На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).


План - конспект урока в соответствии с ФГОС. ИЗО.
4 класс
Тема. На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана. Анализировать картины И. Левитана об осени.
2ЛР: Работать гуашевыми красками. Выполнить творческое задание «Осенний пейзаж».
3ЛР: Эмоционально воспринимать пейзажи, выражать своё отношение к ним на примере произведений И. Левитана.
Обязательный минимум содержания: пейзажи И. Левитана (Н). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: И. Левитан «Осень», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень. Слободка»; учебный пейзаж; схема работы над пейзажем.
Этапы урока Содержание Формирование УУД
действия учителя действия учеников I. Актуализация знаний. Учитель записывает тему урока «Родная природа. И. Левитан “Печальная, но дивная пора”», демонстрирует произведения разных жанров и предлагает выполнить задание:
– Определите, к какому жанру относятся произведения живописи.
– Мы вспомнили различные жанры, сегодня поговорим о пейзажах. Вспомните, что такое колорит. Рассмотрите пейзажи и определите их колорит. Отвечают. познавательные действия (П);
регулятивные действия (Р);
коммуникативные действия (К);
личностные результаты (Л).
(П) Группировать и сравнивать факты, явления, понятия.
(К) Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.
II. Создание проблемной ситуации.
Учитель предлагает прочитать стихи Е. Баратынского на с. 20 учебника и просит ответить на вопрос:«С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье».
– Исаак Левитан считал, что в этом стихотворении поэт описал лучшие качества пейзажиста.
– Как вы думаете, какие?
– Наверное, нам было бы легче ответить на этот вопрос, если бы мы знали, какие качества необходимы пейзажистам.
Ученики отвечают (возможные варианты ответов):
Затрудняются.
(П) Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать актуальную информацию.
(К) Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.
III.
Формулирование проблемы. – Итак, на какой вопрос нам необходимо ответить? – Какими качествами должен обладать пейзажист?
Возможен другой вариант проблемного вопроса. (Р) Совместно с учителем определять цель действий.
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Работа с текстом.
Работа с произведениями мастеров.
1. Учитель предлагает открыть рабочую тетрадь на с. 6– 7.
– Рассмотрите эскиз пейзажа (рис. 1) на с. 6 в рабочей тетради. Что художник нарисовал на первом плане, на втором плане, на дальнем плане?
– Подумайте, а что бы вы изобразили на первом плане, на втором, на дальнем?
– Выполните в альбоме рисунок пейзажа, главное – наметить общую форму объектов, не прорисовывая детали.
– Рассмотрите, как выполнен подмалёвок пейзажа (рис. 2) в рабочей тетради. Продумайте колорит своего пейзажа и выполните подмалёвок в красках, не прорабатывая детали. Отложите сушить работу.
Ученики отвечают.
– На первом плане раскидистый куст в центре, на втором – дерево слева, на дальнем плане – холм, заросший кустарником и деревьями.
Выполняют.
(Р) Работать по предложенному плану, использовать учебник.
(Л) Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
2. Учитель предлагает открыть учебник на с. 20–21 и, работая в парах, выполнить задания.
– Рассмотрите пейзажи И. Левитана и определите, какое настроение вызывает та или иная картина. Как художнику удалось передать настроение? Чем отличаются пейзажи, что в них общего?
– Прочитайте текст параграфа и проверьте свои предположения.
Выполняют, отвечают.
(К) Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
(П) Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
V. Выражение решения проблемы. Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. Отвечают. (П) Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
(К) Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.
VI. Применение знаний (продуктивные задания).
Учитель предлагает ребятам дописать пейзаж, уточнить колорит, проработать детали, особенно на первом и втором планах. Выполняют. (Р) Работать по предложенному плану, использовать учебник.
(Л) Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
VII. Итог урока. Рефлексия. Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Отвечают. (Р) Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
VIII. Домашнее задание. – Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш, цветные карандаши (лучше всего акварельные), фломастеры.
Записывают. Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.