«Использование современных информационных технологий на уроках русского языка как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»
Латорцева И.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №12 с УИОП»
Тема: «Использование современных информационных технологий на уроках русского языка как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»
Овладение информационными технологиями - условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников. Необходимость создания условий для формирования познавательных универсальных учебных действий при изучении русского языка у всех учащихся привела к мысли об использовании современных информационных компьютерных технологий для отдельных микрогрупп учащихся, в связи с этим данная деятельность приобретает особую актуальность. В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:
между отсутствием заинтересованности в изучении русского языка у отдельных школьников и высокими требованиями программы по данному предмету;
между традиционным подходом к организации и проведению уроков русского языка и широкими возможностями использования компьютерных технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета;
между возрастающим объемом информации, который предлагается учащимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс.
Электронное обучение предполагает работу с компьютером или с Интернетом. По современным требованиям образовательного стандарта традиционная форма урока не может дать учащимся такой объём информации, каким является урок с использованием информационных технологий. Одной из последних новинок, используемых мною на уроках, является Votum. Данная система открывает большие возможности перед преподавателями. Благодаря ней происходит быстрый сбор и обработка данных, полученных в результате опроса учащихся. Ещё одно преимущество: при использовании интерактивной системы голосования Votum: достаточно иметь в кабинете один компьютер с установленной на нём системой, а не целый компьютерный класс.
Новизна педагогической деятельности состоит в комбинировании приемов известных методик и современных компьютерных технологий:
- электронные пособия; интернет-технологии; презентации; работа с интерактивной доской; электронные и цифровые образовательные ресурсы;
дидактические системы, основанные на использовании различных обучающих программ (информационных, тренинговых, контролирующих и др.)
Критерии и показатели сформированности метапредметных результатов младших школьников
Данные мониторинга динамики уровня сформированности познавательных УУД младших школьников представлены в таблице.
Наименования показателей познавательных УУД
Уровни сформированности познавательных УУД
Диагностический инструментарий
год
Низкий
Средний
Высокий
Поиск и выделение необходимой информации
2014
55%
34%
11%
Тест Векслера на осведомлённость
2015
36%
44%
20%
Динамика
-19%
+10%
+9%
Структурирование знаний (умение так сгруппировать информацию, чтобы при случае можно было предельно быстро ею воспользоваться)
2014
40%
44%
16%
Методика «Кодирование» в версии А. Панасюка
2015
32%
40%
28%
Динамика
-8%
+4%
+12%
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров
2014
45%
35%
20%
скрининг Е.А. Екжановой
2015
32%
40%
28%
Динамика
-13%
+5%
+8%
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Умение детей искать и выделять необходимую информацию на высоком уровне 20% обучающихся, что на 9% больше, чем в начале учебного года.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Высокий уровень структурировать знания наблюдается у 28% обучающихся 1-го класса по сравнению с 16% учащихся на начало учебного года, что на 12% выше.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Доля учащихся, которые на высоком уровне извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выросла на 8%.
Проводимые в течение четырех лет диагностические исследования показывают устойчивую тенденцию повышения мотивации и роста самосовершенствования обучения русскому языку младших школьников. Предложенный вариант мониторинга качества обучения направлен на дальнейшее формирование познавательной активности учащихся, на развитие личностных качеств, необходимых для успешной самореализации выпускников начальной школы.
Динамика формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся за 3 года
Познавательные универсальные учебные действия (метапредметные результаты)
2012-2013 гг.
2 «А»
2013-2014 гг.
3 «А»
2014- 2015 гг.
4 «А»
1. Умение соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
3,2
3,4
3,6
2. Умение найти и выделить необходимую информацию.
3,6
3,9
4,2
3. Умение применить методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
4,1
4,4
4,5
4.Умение структурировать знания.
4,1
4,3
4,6
5. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
3,4
4,3
4,6
6. Умение высказать основную мысль своего высказывания.
3,3
4,1
4,4
7. Умение поставить и сформулировать проблему, самостоятельно создать алгоритм при решении орфографической задачи.
4,1
4,3
4,6
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 28 учащихся 4-го класса высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий показали 33% учащихся, что на 15% выше, чем во 2 классе, а низкий уровень уменьшился на 19% по сравнению со 2 классом.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Наибольшая динамика выявлена в отношении таких познавательных универсальных учебных действий, как:
«умение соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные»: в 2011-2012 учебном году – 3,2 (+0,4); в 2013-2014 году – 3,6;
«умение найти и выделить необходимую информацию»: в 2011-2012 учебном году– 3,6 (+0,6); в 2013-2014 учебном году– 4,2;
«умение применить методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств»: в 2011-2012 учебном году – 4,1 (+0,4); в 2013-2014 году – 4,5;
«умение структурировать знания»: в 2011-2012 учебном году – 4,1 (+0,5); в 2013-2014 году – 4,6;
«умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме»: в 2011-2012 учебном году – 3,4 (+1,2); в 2013-2014 году – 4,6;
«умение высказать основную мысль своего высказывания»: в 2011-2012 учебном году – 3,3 (+1,1); в 2013-2014 году – 4,4;
«умение поставить и сформулировать проблему, самостоятельно создать алгоритм при решении орфографической задачи»: в 2011-2012 учебном году – 4,1 (+0,5); в 2013-2014 году – 4,6.
Использование современных информационных технологий на уроках стало не просто способом привлечь к изучению предмета учащихся, но и неотъемлемой частью образовательной деятельности.
Компьютерные технологии обеспечивают наглядность в изучении материала и помогают упорядочить знания учащихся.
В практике обучения педагогом применяются 2 основных метода обучения: проблемный и исследовательский.
Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу и передаче информации.
Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов.
С помощью использования современных информационных технологий педагог решает такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, решает проблемы разноуровневого и группового обучения.
При организации образовательной деятельности предпочтение отдаётся наиболее оптимальным формам обучения. Это парная и групповая работа, интегрированные уроки, игровые формы обучения, индивидуальные образовательные траектории освоения авторской программы А.В. Могилева «Начала информатики» [3] в условиях урочной деятельности.
Селевко Г.К. [9] отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды. Т.И. Шамова [11] убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.
Описание практики работы для обеспечения возможности его воспроизведения
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников при изучении русского языка посредством использования современных компьютерных технологий.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную компьютерную программу изучения русского языка, стимулирующую самообучаемость школьника, его способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии;
создание условий для приобретения младшими школьниками компьютерных умений, необходимых для дальнейшего образования;
обеспечение формирования познавательных универсальных учебных действий школьников по переработке учебной информации;
Организация образовательной деятельности основана на использовании следующих способов включения учащихся в образовательную деятельность:
Класс
Деятельностные формы
организации
Умение работать
с информацией
Виды познавательной деятельности
учащихся
2
Поисковая
Поиск и отбор информации
Работа со справочной литературой, с материалами энциклопедий
3
Поисково-исследовательская
Поиск и отбор информации из различных источников, осмысление, сравнение
Подготовка сообщений, создание творческих работ
4
Исследовательская
Анализ информации, полученных из разных источников
Подготовка памяток, алгоритмов, тестов, проектная деятельность
Учитель осуществляет ряд шагов:
делит класс на группы;
организует различные формы занятий (уроки, видеопрезентации);
применяет различные формы контроля и коррекции (самоконтроль, взаимопроверка, итоговая аттестация).
Положительное влияние на результаты обучения оказала внедряемая в образовательную деятельность информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить).
С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящиеся к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. (Цифровой образовательный ресурс «1С: Русский язык» содержит не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов и т.д.).
В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. При изучении раздела «Имя существительное» учащиеся на словосочетаниях и предложениях могут отработать следующие темы и правила: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», «Склонение имен существительных», «Употребление имен существительных в речи». Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.
Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счет анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведется дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.
Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета дает учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученным темам и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.
На уроках русского языка можно использовать серию обучающих программно-методических комплексов, “Семейный наставник», которые при установке интегрируются в единое целое. Главный программный модуль предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Например, по русскому языку при работе над словарными словами можно опросить за 10 минут 3 - 4 учеников. При закреплении изученного материала во время самостоятельной работы можно опросить несколько учащихся по данной теме по серии “Семейный наставник”. Ребенок сразу видит на экране результат своей работы и допущенные ошибки.
Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки понадобится фотоаппарат, штатив, хорошее освещение (лампа) и то, что вы собираетесь снимать, а так же фон для этого. Это может быть практически все, что угодно. Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере есть Windows Movie Maker. Импортируем отснятые изображения и перетаскиваем их вниз на шкалу времени, где отображается раскадровка. Затем в видеоэффектах находим эффект ускорение, и применяем его несколько раз для каждого кадра. Затем импортируем звук, например, музыку, также добавляем её на шкалу времени и обрезаем нужный фрагмент. Сохраняем созданный фильм на компьютере.
Тренировка конкретных познавательных способностей учащегося: работа с программами Miecrosoft Office Word, Miecrosoft Office Exceel, Miecrosoft Office Power Point, Miecrosoft Office Publisher.
Но эффективное использование компьютера на уроках может происходить только в рамках специально разработанных компьютерных программ и методик работы с ними. Деятельность педагога основывается на использовании программ закрытого типа (тренажёрные) и открытого типа (творческие). При использовании программ закрытого типа, таких как «Развитие речи», «Учимся говорить правильно» от компании «Новый диск», идет отработка знаний алфавита, звуков речи. А программы открытого типа позволяют детям максимально проявлять инициативу, творческую активность, от ребенка требуется произвольная саморегуляция, самоконтроль и анализ своих действий.
Работая над проектом «Моя малая родина» автор опыта использует метод работы с интернет-источниками Web-квест.
Web-квест представляет собой специально подготовленный педагогом образовательный сайт, посвящённый самостоятельной работе учащихся по определённой теме с гиперссылками на различные веб-странички, где представлено много информации по теме проекта, даны рекомендации учителя по проекту и критерии оценки работы. После презентации результатов, проекты располагаются на Web-квесте для более детального ознакомления.
В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, а сами вовлечены в поиск и обработку информации. Использование метода Web-квест позволяет обучать работе с интернет-источниками. Кроме того, если работа происходит в школе, то доступ к части ресурсов закрыт системой фильтрации и есть возможность расположить на Web-квесте необходимый материал и работающие гиперссылки.
Особенностью Web-квеста является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной работы учащихся, находится на самом деле на различных Web-сайтах. Благодаря действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по заданной теме, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они находят сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики представляют работы в электронной, печатной или устной форме.
В соответствии со спецификой содержания обучения русскому языку задания представлены в такой последовательности:
нахождение готовых орфограмм;
группировка слов по видам орфограмм или выявление ошибок в группировке;
выбор и вставка пропущенных орфограмм (причем сначала задание выполняется на примерах отдельных слов, затем словосочетаний и, наконец, предложений и текста).
Вовлечь всех школьников в процесс учения помогают нетрадиционные уроки и творческие мастерские: урок - «Сказки природы» (1 класс), творческие мастерские «Цветочная фантазия» (2 класс), «Строитель-архитектор» (3 класс), «Театр из бумаги» (4 класс). Чтобы полнее реализовать возможности компьютерных программ адаптивного типа на уроках, необходимо соблюдение требований к тематике, отбору языкового материала, характеру и объему теоретических сведений, формулировке заданий и организации работы в компьютерном классе.
Метод проектов позволяет составные части проектной деятельности, усвоенные как метапредметные умения, объединять в общее умение работать с информацией.
Применяю различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно: «Мозговой штурм», «Обучая – учусь», «Совместный проект», «Живая линия».
Например:
задания закрытого типа с выбором правильного ответа (сколько падежей в русском языке? 4567);
задания на установление соответствия. Суть подобных заданий состоит в установлении соответствия элементов одного ряда другому. Соответствие устанавливается стрелками;
задания открытого типа: формулируется вопрос, записывается полный предлагаемый ответ, а из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать. ( Имя существительное – это _______, которая отвечает на вопросы _____ и обозначает ________);
задания свободной формы. (Зачеркни лишнее слово: стол, дом, рыжий, синица);
задания, формулирующиеся с отрицанием частицы НЕ, НЕЛЬЗЯ и т.п. (В каком падеже не может стоять подлежащее? в Им.п., в Р.п., в Д.п.).
Использование различных видов тестовых заданий позволяет осуществить дифференцированный подход к ученикам класса, достаточно быстро и достоверно проанализировать успешность обучению предмета.
Презентации к урокам - это мастерская детской души: мастерская слова, мастерская мысли, умелых рук. При этом рождается сотворчество, как счастливейшее состояние духа, которое вызывает познавательную активность, увлеченность, способствует проявлению самых лучших человеческих качеств. А дискуссия по результатам представленных презентаций дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале. Благодаря этому активизируется познавательная активность учащихся, повышается интерес к учению, развиваются творческие способности.
Я считаю, что учебный предмет «Русский язык» с использованием информационных компьютерных технологий обеспечивает формирование следующих познавательных универсальных учебных действий:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Использование ИКТ позволяет:
сэкономить время;
внести разнообразие в процесс обобщения повторения по теме;
развивать воображение учащихся, будить их фантазию, стремление творить и познавать;
формирует информационную грамотность (умение запрашивать, искать, отбирать и перерабатывать информацию).
Данные материалы могут быть реализованы в различных образовательных учреждениях в системе работы с обучающимися различных возрастных групп, при организации системы классно-урочных занятий, независимо от определённого УМК
Библиографический список
Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2012.– № 4.– с. 12–23.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997.
Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. – 150 с.
Мак Квайл, Д. Теория массовых коммуникаций/ Д. Мак Квайл – М.: ОЛМА-ПРЕС, 2003. – 288 с.
Медведев, А.Н. Методика разработки тестов в электронной таблице//Информатика. – 2005.– № 7. – с. 18-26
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 1. – 816 с. Т. 2. – 816 с.
Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.
Латорцева Инна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
Диаграмма 8Root Entry