ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»
ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений
для специальностей среднего профессионального образования основной профессиональной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена
21.02.05 « Земельно-имущественные отношения»
г. Талица
Программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения
Согласовано на заседании Утверждаю:
Цикловой комиссии 38.02.01 Заместитель директора по
Экономика и бухгалтерский учет учебно-воспитательной работе
(по отраслям). __________И.В.Накладнова.
Протокол № 1 от 30.08.2016 г. «___»____________2016г.
Председатель цикловой комиссии
___________О.В.Добышева.
Автор: Преподаватель Кузьминых Л.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
24
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
30
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 «Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05 Земельно-имущественные отношения в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК.3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК.3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК.3.4. Определять координаты границ земельных участков и инструментов.
ПК.3.5. Выполнять проверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
Программа профессионального модуля может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области земельно-имущественных отношений при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения картографо-геодезических работ;
уметь:
читать типографические и тематические карты и планы в соответствии с условными знаками и условными обозначениями;
производить линейные и угловые измерения, а также измерения превышения местности;
изображать ситуацию и рельеф местности на топографических и тематических картах и планах;
использовать государственные геодезические сети, сети сгущения, съемочные сети, а также сети специального назначения для производства картографо-геодезических работ;
составлять картографические материалы (топографические и тематические карты и планы);
производить переход от государственных геодезических сетей к местным и наоборот;
знать:
принципы построения геодезических сетей;
основные понятия об ориентировании направлений;
разграфку и номенклатуру топографических карт и планов;
условные знаки, принятые для данного масштаба топографических (тематических) карт и планов;
принципы устройства современных геодезических приборов;
основные понятия о системах координат и высот;
основные способы выноса проекта в натуру.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 235 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –163 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося–55часов;
учебной практики – 72 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК.3.1
Выполнять работы по картографо-геологическому обеспечению территорий, создавать графические материалы
ПК.3.2
Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ
ПК.3.3
Использовать в практической деятельности геоинформационные системы
ПК.3.4
Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади
ПК.3.5
Выполнять проверку и юстировку геодезических приборов и инструментов
ОК.1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2
Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК.3
Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы профессиональных задач, оценивать их эффективности и качество.
ОК.4
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК.5
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно обращаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК.8
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК.9
Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции
ОК.10
Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов
профессионального
модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК.2.1- ПК.2.5
Раздел 1.
Осуществление кадастровых отношений
163
108
54
0
55
0
0
0
ПК.2.1- ПК.2.5
Производственная практика (по профилю специальности), часов
72
72
Всего:
235
108
54
0
55
0
72
0
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ.03. Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений
МДК 1. Геодезия с основами картографии и картографическое черчение
Тема 1.1. Введение. Основные сведения о геодезии.
Содержание
2
2
1.
Предмет геодезии и её связь с другими науками.
Краткий исторический очерк развития российской геодезии.
Задачи геодезии
Тема 1.2. Растровая и векторная графика.
Содержание
4
2
2.
Сканирующие устройства.
Цифровые фото- и видеокамеры
Графическое разрешение экрана.
Пиксели. Объемы данных. Пикселизация.
3.
Основной элемент изображения.
Вектор. Длина и направление.
Объемы памяти.
Свойства линии. Заполнение замкнутых линий.
Узлы. Сопряжение линий
Практические занятия
2
3
4.
Сравнительный анализ растровой и векторной графики
Тема 1.3.
Инженерная графика.
Содержание
2
2
5.
Типы линий.
Чертежный шрифт.
Форматы. Основная надпись.
Практические занятия
4
3
6.
Линии чертежа.
7.
Чертежный шрифт.
Тема 1.4.
Основные правила оформления чертежей.
Содержание
2
3
8.
1. Основы создания чертежей.
2. ГОСТы, регламентирующие черчение.
3. Форматы. Государственный стандарт 2.301-68.
4. Основная надпись.
5. Обозначения на чертежах.
6. Линии.
7. Чертеж сборочный.
8. Эскизы технической документации.
9. Допуски размеров на чертежах.
10. Оформление рабочих чертежей.
11. Архитектурно-строительные чертежи.
12. Элементы плана этажа.
Практические занятия
2
3
9.
Выполнить чертеж плана здания, помещения.
Тема 1.5.
Площади дома и помещений.
Содержание
2
2
10.
Площадь застройки.
Площадь помещения.
Общая площадь.
Жилая площадь.
Полезная площадь. Общие требования к определению площадей.
Определение площади здания, помещения.
Определение общей площади жилого помещения, жилого дома.
Практические занятия
2
3
11.
Вычисление площадей здания, помещения.
Тема 1.6.
Понятие о фигуре и размерах земли и применяющихся в геодезии системах координат.
Содержание
2
2
12.
1. Понятие о формах и размерах Земли.
2. Проектирование земной поверхности.
3. Геодезические координаты.
4. Астрономические координаты.
5. Географические координаты.
6. Плоские прямоугольные геодезические координаты.
7. Полярные координаты.
8. Системы высот.
Тема 1.7.
Ориентирование на местности.
Содержание
4
2
13.
1. Понятие об ориентировании.
2. Дирекционные углы и осевые румбы, истинные и магнитные азимуты, зависимость между ними.
14.
3. Прямая и обратная геодезическая задача.
4. Связь между дирекционными углами предыдущей и после-дующей линии.
Тема 1.8.
Условные знаки топографических карт.
Содержание
2
2
15.
1. Топографические (картографические) условные знаки.
2. Масштабные условные знаки.
3. Внемасштабные условные знаки.
4. Линейные условные знаки.
5. Пояснительные условные знаки.
Практические занятия
6
3
16.
Условные знаки и обозначения.
17.
Решение обратной геодезической задачи.
18.
Решение прямой геодезической задачи.
Тема 1.9
Топографические планы и карты.
Содержание
6
2
19.
1. План. Карта. Профиль.
2. Масштаб и точность масштаба.
3. Понятие о лесных планах и картах. Условные знаки.
20.
4. Изображение ситуации и рельефа на картах и планах.
5. Решение задач с горизонталями по картам и планам.
6. Способы определения площадей и объемов по картам и пла-нам.
21.
7. Понятие о геоинформационных системах (ГИС).
8. Цифровые и электронные топографические карты.
9. Задачи, решаемые с использованием цифровых моделей.
Практические занятия
4
2
22.
23.
Решение задач с использованием масштабов топографической кар-ты.
Тема 1.10.
Рельеф, его изображение на картах и планах. Цифровые модели местности.
Содержание
2
2
24.
1. Рельеф. Основные формы рельефа.
2. Изображение рельефа на планах и картах.
3. Цифровые модели местности.
4. Задачи, решаемые на планах и картах.
Практические занятия
4
2
25.
Изображение рельефа на планах и картах.
26.
Задачи, решаемые на планах и картах.
Тема 1.11.
Измерение горизонтальных углов. Теодолиты.
Содержание
4
2
27.
1. Принцип измерения горизонтального угла.
2. Теодолит, его составные части.
3. Классификация теодолитов.
28.
1. Основные узлы теодолита.
2. Предельное расстояние от теодолита до предмета.
Практические занятия
6
3
29.
Изучение основных частей, деталей, осей теодолита
30.
Изучение устройства цилиндрического уровня
31.
Принципы отсчетного устройства теодолита Т30
Тема 1.12.
Измерение длин линий.
Содержание
2
2
32.
1. Виды измерений линий.
2. Приборы непосредственного измерения линий.
3. Компарирование лент и рулеток.
4. Вешение линий.
5. Порядок измерения линий штриховой лентой.
6. Вычисление горизонтальной проекции наклонной линии местности.
7. Косвенные измерения длин линий.
8. Параллактический способ измерения расстояний.
Тема 1.13.
Измерение длин линий дальномерами.
Содержание
2
2
33.
1. Физико-оптические мерные приборы.
2. Нитяной оптический дальномер.
3. Определение горизонтальных проложений линий, измерен- ных нитяным дальномером.
4. Определение коэффициента К.
5. Принцип измерения расстояний электромагнитными дально-мерами.
6. Способы съемки ситуации.
Тема 1.14.
Определение превышений и отметок точек.
Содержание
2
2
34.
1. Задачи и виды нивелирования.
2. Способы геометрического нивелирования.
3. Классификация нивелиров.
4. Нивелирные рейки.
5. Влияние кривизны Земли и рефракция на результаты геомет-рического нивелирования.
Тема 1.15.
Геодезические сети
Содержание
2
2
35.
1. Принцип организации съемочных работ.
2. Назначение и виды государственных геодезических сетей.
3. Плановые государственные геодезические сети. Методы их создания.
4. Высотные государственные геодезические сети.
5. Геодезические съемочные сети.
6. Плановая привязка вершин теодолитного хода к пунктам ГГС.
Практические занятия
4
3
36.
Измерение линий лентами и рулетками
37.
Измерение длин линий дальномерами.
Тема 1.16.
Тахеометрическая съемка.
Содержание
2
2
38.
1. Тригонометрическое нивелирование.
2. Определение превышений тригонометрическим нивелирова-нием с учетом поправок на кривизну Земли и рефракции.
3. Тахеометрическая съемка, её назначение и приборы.
4. Производство тахеометрической съемки.
5. Электронные тахеометры.
Практические занятия
2
3
39.
Обработка журнала тахеометрической съемки
Тема 1.17.
Теория ошибок измерений.
Содержание
2
2
40.
1. Общие понятия об измерениях.
2. Ошибки измерений.
3. Свойства случайных ошибок измерений.
4. Оценка точности результатов измерений.
5. Средняя квадратическая ошибка функции общего вида.
6. Математическая обработка результатов равноточных измере-ний.
7. Неравноточные измерения. Понятие о весе измерения. Форма общей арифметической средины и весового среднего
Практические занятия
4
3
41.
Решение тестов по геодезии.
42.
Решение геодезических задач.
Тема 1.18.
Нивелирование трассы.
Содержание
2
2
43.
1. Закрепление трассы на высоте.
2. Задачи нивелирования.
3. Работа с нивелиром на станции.
4. Нивелирование оврагов.
5. Нивелирование поперечников.
6. Нивелирование через реку.
7. Контроль нивелирования трассы.
Практические занятия
4
3
44.
Вычерчивание кадастрового плана земельного участка
45.
Изучение устройства нивелира. Взятие подсчетов
Тема 1.19.
Мензульная съемка.
Содержание
2
2
46.
1. Понятие мензульной съемки.
2. Комплект мензулы
3. Съемочное обоснование мензульной съемки
4. Съемка ситуации и рельефа местности.
Практические занятия
4
3
47.
Изучение схемы построения государственной плановой геодезической сети
48.
Тема 1.20.
Фототопографические съемки.
Содержание
4
2
49.
1. Фотограмметрия и её назначение.
2. Аэрофотосъемка.
3. Аэрофотосъемочная аппаратура.
4. Аэрофотоснимок и карта. Их отличия и сходство.
50.
1. Лентосъемочные работы.
2. Масштаб аэрофотоснимка.
3. Смещение точки на снимке за счет рельефа.
4. Трансформирование аэрофотоснимков.
5. Сгущение планов – высотного обоснования аэросъемки.
6. Дешифрирование аэрофотоснимков.
7. Создание топографических карт по аэрофотоснимкам.
Практические занятия
2
3
51.
Работа с теодолитом, приведение теодолита в рабочее состояние.
Работа с нивелиром, приведение нивелира в рабочее состояние.
Тема 1.21.
Геоинформационные и спутниковые навигационные системы.
Содержание
2
2
52.
Понятие о геоинформационных системах.
Классификация геоинформационных систем.
Основные компоненты геоинформационных систем.
Глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС).
Принцип действия ГНСС.
Практические занятия
4
3
53.
Определение отметок точек, превышение между ними.
54.
Углы направлений.
Самостоятельная работа при изучении раздела
ПМ.03. Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений
МДК 03.01. Геодезия с основами картографии и картографического черчения
Тема 1.1. Введение. Основные сведения о геодезии.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – понятие геодезии, ее связь с другими науками.
2
3
Тема 1.2. Растровая и векторная графика.
Внеаудиторная самостоятельная работа – определить понятие растровой графики, достоинства и недостатки растровой графики, особенности растровой графики
2
3
Тема 1.3. Инженерная графика.
На практических занятиях: отработка навыков черчения линий и шрифтов.
Внеаудиторная самостоятельная работа – Подготовить доклад по теме « Инженерная графика».
4
3
Тема 1.4. Основные правила оформления чертежей.
На практических занятиях: отработка навыков черчения рамок и планов
Внеаудиторная самостоятельная работа – отработка навыков черчения.
3
3
Тема 1.5. Площади дома и помещений.
На практических занятиях: вычисление площадей зданий и помещений.
Внеаудиторная самостоятельная работа – вычисление площадей зданий и помещений.
3
3
Тема 1.6. Понятие о фигуре и размерах земли и применяющихся в геодезии системах координат.
Внеаудиторная самостоятельная работа – вопросы для самоконтроля.
2
3
Тема 1.7. Ориентирование на местности.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - вопросы для самоконтроля.
2
3
Тема 1.8. Условные знаки топографических карт.
На практических занятиях: вычерчивание условных знаков, решение прямой и обратной геодезических задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа – типы условных знаков.
4
3
Тема 1.9. Топографические планы и карты.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - подготовить доклад по теме « Топографические карты и планы», привести примеры применение топографических карт и планов.
3
3
Тема 1.10. Рельеф, его изображение на картах и планах. Цифровые модели местности.
На практических занятиях: Изображение рельефа на планах и картах.
2
3
Тема 1.11. Измерение горизонтальных углов. Теодолиты.
На практических занятиях: изучение устройства теодолита.
Внеаудиторная самостоятельная работа - вопросы для самоконтроля.
4
3
Тема 1.12. Измерение длин линий.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: вопросы для самоконтроля.
2
3
Тема 1.13. Измерение длин линий дальномерами.
Внеаудиторная самостоятельная работа: вопросы для самоконтроля.
2
3
Тема 1.14. Определение превышений и отметок точек.
Внеаудиторная самостоятельная работа – проработка материала лекции.
2
3
Тема 1.15. Геодезические сети
Внеаудиторная самостоятельная работа – подготовить доклад по теме, вопросы для самоконтроля.
2
3
Тема 1.16. Тахеометрическая съемка.
На практических занятиях: Обработка журнала тахеометрической съемки.
Внеаудиторная самостоятельная работа - вопросы для самоконтроля.
4
3
Тема 1.17. Теория ошибок измерений.
Внеаудиторная самостоятельная работа – вопросы для самоконтроля.
2
3
Тема 1.18. Нивелирование трассы.
На практических занятиях: Изучение устройства нивелира.
Внеаудиторная самостоятельная работа – вопросы для самоконтроля.
4
3
Тема 1.19. Мензульная съемка.
Внеаудиторная самостоятельная работа – вопросы для самоконтроля.
2
3
Тема 1.20. Фототопографические съемки.
Внеаудиторная самостоятельная работа – вопросы для самоконтроля.
2
3
Тема 1.21. Геоинформационные и спутниковые навигационные системы.
Внеаудиторная самостоятельная работа – вопросы для самоконтроля.
На практических занятиях: закрепление навыков чтения топографических карт.
2
3
ВСЕГО
55
3
Учебная практика
Виды работ:
Раздел 1. Геодезические работы по созданию плановой разбивочной сети простейшего вида
Тема 1.1. Подготовительные работы
Решение организационных вопросов; формирование бригад, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности при выполнении геодезических работ, получение приборов и материалов.
Выдача задания. Компарирование мерной ленты (рулетки), поверки теодолита, пробные измерения горизонтальных и вертикальных углов (в контексте выполнения измерений, обеспечивающих вычисление высоты труднодоступной точки сооружения).
Подготовка отчётных материалов, включающих: результаты выполнения поверок теодолита, результаты решения задач по вычислению высоты труднодоступной точки сооружения.
Тема 1.2. Полевые работы
Рекогносцировка, закрепление точек теодолитного хода (4-5 точек на бригаду). Измерение горизонтальных углов одним полным приёмом, углов наклона линий, дли линий в теодолитном ходе.
Тема 1.3. Камеральные работы
Составление исполнительных схем теодолитного хода (составляется каждым практикантом). Выполнение вычислительной обработки теодолитного хода: контроль угловых и линейных измерений, уравнивание приращений координат и вычисление координат точек хода, построение координатной сетки и нанесение точек теодолитного хода на план в масштабе 1:2000 (1:1000), каждым практикантом для своего варианта хода.
Тема 1.4. Приёмка работ
Просмотр отчётных материалов по разделу:
- материалов по вычислению высоты труднодоступной точки сооружения;
- полевых журналов, исполнительных схем теодолитного хода;
- ведомостей вычисления координат точек теодолитного хода;
- вычерченного плана (или копии, при условии коллективного составления плана);
и составление корректурного листа (при необходимости, выполнение контрольных промеров). Сдача приборов.
14
3
Раздел 2. Геодезические работы по созданию высотной разбивочной сети
Тема 2.1. Подготовительные работы
Получение задания и приборов. Выполнение поверок нивелира и реек, пробные измерения (определение превышения на станции).
Тема 2.2. Полевые работы
Проложение хода технического нивелирования в контексте построения высотного обоснования, т.е. передача высот на точки теодолитного хода.
Тема 2.3. Камеральные работы
Обработка полевого журнала, составление исполнительных схем нивелирного хода (каждым практикантом). Математическая обработка результатов полевых измерений в ниве-лирном ходе. Выписка высот на план, каждым практикантом для своего варианта хода.
Тема 2.4. Приёмка работ
Просмотр отчётных материалов по разделу:
- результатов поверок приборов;
- полевых журналов технического нивелирования, исполнительных схем нивелирного хода;
- ведомостей вычисления высот точек
и составления корректурного листа (при необходимости выполнение контрольных определений превышений).
14
3