Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 6 классе


«ГЕО – КВН»
(6 классы)
Цель мероприятия: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках географии. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать творческие способности и эстетическое восприятие мира; взаимопомощи; чувство солидарности и здорового соперничества.
Оборудование:
Физическая карта полушарий
Физическая карта России
Карточки с заданиями
Рисунки, изображающие явления природы
Интер. доска (презентация)
Команды за каждый правильный ответ получают 1 балл.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Сегодня меж командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди Вас,
Ведь вы у нас — ну просто загляденье.
И та, и та команда высший класс!
Мы будем рады, если вы в сраженьях  
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье
Позволят вам сыграть вничью.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир географии, ведь “без географии вы нигде”. Таков девиз географов. У нас собрались сегодня три команды, у которых пока нет названий. Команды должны выбрать их сами (по одному игроку выходят и берут таблички). Посмотрите, какое название получила ваша команда, и объясните, что оно означает…
(Команды приветствуют друг друга.)
Ведущий:
Итак, вы должны показать свои знания по темам «Литосфера», «Атмосфера» и «Гидросфера». Почему именно эти темы выбраны для нашей игры? Потому что эти земные оболочки имеют огромное значение для природы и человека. Кроме того, они взаимодействуют и не могут существовать друг без друга, т.е. можно сказать, что они “дружат”. И я надеюсь, что в конце игры, несмотря на результаты, наши команды тоже останутся друзьями.
(Представление жюри: учитель географии Ульянова И.А.1 конкурс – разминка “Самый, самый…»
Командам по очереди задаются вопросы, правильный ответ оценивается в 1 балл.
Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
Самое большое по площади озеро в мире? (Каспийское море)
Самая полноводная река в мире? (Амазонка)
Самая длинная река в мире? (Нил)
Самая длинная река в России? (Обь с Иртышем)
Самая многоводная река России? (Енисей)
Самый большой остров в мире? (Гренландия)
Самый большой полуостров в мире? (Аравийский)
Самый большой полуостров в России? (Таймыр)
Самый большой остров в России? (Сахалин)
Самый маленький материк? (Австралия)
Самый большой материк? (Евразия)
Самые высокие горы? (Гималаи)
Самая глубокая впадина в океане? (Марианский желоб)
Молодцы, ребята! Вы отлично знаете природные рекорды.
Как измерить, в чем измерить:Граммы, градусы иль метры?Нужно нам сейчас проверитьИ тот час найти ответы.
2 конкурс “Измерительный”
Каждой команде раздаются таблички с разными величинами (элементы погоды, характеристики океана) и таблички с единицами измерения. Вам нужно найти пару, т.е. что в чем измеряется. Кто справится, поднимает руку.
Пары:
Температура воздуха – градусы Цельсия
Атмосферное давление – мм. рт. ст.
Глубина океана – метры
Скорость ветра – метры в секунду (м/с)
Соленость воды – промилле
Площадь моря – кв. км.
Вы прекрасно справились с предыдущим конкурсом. Но!
Как обойтись нам без загадок,В них столько мудрости людей! Чтоб мысли привести в порядокВы отгадайте их скорей!
3 конкурс “Загадай-ка”
Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде. (Волны)
Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь)
Рыбам зиму жить тепло: крыша – толстое стекло. (Лед)
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)
Море есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. (Географическая карта)
Я сборник карт, от ударенья зависят два моих значенья, захочешь, превращусь в названье блестящей шелковистой ткани. (Атлас)
4 конкурс "Конкурс Знатоков".
1) Эта единственная точка Северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг своей оси. Здесь нет суточной смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая точка на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней только в одном направлении.
Вопрос: Каком? Что это за точка?
Ответ: Северный полюс. По отношению к нему любая точка нашей планеты расположена на юге.
2) Один из полуостровов, назван страной вулканов. Множество остроконечных огнедышащих гор протянулось на сотни километров с северо-запада на юго-восток. У подножий вулканов, в ущельях и долинах между хребтами бьют сотни горячих источников.
Вопрос: Какой это полуостров?
Ответ: Полуостров Камчатка.
3) В это море не впадает ни одна река. Солёность его крайне высокая - до 40%0 , а на севере ещё больше. Есть у этого моря ещё одна особенность. В то время, как в других морях tо воды обычно уменьшается с глубиной, в глубоководных впадинах этого моря tо воды достигает +55оС, а солёность - 300%0! Кроме этого своим названием море обязано своеобразной фауне, характерной для его прибрежных вод.
Задание: назовите море.
Ответ: Красное море.
4) Её называют "пятым океаном". Если это и не океан, то уж во всяком случае довольно солидное море, содержащее 0,16 % водяного пара от её общего объёма, или толщина воды составляет 2 см от общего слоя. Общая толщина более 3000 км, хотя её верхняя граница отсутствует. Оказывает на жизнь нашей планеты огромное влияние.
Вопрос: о чём идёт речь?
Ответ: об атмосфере.
5 конкурс “Речной”
От каждой команды понадобится четыре человека. Нужно на схеме речной системы указать ее части. Каждый игрок бежит и записывает одно название (исток, устье, правый приток, левый приток).
Ребята, вы замечательно потрудились!
6 конкурс “Изобрази пословицу”
Команды получают по одной пословице или поговорке. Игроки должны изобразить пословицу на листе бумаги так, чтобы соперники ее отгадали.
“Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет”.
“Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит”.
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
7 конкурс «Музыкальный»
Свободные участники команды слушают песню “Надежда” А.Герман и выписывают как можно больше услышанных слов, связанных с географией (географических понятий). Победит та команда, у которой список будет длиннее, поэтому нужно внимательно слушать.
(звезда, города, компас, туман, дожди, рассвет, грозовые облака, метель)
Игра с болельщиками
Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
Неровности земной поверхности. (Рельеф)
Уменьшенная модель Земли. (Глобус)
Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)
Самый большой океан. (Тихий)
Плавающие обломки материкового льда. (Айсберги)
Горы, расположенные между Европой и Азией. (Уральские)
Самый холодный материк. (Антарктида)
Полуостров в России, знаменитый своими вулканами. (Камчатка)
Нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)
Прибор для определения атмосферного давления. (Барометр)
Прибор для определения температуры воздуха. (Термометр)
Самое соленое море в мире. (Красное)
8 конкурс - "Географический бой".
Команды задают друг другу подготовленные вопросы. (5 вопросов)
9 Конкурс капитанов.
Вопросы задаются капитанам команд:
1) Почему вершины высоких гор покрыты снегом?
2) Почему без атмосферы наша планета была бы безжизненной?
3) От чего Землю защищает озоновый слой в атмосфере?
4) Из-за чего возникает цунами?
10 конкурс "Зашифрованная записка"
Внутри бутылки, поднятой на борт корабля из океанских вод, была обнаружена записка следующего характера:
НDLАRWШКVОРLSАGБRЛFЬ
СWЦЕDНLНVЫRМSГРDУWЗОRМ
RVСЕFDЛНRАМSEGЛWЬ
УRОСFТРОWВSАDКSРИWRТ
Ответ: (Наш корабль с ценным грузом сел на мель у острова Крит).
Подведение итогов
Слово предоставляется жюри.
Название конкурса Литосфера Гидросфера Атмосфера Итого:
1. “Самый, самый…»
2.“Измерительный”
3. “Загадай-ка”
4. "Конкурс Знатоков"
5. “Речной”
6. “Изобрази пословицу”
7. А. Герман -«Надежда». Конкурс на внимательность
8. "Географический бой"
9.Конкурс капитанов
10. "Зашифрованная записка"
Место:
Награждение команд.
Раздаточный материал:
Конкурс-устный (ведущий задает вопросы)
Измерительный. Раздать каждой команде листочки.
Пары:
Температура воздуха – градусы Цельсия
Атмосферное давление – мм. рт. ст.
Глубина океана – метры
Скорость ветра – метры в секунду (м/с)
Соленость воды – промилле
Площадь моря – кв. км.
Загадай-ка-устный (ведущий загадывает загадки)
Конкурс знатаков-устный (ведущий задает вопросы)
Речной – на доске нарисовать три речных системы (указать участникам: исток, устье, правый приток, левый приток)
Пословица. Понадобится три листка бумаги и три карандаша.
Музыкальный. Три листка.
Геогр. бой – устный. (команды задают по 5 вопросов своим соперникам)
Конкурс капитанов-устный (вопросы задаются капитанам команд)
Записка зашифрованная. каждой команде раздать.
НDLАRWШКVОРLSАGБRЛFЬ
СWЦЕDНLНVЫRМSГРDУWЗОRМ
RVСЕFDЛНRАМSEGЛWЬ
УRОСFТРОWВSАDКSРИWRТ