Выступление на районном семинаре учителей географии Внеклассная работа по географии


Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка
Донецкая общеобразовательная школа I – III ступеней № 113
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Внеклассная работа по географии»
Подготовила
учитель географии Лебедева С.Ж.
м.ДонецькВ сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.
Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.
Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время.
Цель внеклассной работы - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассной работы состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Формы и методы внеклассной работы
Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.
Формы внеклассной работы:
1.Систематические формы внеклассной работы
2. Эпизодические формы внеклассной работы
а) географические кружки;
а) географические олимпиады;
б) клубы любителей природы;
б) неделя географии;
в) музеи;
в) географические вечера;
г) гео-издания.
г) походы, экскурсии, экспедиции.
Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, декады географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.
Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи.
Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала - географическими знаниями.
Методы организации внеклассной работы по географии:
Работа на природе:
- экскурсии,
- походы,
- наблюдения,
- экспедиции
Работа с географической литературой:
- подготовка рефератов,
- подготовка докладов,
- выпуск газет и стендов и др.
Игровая деятельность:
- вечера,
- олимпиады,
- деловые игры,
- викторины,
- КВНы и др.
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы. Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.
1. Школьные музеи
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма — глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие — гордость за это.
Деятельность музея строится на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве.
Основной и самый главный - краеведческий поиск. В краеведческую работу вовлекаются учащиеся и их родители, которые помогают пополнять музей различными экспонатами. В деле организации и развития школьного географического или краеведческого музея заслуживает внимания вопрос
2. Географические олимпиады
Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, географические олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися.
Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - географические конференции, приглашать в школу ученых-географов, лекторов.
3. Проведение конференций по географии
Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.
4. Устный журнал
Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устные журналы - эффективная форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеклассной работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки.
5. Географические викторины и игры
Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.
6. Декада географии в школе
Декада географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.
Основная задача проведения декады географии - развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.
В неделю географии включают следующие мероприятия:
- подготовку и оформление плана проведения недели;
- подготовку и проведение дня географии в каждом классе;
- конкурс рефератов по географии;
- выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
- проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции...
7. Школьные географические издания
Трудно себе представить внеклассную работу по географии без выпуска стенных газет.
Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».
Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.
Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.
В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеклассной работы. Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
-852176-34290ЗАТВЕРДЖУЮ
Директор ДЗОШ І-ІІІ ступенів № 113
О. М. Іговська«БЕЗ ЗНАНИЙ ГЕОГРАФИИ НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ПОЛИТИКОЙ, НАУКОЙ, КУЛЬТУРОЙ»
План заходів
проведення тижня географії
ДЗОШ І-ІІІ ступенів № 113
з 30.01 по 08.02
Дата Назва заходу Термін проведення Місце проведення Відповідальний
30.01 Відкриття декади географії. Лінійка.
Конкурс фотографій на тему: "Відпочинок на природі".
Презентація «Карпати» Дружбіна А. 8.00-8.20
8.00-16.00
14.30-15.00 Хол школи
Хол школи
Каб. 6 класу Лебедєва С. Ж.
Лебедєва С. Ж.
Лебедєва С. Ж.
31.01 Конкурс малюнків з охорони навколишнього середовища 8.00-16.00 Хол школи Лебедєва С. Ж.
Гайдук В. О.
01.02 Цікаві питання з клімату. 7-8 кл.
Виставка «Корисні копалини»
Відкритий урок 6 клас «Кліматичні -1191453-826052пояса и головні типи клімату Землі» 13.40-14.10
8.00-16.00
8.30-9.15 Каб. 6 класу
Хол школи
Каб. 6 класу Лебедєва С. Ж.
Лебедєва С. Ж.
Лебедєва С. Ж.
02.02 Гра для учнів 5-6 класів "Вікторина про птахів". 14.30-15.00 Каб. 6 класу Лебедєва С. Ж.
03.02 "Розумники та розумниці" для учнів 7-8 класів.
Відкритий урок 5 клас «Сонце» 13.40-14.10
11.10-11.55 Каб. 6 класу
Каб. 6 класу Лебедєва С. Ж.
Лебедєва С. Ж.
06.02 Презентація екологічних казок 5 класу для 2-3 класів. 12.50-13.30 Музей Лебедєва С. Ж.
07.02 Перегляд відеофільму «Всесвіт» 5 кл. 13.40-14.25 музей Лебедєва С. Ж.
08.02 Перегляд відеофільму «Вода» 9-10 класів
Підсумки 13.40-14.25 Каб. 6 класу Лебедєва С. Ж.