Исследовательская работа по русскому языку Русский язык без правил: окончания существительных, запятая между двух определений


Администрация Ленинского района
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Ленинского района города Саратова
Русский язык без правил:
окончания существительных,
запятая между двух определений
Исследовательская работа по русскому языку
Работу выполнил:
ученик 5 «В» класса
Белик
Иван Александрович
Руководитель:
Сидорова
Валентина Олеговна
Саратов 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Окончание существительных………………………………………4
Глава II. Запятые между двух определений…………………………………6
Выводы………………………………………………………………………….. 8
Список литературы…………………………………………………………….10
Введение
Изучая русский язык в школе, понимаешь, что он является одним из самых сложных и интересных предметов в школьной программе. Но, когда ты приходишь домой после школы, тебе вовсе не хочется снова брать учебник в руки и сидеть «зубрить» правила. Или родители заставляют взять очередную книжку, как надо стать грамотным, - неужели вы обрадуетесь? Это вовсе не может вызвать у нас, учеников, ничего, кроме протеста. Думаю, вы со мной полностью согласитесь (если, к примеру, вспомните себя).
Как же облегчить эту задачу? Как же сделать так, чтобы на уроках русского языка можно было запоминать сразу все правила и не учить их дома?
Русский язык без заучивания правил? Разве это возможно? С программой «Без правил» возможно всё!
Цель исследования:раскрыть основную программу системы «Русский язык без правил и словарей».
Задачи исследования:
1) рассказать про окончания существительных по системе «Без правил»;
2) рассказать про запятые между двух определений по системе «Без правил»;
3) сделать выводы по данному исследованию.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, вывода и списка использованной литературы.
Глава I
Окончания существительных
Одна из самых трудных тем в изучении русского языка – окончание существительных.Во многих классах начальной школы можно увидеть развешанные большие картонные таблицы, где по горизонтали и по вертикали обозначаются роды, числа, падежи и склонения; на полях крупно, как на таблице окулиста, написаны буквы: «И», «Е» и «Ы». Всё это надо каким-то образом заучить наизусть.
Изучение окончаний может длиться долго и мучительно. Да, можно выучить, зазубрить, но так и не понять, где ставится нужная буква.
Перейдём к нашей программе «БЕЗ ПРАВИЛ». Делим все слова на
251079026670000
354901531115000198691523495000две группы
292989041211500-40386025019000
Опора на речь Все слова на «ие/ия»
( «событие», «заявление»,
«занятие», «академия», «армия»)
Поехал к мамЕ, к бабушкЕ, к тётЕ, к дядЕ Всегда только «И»! Вариантов нет!
Ушёл от бабушкИ, от тётИ, от дядИ Был на занятиИ, пришёл из армиИ, сидел на станциИ, говорили о моём поведениИ
Но в русском языку есть те слова, что, во-первых, не на «ие/ия», во-вторых, не так легко слышны на слух, как «к мамЕ», «к бабушкЕ» и от «тётИ», «от дядИ» (то есть те, что не вошли в алгоритм). Таких слов крайне мало! Пришлось потрудиться, чтобы их вспомнить. Например, это слово «ущелье»: «в ущельЕ» или «в ущельИ»?
«В ущельЕ/И» (трудность есть).
Делаем так: путём подбора найдём подобное слово – и будет ответ.
Ущелье – «оно».
Подобное слово – например, «окно» (тоже «оно»). Или «бельё» («оно»), «дно» («оно») и тому подобное.
137922029845001379220298450013792202984500«В ущельЕ/И(«в окнЕ», «в бельЕ», «на днЕ»).
Значит «Е»!
«в ущельЕ/И» (оно) / «в окнЕ»
«на роялЕ/И» (он) / «на конЕ», «на слонЕ»
«из фасолИ/Е» (она) «из пылИ»
«в постелИ/Е» (она) «в пылИ»
Глава II
Запятые между двух определений
Проверим себя:
старинные каминные часы, 2)длинные красивые волосы, 3)старый плюшевый диван, 4)безобразный отвратительный концерт, 5) душный городской вечер, 6)ужасный ночной кошмар, 7)дорогая любимая тётя, 8)пыльный потрёпанный чемодан, 9)старый больной дедушка, 10)симпатичная общительная подруга.
Сколько из этих примеров те, где есть запятая?
Ответ: 2, 4, 7, 8, 9, 10.
Чем мы руководствуемся, принимая решения? Подавляющее большинство учащихся, как правило, решение принимают довольно легко и уверенно, но при этом они ни на что не опираются. То есть поддержки у них нет – только интуиция. Многие пытаются «объяснять»: вот это – однородное, а это – неоднородное определение; эти – к одному слову относятся, а эти – к словосочетанию. То есть они довольно близко пересказывают учебник. Но мы любим быстрые и правильные проверки.
Есть запятая Нет
Длинные, И красивые волосы
Маленькая, И худенькая девочка
Увлекательные, И продолжительные беседы 1034415285750011010902857500103441524765000Длинный И товарный состав
1101090-190500Маленькая И дамская сумочка
1329690-3810001329690-381000Увлекательные И тараканьи бега
1-я проверка: в ней ничего нового. Вставляй союз «и»: встанет – есть запятая, нет – значит нет, ведь союз «и» - это гарант независимости!
Но иногда союз «и» не работает. Или работает, но всё-таки есть сомнения. На этот случай вот ещё одна проверка:
Есть запятая Нет
Длинный, красивые волосы
Длиннее красивее Длинный товарный состав
145351511366500Длиннее товарнее
Маленькая, худенькая девочка
Меньше худее Маленькая дамская сумочка
15201909398000Меньше дамскее
Увлекательные, продолжительные беседы
Увлекательнее продолжительнее Увлекательные тараканьи бега
16059159334500Увлекательнее тараканнее
Вывод
Вывод к I главе.
Подбери похожее слово – будет ответ.
«в ущельЕ/И» (оно) / «в окнЕ»
«на роялЕ/И» (он) / «на конЕ», «на слонЕ»
«из фасолИ/Е» (она) «из пылИ»
«в постелИ/Е» (она) «в пылИ»
Все окончания – это опора на речь. В учебниках русского языка даётся таблица:
У рекИ, у водЫ
К рекЕ, к водЕ
У мамЫ, у бабушкИ
А кругом – роды, числа, падежи и склонения. Хочется спросить, а для чего? Ведь в этих словах ошибиться нельзя. Это не то что позиция «легко», а вообще тут нет никаких позиций («у рекИ», «у водЫ»). Зачем запоминать роды, падежи и склонения? А ведь надо их учить. И отвечать у доски, водя указкой. И потом всю жизнь тебе будет казаться, что окончания в словах – труднейшая из тем, которую ты так и не освоил в школе.
Вывод ко II главе.
Запятая ставится, если: Запятая не ставится, если:
Оба слова можно поставить в сравнительную степень
(а по-простому говоря, сравнить).
2. Союз «и» вставить можно. 1. Оба слова сравнить нельзя.
2.Союз «и» вставить нельзя.
Итак, с программой «Без правил» можно легко, быстро, а самое главное – правильно,выполнять задания по русскому языку.
Список литературы
Н. Романова. Идеальная грамотность. – СПб.: Питер, 2015. – 208 с.: ил.
http: // www.romanova-schooi.ru