Обобщающий урок по чтению ,,Осень — дивная пора”

МБОУ «Суворовская средняя школа»























Подготовила
учитель начальных классов
Полищук Инна Петровна



Интегрированный урок по чтению и изобразительному искусству
в 4-А классе

Тема: Обобщающий урок по чтению ,,Осень - дивная пора”
Цель:
развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
прививать учащимся художественный вкус и образное мышление;
воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения.
Оборудование: осенние листья, рисунки, иллюстрации художников.

Ход урока.

І.Организационный момент.
Девиз урока.
ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ...
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Федор Тютчев.
ІІ.Сообщение темы урока, формы его проведения.
Вступительное слово учителя.
У нас сегодня обобщающий урок чтения с рисованием. На этом уроке мы будем говорить о замечательном времени года – осени, рассматривать иллюстрации выдающихся русских художников ,на которых изображена эта дивная пора, декламировать стихотворения известных поэтов об осени , а также попробуем свои способности в составлении рассказов и перенесём это на рисунок.
-Давно уже прошло лето. Но пришла не менее интересная пора-это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу белокорой березке. Могучие дубы выбрали солидный наряд- коричневые и пурпурные листья. А вот веселые клены получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени. Для удобства нашей работы давайте разделимся на группы.
2.Деление детей на группы ( раздача листьев), комментирование заданий:
-дубовые листочки(сильные, могучие)- получают мальчики, они входят в группу фольклористов;
-берёзовые листочки(стройные, трепетные, нежные)-группа литераторов;
-кленовые листочки(разнообразные цвета красок)-группа пейзажистов (молодые, начинающие писатели, будут использовать словесное описание)
-ещё у нас будет работать творческая группа (соберут слова )
ІІІ. Работа в группах:
1.Фольклористы ( пословицы, поговорки, приметы осени).
Что такое фольклор?(фольклор означает «народная мудрость, народное знание»,фольклор-это волшебное царство устного народного творчества: былины, сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Всё это собиралось народом, переходило из уст в уста, из поколения в поколение.
1уч.
Кричит ворона в небе:Карр!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нём поселилась .

2уч.
Весна красна, да голодна,
Осень дождлива, да сыта.
3уч.
Осень говорит: «Я поля уряжу»,
Весна говорит: «Я ещё погляжу».

4уч.
В сентябре огонь и в поле, и в избе.

5уч.
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
6уч.
Он дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дереву
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, он выносливый,
Значит, закаленный.(дуб)

2. Литераторы ( декламирование стихотворений об осени известных поэтов).
Это необыкновенное время года любили описывать известные нам поэты.Давайте послушаем наших литераторов.

1уч.
Ф.Тютчев.
Есть в осени первоначальной
Короткая,но дивная пора- .
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё-простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух,птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
2уч.
Листопад” И.А.Бунин.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют,
То здесь, то там в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой

3уч.
С.Пушкин.
“Уж небо осенью дышало”
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
с печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

4уч.
В золотой карете,
Ярко-желтым цветом
Что с конем игривым,
Землю разукрасила.
Проскакала осень
Сентябринки, Октябринки,
По лесам и нивам
Ноябринки принесла
Добрая волшебница
Ребятишкам очень милым
Все переиначила,
Подарила, раздала.
5уч.
Красавица-осень разбрызгала краски:
Небесная просинь, как будто из сказки.
Лиловая липа и пламень осины,
Прощальные клики семьи журавлиной.
Листает октябрь золотые страницы,
А белым берёзкам зима уже снится.

6уч.
А .С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

-Мы прослушали очень красивые стихотворения известных поэтов, но о природе пишут стихотворения не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, а красоту природы ещё изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства- свой язык. Неповторимые пейзажи, богатство красок передаёт художник-пейзажист И.Левитан.

ІV.Работа по картине
Пояснительное слово учителя о выдающихся художниках. Рассматривание
иллюстраций.
-Что мы видим на картине?
-Какое настроение передаёт эта картина?
Осенние дни рождают у нас разные настроения.Эта картина вызывает светлую радость(мы видим пышную,нарядную, в осеннем убранстве природу.
А в каких cлучаях мы бы увидели,что художник хочет передать печаль или грусть?(холодные цвета, пасмурный день-отзываются в душе тоской и печалью).

3.Пейзажисты
( словесный пейзаж) Чтение сочинений (пейзажных этюдов ) об осени.
Группа пейзажистов-это наши начинающие писатели, представят нам свои сочинения.
-Чтение своих сочинений.
Образец:

Золотой дождь.
Шумит в лесу золотой дождь.Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.Летят,скачут,плывут листья. Позолотили дорожки и тропинки. Зашумел золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Весело кружит ветер осеннее золото.

Н.Сладков.

4.Творческая группа
Уч-ся собрали из букв слова: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь.

V. Минутка релаксации « Осенний дождь».
Слушание музыки(звуки леса).
VІ. Закрепление материала. Рисование « Портрет осенних листочков».
Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём-
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Мы сегодня побывали в роли поэтов и писателей, рассмотрели картины известных художников, и я надеюсь вы поняли, что если любить и понимать красоту природы, то она откроет вам много тайн и интересных секретов.
Наши красивые неповторимые листочки помогут нам оставить память о них до следующей осени.
Давайте представим, что наш листочек парит в воздухе или упал на землю. Возьмём кисточку, мокнём её в краску осени и зарисуем обратную сторону осеннего листочка. Приложим его к бумаге и прогладим ладонью.
-Добрый, хороший листочек, до свидания! Мы с тобой встретимся весной, когда твои братишки-листочки выглянут из почек и зашепчут на веточках.

У. Подведение итогов урока.
(Посмотрите перед вами лежит не рисунок, а частичка осеннего листопада).



















Интегрированный урок
по чтению и
изобразительному искусству
в 4 классе