Доклад Использование современных педагогических технологий как средство повышения познавательной активности обучающихся на уроках географии и биологии


Доклад
Использование современных педагогических технологий
как средство повышения познавательной активности
обучающихся на уроках географии и биологииМалышева Мрина Викторовна
left106045 учитель географии
«Доска и мел - наши главные инструменты,
но хочется чего-то большего...»
девиз из портала «Сеть творческих учителей»

Активизация познавательной деятельности- важная проблема для каждого учителя, особенно для педагогов коррекционной школы.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни.
Одной из главных задач коррекционной педагогической деятельности является формирование в достаточной мере у учащихся активной и самостоятельной мыслительной деятельности, от которой зависит динамика развития учащихся, возможность его социальной адаптации.
Характеризуя наших учащихся, можно отметить их инертность, рассеянность, легкую отвлекаемость, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. У большинства учащихся недостаточно развита инициатива в общении. Недостаточно развита речь, трудности в построении просьб, вопросов, ответов. Материал естественнонаучных предметов объективно является сложным для учащихся с ОВЗ, поэтому необходимо тщательно продумывать и подбирать материал.
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у учащихся - задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения , решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современные информационные технологии. Одной из наиболее действенных технологий в нашей школе считаю информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Я, как учитель географии и биологии, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся
Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается дифференциация обучения
В своей педагогической деятельности я применяю: уроки-презентации,
уроки с использованием учебников мультимедиа (в моей педагогической копилке имеются диски уроков географии Кирилла и Мефодия, 6,7,8 классы 2009 года выпуска) ; уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий» ( диски «Мир природы» наглядное пособие по естествознанию, 2006 год, «Биология», 6-9 классы, 2004 год ), интерактивные карты и атласы, образовательные видеоролики.
В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:
учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения; демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер, имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты ( физические, климатические, карты природных зон) , динамические рисунки и знакомство с опытом( предмет биология) дает возможность в рамках урока исследовать и обсудить все этапы.

На мой взгляд, применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, помогает ученикам лучше запомнить материал.
Технология игрового обучения  - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе.
        Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
         Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
На мой взгляд игровые моменты всегда оживляют урок, делают его наиболее интересным и содержательным. Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательный материал, разные виды географических и биологических диктантов, тестирование, составление таблиц и схем.
Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-экспедиций (путешествий), а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки по принципу телевизионных игр «Своя игра», «Поле чудес». Так же провожу внеклассные мероприятия в рамках недели географии одноименных игр. Обычно наградой в игре за хорошие ответы, учащиеся получают хорошие оценки. Хорошие и отличные оценки являются стимулом для привития интереса к предмету география.
Но если урок – игра, как правило, проводится в конце темы, то элементы игры, элементы занимательной географии можно проводить на каждом уроке. Так же на уроках можно применять пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, сказания, легенды мифы.
При проверке домашнего задания использую перфокарты, кроссворды, «Ромашку», упражнение «Четвертый лишний», «Размытое письмо» фотовопрос, викторины и.т.д. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу , конкурсы, диктанты, тестирование. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения.
Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
Результатом моей педагогической деятельности является повышение познавательной активности моих учеников, участие их под моим руководством в создании презентаций и исследовательских проектов.
В 2010 году мы принимали участие во Всероссийском детском географическом конкурсе “Я сегодня Магеллан”, где заняли 2 место по Российской Федерации по теме «Река Лаба», в 2011 году во Всероссийском детском географическом конкурсе «Водные просторы» заняли 1 место по Российской Федерации , написав работу по теме «Самое синее в мире, Черное море мое!», в 2012 году во Всероссийском детском биологическом конкурсе «Биосфера болота» по теме «Кубанские болота» мы заняли 1 место по Южному Федеральному округу.