Программа самореализации личности (ряд интерактивных методов для осмысления философской сути романа Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)

ПРОГРАММА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
(ряд интерактивных методов для осмысления философской сути романа Д.Дефо
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)


Заканчивается изучение значительного по своему воспитательному влиянию на учеников романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Мы предлагаем ряд интерактивных методов, которые помогут глубже понять нашим не очень взрослым ученикам всю философскую суть этого произведения, будут учить задумываться над поступками людей, давать им адекватную оценку.


Автор проводит в романе эксперимент над человеческой природой.

Цель: раскрыть возможности человека, указать на его предназначение в огромном мире, в природе, в обществе.

Опытная лаборатория – необитаемый остров.

Этапы эксперимента:
1 этап «Познание самого себя»
2 этап «Усвоение Библии»
3 этап «Покорение природы»

Первый этап
Почему Робинзон уходит в море?
Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете?
Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца?
А подготовлен ли Робинзон к морю
Как воспитан Робинзон?
Готов ли он к какой-нибудь деятельности?
Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море?
Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?
Что главное в человеке разум или страсти?
Как называет свой остров Робинзон?
Как вы думаете почему?
Какие чувства не дают покоя Робинзону?
Научился ли Робинзон контролировать их.

Второй этап
Как сказалось изучение Библии на образе жизни Робинзона?
Каково значение Библии для Робинзона?
Какие действия он предпринял, руководствуясь Библией?
Уточните, когда Робинзон начинает по-настоящему осваивать остров?
Связано ли освоение Робинзоном Библии с освоением природы?

Третий этап
Что главное для Дефо в труде: работа руками или работа головой?
Как вы понимает выражение «покорение природы». В чём оно заключается?
Какова задумка автора?
Какое значение имеет художественная деталь при описании трудовой деятельности Робинзона?
Что хочет подчеркнуть Дефо: результат труда, простой физический труд или же то, как работает Робинзон Крузо?

Делаем вывод


(Вопросы и задания для изучающих роман)

1. Каковы были действия Робинзона на необитаемом острове? Почему, на ваш взгляд, они изложены именно в такой последовательности?

2. Что взял с собой Робинзон с разбитого корабля? Почему именно эти вещи Дефо считает самыми необходимыми для своего героя?

3. Что говорит Робинзон Крузо о деньгах? Какая важная идея эпохи Просвещения стоит за этим эпизодом?

4. Прочтите и прокомментируйте список "Зло и Добро" из дневника Робинзона.

5. Какая особенность мировоззрения людей эпохи Просвещения проявилась в подробных описаниях процесса изготовления того или иного предмета? Найдите эти описания. Смогли бы вы сами обжечь горшок, следуя этому описанию?

6. Как описываются в "Робинзоне Крузо" дикари? Зачем, на ваш взгляд, Дефо так подробно описывает встречу Пятницы с отцом?

7. Каким образом устроил Робинзон управление колонией на своем острове? Как бы вы прокомментировали такое общественное устройство?

8. Какие подражания "Робинзону Крузо" вы знаете (в кино, в литературе)? Как в них отражаются время и место их создания?
















Times New RomanПодумаем Вместе?Times New Roman