РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физики для учащегося 7 класса (специального коррекционного индивидуального обучения VIII вида)
Забайкальский край Приаргунский район
МОУ Досатуйская СОШ
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________________Ф.И.О.
Протокол № ______ от
«____»_____________2012г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МОУ Досатуйской СОШ
__________________Ф.И.О.
«____»____________2012г.
«Утверждаю»
Директору МОУ Досатуйской СОШ
_________________Ф.И.О.
Приказ № ____ от
«____»___________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физики для учащегося 7 класса
(специального коррекционного индивидуального обучения VIII вида)
Составила : учитель математики Бочкарёва О.О.
2012г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы и в соответствии с учебным планом Досатуйской СОШ. За основу данной программы была взята Программа «Физика 7-9 классы. Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл.» / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. – М.: Дрофа, 2000, стр.44-51). Содержание Рабочей программы адаптировано к уровню классов коррекции VIII вида с учетом рекомендаций и изменений, внесенных в программу обучения детей.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Важными коррекционными задачами курса физики в классах коррекционно-развивающего обучения являются:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
В результате изучения физики ученик должен:
Знать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, волна, атом, атомное ядро;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха;
представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
рационального применения простых механизмов;
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
(тема урока)
Кол-во часов
Содержание изучаемого материала
Дата
Примечание
1
ТЕМА 1: Введение
7
1.1
Что изучает физика.
1
Физика. Основная задача физики.
1.2
Некоторые физические термины.
1
Некоторые физические термины: тело, вещество, материя.
1.3
Наблюдения и опыты.
1
Наблюдения и опыты – основные источники физических знаний.
1.4
Физические величины. Измерение физических величин.
2
Определение физической величины. Примеры физ. Величин и единиц их измерения. Алгоритм нахождения цены деления.
1.5
Физика и техника.
2
Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. Научно-технический прогресс.
2
ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества.
6
2.1
Строение вещества.
1
Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц.
2.2
Молекулы.
1
Молекулы. Представление о размерах молекул.
2.3
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
1
Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в природе. Примеры практического применения диффузии.
2.4
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
1
Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения отталкивания. Примеры проявление этих сил в природе и технике. Явление смачивания и несмачивания.
2.5
Три состояния вещества. Различия в строении веществ.
1
Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества.
2.6
Повторительно-обобщающий урок
1
Сведения о веществе
3
ТЕМА 3: Взаимодействие тел.
22
3.1
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
1
Определение механического движения. Виды движения. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути.
3.2
Скорость. Единицы скорости.
1
Понятие скорости. Формула для расчёта скорости равномерного движения. Сравнение скоростей движения различных тел, света, звука.
3.3
Расчет пути и времени движения. Решение задач.
2
Вывод формул для расчёта пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел.
3.4
Явление инерции. Решение задач.
1
Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учёта явления инерции в быту и технике. Решение задач на расчёт скорости, пройденного пути и времени движения.
3.5
Взаимодействие тел.
1
Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи.
3.6
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.
1
Понятие инертности. Масса тела. Единица массы. Устройство и принцип действия рычажных весов.
3.7
Плотность вещества.
1
Понятие плотности вещества. Формула для расчёта плотности. Единица плотности вещества. Сравнение значений плотностей различных веществ (Таблицы учебника 2,3,4).
3.8
Расчет массы и объема тела по его плотности
1
Вывод формул для расчёта массы и объёма тела по его плотности. Решение задач.
3.9
Решение задач
1
Решение задач.
3.10
Контрольная работа № 1.
1
Механическое движение. Масса. Плотность
3.11
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
2
Причина изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела.
3.12
Сила упругости. Закон Гука.
1
Сила упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций. Примеры практического применения закона Гука (строительство мостов, прыжки с парашютом и т.д.).
3.13
Вес тела.
1
Понятие веса тела. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре.
3.14
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
1
Единицы силы. Сила тяжести, действующая на тело массой 1 кг. Формула для расчёта силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчёта веса тела.
3.15
Динамометр.
1
Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение.
3.16
Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.
2
Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев.
3.18
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.
2
Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от веса тела. Сравнение сил трения скольжения и трения качения.
3.20
Контрольная работа № 2.
1
Сила. Равнодействующая сил
Итого:
35
Библиография
Самостоятельные и контрольные работы за 7 класс/Л.А.Кирик. – М.: Илекса, 2005 г.;
Сборник задач/А.В.Перышкин. – М.: Экзамен, 2007 г.;
Тематическое и поурочное планирование по физике за 7 класс/Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова. – М.: Дрофа, 2002 г.;
Физика-7кл./А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2003 г.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415