Выступление на семинаре Одаренный ребенок
«Воспитывать - значить организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети»
Л. С. Выготский
Одаренность – что это для современной школы?
Что такое же такое одаренность?
Редкий индивидуальный дар или реальность современного мира? Как учителям относиться к одаренным детям? Одарённые дети, какие они? Вопросов очень много и ответов можно найти великое множество.
Одаренные, талантливые дети очень разные, не похожие друг на друга. Впрочем, это справедливо в отношении всех детей. Их нельзя не заметить, они выделяется особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности.
В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие :
- потенциала ученика;
- способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе;
- умения ставить цели и искать способы их достижения;
- потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора;
- постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Уже шесть лет в нашей школе работает школьное научное общество «Эрудит» . В работе общества принимают участие не только ребята, но и учителя. Учитель –это консультант, помощник в работе над проблемой, в исследованиях, в работе по этапам проекта. Кто же поможет ученику найти необходимую информацию? С кем посоветоваться, когда на пути встречаются трудности? Учитель- это обязанности, это необходимость в постоянном совершенствовании своего мастерства.
ФГОС поставил перед школой очень сложную задачу: воспитание конкурентоспособной личности. Но ведь в сельской школе обучаются все ребята, не только одаренные. А цели для всех одинаковые. И вот когда в процессе работы выявляются у ребенка способности к какому - то виду деятельности.
В школе часто называют одаренными ребят, которые «легко» обучаются. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы».
Еще один тип одаренности это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности музыке, танце, живописи, сценической деятельности.
Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.
Очень интересна спортивная одаренность. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Понимание типологии одаренности это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.
Существует много диагностик и методик для выявления одаренности.
Очень хочется верить, что все дети смогут проявить свои способности в школе, найдут свое место в жизни и будут реализованы все их внутренние ресурсы. Это принесет удовлетворение самому человеку и поможет процветанию страны.
Ляхова Е.В., педагог- психолог МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»
Кадыкова Т.В., заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»