Коррекционного занятия для подростков оказание психолого-педагогической помощи и поддержки жертвам физического насилия «Агрессии быть, или не быть?».


Конспект коррекционного занятия для подростков
Методическая разработка занятия, направленного на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки жертвам физического насилия «Агрессии быть, или не быть?».
Педагог – психолог Е.В. Гончарова
Цель предлагаемого занятия: выявить агрессивные тенденции в поведении подростков посредством практических упражнений; снижение агрессивных проявлений, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное. Контингент потенциальных участников тренинга: Воспитанники детского дома среднего возраста Время: 1 академический час.Материалы: листы бумаги, ручки, цветные карандаши.Ход занятия.1. Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуйте, это Я!».Цель: создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.Время: 5 минут.Техника проведения: подростки здороваются друг с другом, говоря фразу: «Здравствуйте, это Я!»».Инструкция: «Давайте поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Здравствуйте, это Я!».2. Упражнение «Поезд».Цель: развитие группового взаимодействия и сотрудничества.Время: 5 минут.Техника проведения: игра проводится в круге. Сначала участники группы рассчитываются на первый-второй. Первые номера делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера делают два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу. Таким образом, имитируется стук колес поезда.Инструкция: «Давайте рассчитаемся на первый-второй. Первые номера делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения будем повторять по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу, имитируя стук колес поезда».3. Мини-лекция «Эмоции в жизни человека».Время: 15 минут.Психолог. В жизни человек реагирует на всё, что окружает, на отдель¬ные факты и явления не бесстрастно, а определённым образом. В природе чувств сущест¬вуют как положительные эмоции, которые приносят приятные ощущения, так и отрицательные, при которых человек может потерять контроль над своим пове¬дением. При неконтролируемом поведении человек впадает в состояние аффекта.Что такое аффект. Аффекты – эмоциональные состояния, противоположные настроению. Это бурные, эмоциональные кратковременные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Человек теряет самоконтроль. Такие эмоцио¬нальные чувства, как гнев и агрессия – есть аффективные реакции, которые могут привести к самым не предска¬зуемым результатам.Гнев и агрессия - это, прежде всего, неумение справиться с самим собой. Мир и люди в нём не всегда соответствуют нашим желаниям. Если это происходит, мы пытаемся изменить ситуацию так, как нам кажется более правильным в данный момент. Не удаётся – мы злимся. Но от нашего гнева чаще всего тоже ничего не меняется, только ещё больше ухудшается наше настроение. Мы становимся всё более агрессивными.Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей. Существуют такие виды агрессии, как физическая (с применением физи¬ческой силы и нанесением ущерба здоровью) и вербальная (словесное оскорб¬ление, обзывание, ругательства).Агрессия — есть неприспособленность к социальной среде.Почему агрессивное поведение оказывает пагубное влияние на человека?Во-первых, в состоянии аффекта человек теряет возможность контроля.Во-вторых, агрессивный человек испытывает стрессовое состояние, т.е. сильное нервное напряжение, которое оказывает вредное воздействие на пси¬хическое здоровье человека.В-третьих, страдает физическое здоровье, при котором заболевают внутренние органы: система тонкого кишечника, сердца, сосудов, печени и т.д.И, наконец, агрессивный человек в момент озлобленности выглядит очень некрасиво, от этого появляются морщины, меняется выражение лица, ко-торое откладывает свой отпечаток и на весь характер.Вывод достаточно простой: чем больше человек проявляет агрессию по отношению к другому, тем всё больше он вредит самому себе.Ведь ещё римский философ Сенека сказал: «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой".4. Упражнение - игра «Ругаться вслепую».Цель: уменьшить вербальную агрессию.Время :10 минут.Техника проведения: один из участников закрывает глаза и представляет какого-то человека (недруга). Ему предлагается высказать всё, что о нем думает. Затем обсуждаются чувства и эмоции.Инструкция: «Ведущий закрывает глаза и представляет какого-то человека (недруга) и высказывает всё, что о нем думает».Вопросы для обсуждения:Что вы чувствовали, когда «ругали» другого человека?Трудно ли было выражать свою агрессию?Что чувствовал человек, на которого была направлена эта «агрессия»?Что труднее, слушать или говорить самому?5. Упражнение - разминка «Зоопарк».Цель: уменьшить вербальную агрессию.Время: 10 минут.Техника проведения: каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.Инструкция: «Представьте себя каким-либо животным, затем прогуливаясь в воображаемом вольере, старайтесь подражать его повадкам».Вопросы для обсуждения:Трудно ли вам было передавать качества выбранного животного?Удалось ли в полной мере подражать повадкам выбранного животного?Легко ли было узнать, кого изображает ваш партнер.6. Упражнение «Портрет твоего врага».Цель: в проективной форме обнажить агрессию для активизации дальнейшей работы.Время: 10 минут.Материалы: листы бумаги и карандаши.Техника проведения: участникам предлагается нарисовать портрет человека, к которому они питают самые негативные чувства или агрессивные намерения, или написать его имя уродливыми буквами. Когда это будет сделано, все должны одно¬временно по команде скомкать или разорвать листы и бросить в приготовленную корзину для бумаг.Инструкция: «Нарисуйте на листе бумаги портрет человека, к которому испытываете самые негативные чувства, или напишите его имя уродливыми буквами. Затем по команде скомкайте или разорвите листы и бросьте в приготовленную корзину».Вопросы для обсуждения:Что вы испытывали, когда рисовали портрет своего недруга?Что вы чувствовали, когда разрывали получившийся портрет?7. Упражнение «Злая фигурка».Цель: перевести агрессивно настроенных участников из негативного эмоционального состояния в позитивное.Время: 10 минут.Техника проведения: Психолог предлагает собрать фигурку из всего плохого, злого и агрессив¬ного, что есть в каждом участнике группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои отрицательные качества («когти», «зубы», «шипы», «жала»). Существо, получившееся в итоге, полностью состоит из угловатого, кусающего, царапающего монстра. За¬тем его «сажают» на пустой стул и по команде, с одновременным нажатием кнопки, осуществляется «старт стула» в виртуальное межзвёздное пространство, где оно канет навеки.Инструкция: «Давайте соберем фигурку из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом из нас, а затем отправить в виртуальное межзвездное пространство, где оно навеки канет в пучину забвения».Вопросы для обсуждения:Какие чувства вы испытывали, когда собирали «злую» фигурку?Какие чувства у вас вызвала получившаяся фигурка?С каким настроением вы с ней прощались?8. Упражнение-релаксация «Горячий воздушный шар».Цель: формирование адекватной оценки основным эмоциональным состояниям.Время: 5 минут.Техника проведения: подростки закрывают глаза и слушают голос педагога-психолога.Инструкция: «Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.Постепенно полностью расслабьтесь.Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.Рассмотрите эту картину как можно подробнее.Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем».Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы сейчас испытывает?Какие мысли у вас в голове?9. Анализ занятия.Цель: получение обратной связи, выяснения степени усталости, активности, интереса к происходящему.Время: 10 минут.Техника проведения: участники делятся впечатлениями о тренинговом занятии.Инструкция: «Вот и закончилось наше очередное занятие. Я вам предлагаю поделиться своими мыслями, идеями, настроением.Что принес вам этот день?Что вам особенно понравилось?Расскажите о своем настроении до начала занятия и сейчас.Какое задание вам показалось вам очень сложным?Довольны ли вы своим поведением и собой?»10. Ритуал окончания занятия «Прощание по кругу».Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.Время: 5 минут.Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.Инструкция: «Давайте поблагодарим за проделанную работу. Пожелаем что-нибудь теплое и хорошее. До следующей встречи».