек.
Как попал на остров.
Какими качествами обладает.
Самоанализ урока литературы в 7 классе по произведению Д.Дефо «История Робинзона Крузо…» и просмотренному кинофильму «Изгой» Человек в экстремальной ситуации
Учителя русского языка и литературы Грицай О.В.
Цель:
Образовательная:
Обобщить знания по прочитанному отрывку из романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».
Определить человеческие качества Робинзона и Джейка, которые им помогли выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
Развивать умения анализировать и сравнивать поступки людей в экстремальных условиях на примерах прочитанного произведения и просмотренного кинофильма, рассуждать, обосновывать сое мнение, делать обоснованные выводы.
Развивающая:
Способствовать развитию интереса к зарубежной литературе.
Совершенствовать развитие речевых навыков, сравнительно-сопоставительного анализа.
Способствовать развитию образного, абстрактного мышления.
Воспитательная:
Воспитывать чувства сопереживания, качества, помогающие противостоять жизненным трудностям.
Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков
Методы : использование на уроке репродуктивного метода (работа с учебником), частично – поисковый использован в работе по редактированию предложений, работе с текстом. Осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).
Формы работы: самостоятельная работа, работа в паре, работа в малых группах, фронтальная работа.
На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся : осуществление самопроверки при работе с тестами и текстом , для визуального восприятия информации (подтверждение найденного в тексте и актуализация опорных знаний, игровые моменты), при подачи справочного материала.
Приемы :
был использован дидактический материал на нравственную тему(черты характеров людей); задания , побуждающие к выявлению авторской позиции , высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались учебником, карточкой – информатором.
Цели урока реализовывались
Воспитательная . Через работу с текстом (произведение Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо») и отрывки из кинофильма «Изгой», нахождение языковых средств, которые использовал автор. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в малых группах учит работать в коллективе.
Развивающая :
Развитие речи осуществлялось через монологические ответы (с места, рецензирование, работа в паре и малой группе).
Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей
( сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения самостоятельной работы, когда выполнялась работа «путешествие на остров», при частичном комплексном анализе текста, отрывка из кинофильма.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ.
Коммуникативно-деятельный : работа с текстом, работа со словарем.
Интегрированный. Связь с географией и развитием речи осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текста
Организация самостоятельной деятельности учащихся : при выполнении самостоятельной работы в роли корректора, практической работы.
Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу с тестом к просмотренному фильму и прочитанному произведению.
Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, внимание к речи других учащихся, обучению связной речи, коррекции произношения.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
2.Устный опрос (актуализация опорных знаний);
3. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;
4. Проведен игровой момент.
5. Было отведено время для выводов.
6.Дано домашнее задание ( дифференцированное, по выбору учащихся );
7. Итоги урока были подведены учащимися .
Метод обучения , использованный на уроке , частично-поисковый.
Частично-поисковый ,потому что на уроке знания (выводы, сравнения, обобщения) не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали , обобщали , делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ текста и фильма).
На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся . Через проектор выводились на экран различные виды самостоятельных работ. Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить заданий на уроке.
Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с дидактическим материалом, работа в малых группах. Чередовались различные виды самостоятельной деятельности учащихся . Темп работы был несколько ускоренный , но учащиеся привыкли к нему. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.
Оценки учащимся объявлены .