Доклад на районном семинаре учителей музыки «Воспитание нравственной личности на уроках музыки».
Доклад
на районном семинаре учителей музыки
«Воспитание нравственной личности на уроках
музыки».
учитель музыки МБОУ СОШ № 4
ст. Зольской,
Остапенко Татьяна Александровна
ст. Зольская,
2013 год.
На протяжении ряда лет я работаю над темой «Воспитание нравственной личности на уроках музыки».
Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности.
Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.
В своей работе я опираюсь на программу «Музыка» для 1-8 классов основной школы, разработанной авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского, которая нацеливает меня на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их духовной культуры.
Работая уже несколько лет по программе Д. Кабалевского, я стремлюсь вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода, «сверхзадача» в школьных занятиях музыкой. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое планирование. Творчески подходя к программе, я ни в коем случае не разрушаю ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. При этом из различных видов учебной деятельности в каждом случае избираются наиболее необходимые, и все они связываются в единый тематический узел. Отдельные произведения, мои комментарии и вопросы, ответы учащихся – все что происходит на уроке, подчиняется основной теме как общей закономерности, объединяющей все частные случаи.
В программе Кабалевского используются направления музыкального развития учащихся 1-8 классов, которые изложены в нормативных документах по образовательной области «Искусство» (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классики и современной музыки, обновленный песенный репертуар). Программа под редакцией Д. Б. Кабалевского предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий – это слушание музыки и размышления о ней, хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование, импровизация, выражение учащимися собственных музыкальных впечатлений в вокализации, рисунках, расширяет возможности участия детей в проектной деятельности, организации досуга, занятиях по дополнительному образованию. Раздел программы «Примерный музыкальный материал» включает дополнительный музыкальный материал, соответствующий учебным темам и отвечающий таким критериям, как художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность..Так же кроме музыкального материала, в программу включены произведения литературы, изобразительного искусства (иконография, живописьё скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино (видеофильмы), которые помогают мне работать по воспитанию нравственности у школьников.
На своих уроках изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
Развитие музыкальности (музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения)
Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. Особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение, инструментальном музицировании, импровизации, драматизации музыкальных произведений;
Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В результате изучения предмета я стараюсь научить ребенка:
понимать специфику музыки, как вида искусства;
понимать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
знать основные формы музыки;
знать характерные черты и образы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
знать виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
знать имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей.
В своей педагогической деятельности стараюсь научить учащихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
певческого и музыкального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио – и телепередач и др.) выражение своих личный музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности
Одна из важнейших линий в моей работе – это тематическое построение программы (приложение). Тематическое построение программы дает мне два существенных преимущества. Во-первых, я получаю возможность «свободно маневрировать» в рамках четвертной программы и программы всего года, не выходя за пределы основных тем. Во-вторых, я вооружаюсь «тематическим компасом», который помогает мне ясно видеть направление занятий на протяжении всего года и облегчает решение весьма трудных задач в области эстетического установления критерия требований к учащимся.
Это свободное маневрирование» при ориентации на «тематический компас» дает мне не только возможность улучшить учебно-воспитательный процесс в целом, но, прежде всего, помогает в решении одной важнейшей задачи музыкального образования в школе – творческого развития учащихся.
Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих передо мною. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающие именно творческую жилку в ребенке. Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности:
Слушание музыки
(Личностно – окрашенное эмоциональное восприятие и оценка изучаемых образов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.)
Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой.
Общение
Для предмета «музыка» общение - одно из центральных понятий. Это взаимодействие учителя и учеников, имеющее эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить, как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Размышления детей на уроках музыки – это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.
Пение.
(Хоровое, ансамблевое, сольное. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений, в поисках вариантов их исполнительской трактовки.)
Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности проходит в процессе накопления и «проживания» ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная тренировка которых и дает новое качество – развитие их как творческой культуры и духовной личности. Большую творческую радость доставляют мне подготовки и проведение уроков – концертов. Детям нравится такая форма. Мы приглашаем родителей, учителей стать очевидцами совместного творчества.
Инструментальное музицирование.
(Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.)
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, я опираюсь на следующее: ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция, учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения и помогает найти ученику прием исполнения.
Игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсит жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувства ритма. Тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Драматизация музыкальных произведений.
Создание художественного замысла и воплощение содержания музыки сценическими средствами. Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения происходит во время подготовки школьных концертов, внеклассных мероприятий. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, выступать перед публикой, интересно проводить время. Для многих этот вид деятельности является средством самоутверждения, духовно-творческого искания.
Музыка и современные технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.
Задача не только урока музыки, но и школы – средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки – импульс для достижения этих целей.
Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ № 27 города Ставрополя,
Ляшенко Елена Николаевна
Практические рекомендации для наиболее успешного нравственного воспитания учащихся средствами музыки:
1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;
2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.
3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.
4. Проводить музыкально-обрядовые игры..
5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения.
Музыка занимает особое место в воспитании нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию.
15