Внеурочное занятие в кружке Дорогою добра по теме :Семейные традиции


Внеурочное занятие в студии «Дорогою добра»
Тема:«Семейные традиции. Семейные ценности.»
Цели занятия: - развивать интерес к семейным традициям и русской культуре, расширять представление о быте своих предков, воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к прошлому нашей родины.
Оформление: класс украшен воздушными шарами. На стенах – рисунки учащихся, семейные фотографии, плакаты с пословицами и поговорками о семье:
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- На что клад, коли в семье лад.
- Дружная семья гору свернет.
Ход занятия:
1.Актуализация знаний.
Учитель: - Отгадайте ребус: Мой первый слог Средь цифр найдете, Конец – ищите в алфавите. А целое не трудно отгадать, Взирая на детей, на их отца и мать.( слайд1)
2.Учитель: - Нашу встречу я начну с чтения сказки. (звучит тихая музыка) (слайд2)«Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было.В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный?»Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они спешат?»«Ты узнала тайну спешащих странников?» - спросила Луна.«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?»И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая преграды, потому что знал, дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: « Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?»«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна семья».- Вам понравилась сказка?- Почему Звёздочка грустила?- Какая мечта была у Звёздочки?
Учитель:- Что значит для всех нас слово «семья».
 ( выступления учеников)1. Праздника такого нет в календаре, Но для нас он важный в жизни и в судьбе. Без него мы просто не смогли бы жить, Радоваться миру, учиться и творить.
 2. Когда родилась наша дружная семья, Рядом с папой и мамой не было меня. Часто я смотрю на фото их красивое, И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую. Спрашиваю папу: «Где я был тогда?» Отвечает папа: «Не было тебя!» Как же может быть такое, чтобы без меня Родилась такая дружная семья? 
3. Я так люблю, когда луна глядит в окошко, И сказки тихо бродят по углам. А рядом мама держит за ладошку, И гладит мои волосы слегка. 
4. Сегодня в доме выходной, Сегодня - воскресенье. Мы с папой на кухне колдуем вдвоем, Для мамы печем печенье. Мы стол накрываем и ставим цветы, Печенье кладем на блюдо. Мы маме подарим любовь и букет, А мама помоет посуду. 
5. Мой папа любит в дневнике Красиво расписаться, А с двойками, что ставят мне, Он разрешает маме разбираться.
6. Две бабушки на лавочке Сидели на пригорке, Рассказывали бабушки: «У нас одни пятерки». Друг друга поздравляли, Друг другу жали руки, Хотя экзамен сдали Не бабушки, а внуки. 
7. Ходит в школу на собрания, Варит бабушка бульон. Ей за это каждый месяц Носит деньги почтальон. Если бабушка сказала: «То - не трогай, то - не смей!», Надо слушать, потому что Дом наш держится на ней. 
8. Наш дедушка не любит тени, Он любит солнышка тепло. Дрожат у старого колени, Ходить бедняге тяжело. Но без него мы жить не можем, Он не чужой, он наш - родной, Он выйдет, мы ему поможем, Поставим стульчик раскладной. И хорошенечко усадим, Укроем ноги, а потом Седую бороду разгладим Или косички заплетем. 
9. Сегодня праздник у меня, Сегодня день рождения! Придет поздравить вся семья, Готовим угощенье! Две бабушки мои придут И два солидных деда Рассказы слушать их люблю Про светлый день Победы! Придет любимая сестра С племянницей - малышкой. И с важным видом буду ей Показывать я книжки. Сегодня очень счастлив я! Я жду тебя, моя семья!
Моя семья.
Семья - в этом слове и папа, и мама, и я.В семье много радости, мира, тепла.Я очень хочу, чтобы папа и мамаВсегда были вместе, всегда были рядом.Я с ними гуляю, играю, живу.Своею любовью я их берегу!Пусть папа и мама живут долго-долго,Ведь я этого очень и очень хочу!Я в школе и дома уроки учу.Хочу быть похожа на маму свою.Она все умеет: и шить, и вязать.И вкусно готовить, и пыль вытирать.А праздник наступит И наша семья Готовит на кухне большого гуся.Это наша семейная традиция.
Учитель: - Наша тема сегодняшнего занятия: «Семейные традиции».
Слово «традиция»означает передачу обычаев и обрядов из поколения в поколение одного народа. Традиции, в отличие от обычаев, обращены к духовному миру человека. Например, традиционная вежливость предписывает людям обычай приветствовать встретившегося на улице знакомого человека. Во многих российских деревнях и сёлах и сегодня на улице приветствуют любого встречного человека, знакомого и незнакомого. А традиционное гостеприимство предписывает усаживать гостя за стол и угощать его «чем Бог послал». То есть всей имеющейся в доме пищей.
Ученик :Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»
Групповая работа.
Поразмышляем вместе
В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.
(раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они прочитали)
Текст для 1 группы.
Я на стол накрыла к чаю,Я сегодня жду гостей.Я в прихожей их встречаю,Пусть они идут скорей!Всех за стол я усажу.«Угощайтесь!» — всем скажу.Я скажу: «Друзья, подружки,Есть печенье,— есть ватрушки,Есть варенье, есть ирис —Называется «Кис-кис».Чайник песенку запел.Он запел: «Я закипел!Я киплю, киплю, киплю,Чаем всех поить люблю!»Вот и гости — тут как тут,Вот они к столу идут.Все садятся по местам,Я сейчас им чаю дам.Всем друзьям и всем подружкамРазливаю чай по кружкам,Чай горячий, ароматный...Быть хозяйкой мне приятно!
- О какой традиции идет речь?
-Правильно , ребята ! С незапамятных времён есть такая традиция, праздновать День рождения. Считалось, что именно в этот день злые силы приближаются к человеку. Поэтому все члены семьи и друзья собирались под одной крышей, чтобы защитить именинника добрыми мыслями, пожеланиями и, конечно же, подарками.
Текст для 2 группы.
Отрывок из детского сочинения
Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
- О какой традиции идет речь?
Текст для 3 группы.
Отрывок из детского сочинения
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
- О какой традиции идет речь?
Учитель: - Если в семье из поколения в поколение воспитывается трудолюбие, значит, такая семья крепко стоит на ногах.
Текст для 4 группы.
Иногда, когда к нам приезжают родные и друзья, мы садимся за стол всей семьей и с волнением перелистываем пожелтевшие со временем страницы с фотографиями. Просмотр всегда сопровождается интересными, иногда смешными или грустными комментариями. Эти снимки очень дороги, так как на них запечатлены родные нам люди, интересные моменты и события из их жизни.  Очень важно знать об истории своей семьи, о своем происхождении. Из бабушкиных рассказов я узнал, что мой прадедушка был участником Великой Отечественной войны, он участвовал в военных действиях под Ленинградом, в Петрозаводске. Я очень горжусь, что мой прадедушка был настоящим отважным защитником нашей Родины. Мы не должны забывать ни историю наших предков, ни историю нашей страны. Мне приятно, что я могу подержать фотоальбом в руках, ощущая при этом, как приближается ко мне история моей семьи. - О какой традиции идет речь?
Учитель: - Благополучная семья – это семья в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.
-А всегда ли так хорошо бывает дома? (нет)
-Давайте посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так: у меня на столе лежат фигурки красного и синего цвета ( треугольники).
- А теперь, если у вас в семье с родителями или с братьями, сёстрами проблем нет, то возьмите синий треугольник, если возникают проблемы - красный.
(Выполнив работу, дети помещают треугольники на доску).
-Посмотрите, какая разноцветная картинка у нас получилась.
- Значит, в семье у вас есть проблемы. Какие? (Ребята говорят проблемы)
Учитель предлагает ученикам рассмотреть некоторые ситуации, которые могут произойти у них в семье.
Учитель: - А теперь, допишите на доске пословицы:
1.Где любовь да совет, там и горя…( нет)
2. Где мир и лад, не нужен и…( клад )
3.Лучший клад, когда в семье…( лад)
Разминочка Вы все любите отдыхать. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во времяразминочки. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает близким, встаньте и хлопните в ладоши
- Хлопните те, кто очень любит свою семью.
Творческая деятельность
Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл, в нем вырезки, рисунки о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии.
-Семья- это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь пойдёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.
Притча.
В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест.
« Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» -удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец.
Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать одно и то же слово- «понимание», - пока не написал его сто раз.
«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
Учитель:-Подводя итог занятия я хочу пожелать вам:
Дай Бог Вам мудрости в решенияхИ умножение лучших качеств.Традицией пусть в доме будетК старшим большое уважение.С детьми прекрасное общениеИ понимание их чудачеств.
У каждого народа - свой обычай, у каждой семьи - свои традиции. Но для всех нас, людей, должна стать главной традицией - жить по законам добра и справедливости. Пусть в каждой семье главным богатством станет бережное отношение друг к другу, сочувствие и взаимопонимание.
Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который мы трепетно будем передавать из поколения в поколение, как передаём сейчас из рук в руки вот эту свечу- символ домашнего очага и душевной теплоты.
Приложение.
Тест « Незаконченное предложение».
Семья- это… _______________________________________________
Мои родители - это…________________________________________
Радость в моей семье - это…__________________________________
Горе моей семьи - это…______________________________________
Вдали от родного дома я буду вспоминать…____________________
Из традиций моей семьи мне нравится…_______________________
Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…________________
___________________________________________________________
8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это…
_________________________________________________________
9. Больше всего мои родители боятся, что…_______________________
Текст песни «Дорога добра»
Авторы:Энтин Ю. (слова), Минков М. (музыка)
Спроси у жизни строгойКакой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт не как сестра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.
Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Спроси у жизни строгойКакой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Тест « Незаконченное предложение».
Семья- это… _______________________________________________
Мои родители - это…________________________________________
Радость в моей семье - это…__________________________________
Горе моей семьи - это…______________________________________
Вдали от родного дома я буду вспоминать…____________________
Из традиций моей семьи мне нравится…_______________________
Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…________________
___________________________________________________________
8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это…
_________________________________________________________
9. Больше всего мои родители боятся, что…_______________________
Тест « Незаконченное предложение».
Семья- это… _______________________________________________
Мои родители - это…________________________________________
Радость в моей семье - это…__________________________________
Горе моей семьи - это…______________________________________
Вдали от родного дома я буду вспоминать…____________________
Из традиций моей семьи мне нравится…_______________________
Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…________________
___________________________________________________________
8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это…
_________________________________________________________
9. Больше всего мои родители боятся, что…_______________________
Текст для 1 группы.
Я на стол накрыла к чаю,Я сегодня жду гостей.Я в прихожей их встречаю,Пусть они идут скорей!Всех за стол я усажу.«Угощайтесь!» — всем скажу.Я скажу: «Друзья, подружки,Есть печенье,— есть ватрушки,Есть варенье, есть ирис —Называется «Кис-кис».Чайник песенку запел.Он запел: «Я закипел!Я киплю, киплю, киплю,Чаем всех поить люблю!»Вот и гости — тут как тут,Вот они к столу идут.Все садятся по местам,Я сейчас им чаю дам.Всем друзьям и всем подружкамРазливаю чай по кружкам,Чай горячий, ароматный...Быть хозяйкой мне приятно!
- О какой традиции идет речь?
Текст для 2 группы.
Отрывок из детского сочинения
Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
- О какой традиции идет речь?
Текст для 3 группы.
Отрывок из детского сочинения
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
- О какой традиции идет речь?
Текст для 4 группы.
Иногда, когда к нам приезжают родные и друзья, мы садимся за стол всей семьей и с волнением перелистываем пожелтевшие со временем страницы с фотографиями. Просмотр всегда сопровождается интересными, иногда смешными или грустными комментариями. Эти снимки очень дороги, так как на них запечатлены родные нам люди, интересные моменты и события из их жизни.  Очень важно знать об истории своей семьи, о своем происхождении. Из бабушкиных рассказов я узнал, что мой прадедушка был участником Великой Отечественной войны, он участвовал в военных действиях под Ленинградом, в Петрозаводске. Я очень горжусь, что мой прадедушка был настоящим отважным защитником нашей Родины. Мы не должны забывать ни историю наших предков, ни историю нашей страны. Мне приятно, что я могу подержать фотоальбом в руках, ощущая при этом, как приближается ко мне история моей семьи. - О какой традиции идет речь?