Интегрированный урок ИЗО и чтение Осень — дивная пора
Интегрированный урок ИЗО и чтение «Осень – дивная пора»
Цель: Развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
Прививать уч-ся художественный вкус и образное мышление;
Воспитывать эмоционально –эстетическую отзывчивость на
произведение искусства;
Формировать способность воспринимать красоту родной природы;
Совершенствовать выразительное чтение стихотворного произве-
дения
Задачи: Обучение работе по представлению на заданную тему;
Развитие зрительной памяти и образного мышления;
Воспитание эстетического отношения к действительности. эмоцио-
нальной отзывчивости на красоту осенней природы, бережного
отношения к природе; укрепление межпредметных связей.
Оборудование: репродукции картин художников, цветная бумага., ножницы, клей, ватман, листочки с поэтическими сопровождениями к пейзажам., нарисованные осенние листочки.
Ход урока
1. Организационный момент
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
( Ф.Тютчев )
Учитель: Давно прошло лето. И наступила интересная пора – это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу березке. У осени свое рабочее расписание. Первым делом она начинает наряжать лес. Каждое дерево получает свой неповторимый наряд.
Такое явление как листопад бывает только осенью. Красота его в буйном разноцветье осенних листьев. Вот и сейчас подул ветер, сорвал листья с деревьев. закрутил их вихрем в хороводе и опустил их на парты. Посмотрите на эти листья они немного волшебные. На обратной стороне каждого из них стихотворение, посвященное осени. Давайте послушаем некоторые из них.
2. Дети: Читают стихи известных поэтов.
Уж небо осенью дышало... Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась.Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Осень Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.Солнце реже смеется,Нет в цветах благовонья.Скоро Осень проснетсяИ заплачет спросонья.
(К. Бальмонт)
Осенью
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
(А. Плещеев)
Лес осенью Меж редеющих верхушекПоказалась синева.Зашумела у опушекЯрко- жёлтая листва.Птиц не слышно. Треснет мелкийОбломившийся сучок,И, хвостом мелькая, белкаЛёгкий делает прыжок.Стала ель в лесу заметней –Бережёт густую тень.Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень.(А. Твардовский)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин,Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,Молча твои рученьки грею я и жму,В очи тебе глядючи, молча слезы лью,Не умею высказать, как тебя люблю.(А. Толстой)
Учитель: Пожалуй, ни об одном времени года не написано столько стихов, сколько об осени. Каждый поэт видит осень по-своему, находит ее приметы, замечает то, что особенно его поразило, взволновало. И получается, что у осени сотни стихотворных портретов, и на всех она разная.
3. Изобразительное искусство.
Учитель ИЗО: И так, мы прослушали очень красивые стихотворения известных поэтов. но о природе пишут стихотворения не только поэты. о ней пишут музыку композиторы, а красоту природы еще изображают на своих картинах художники.
Неповторимые пейзажи, богатство красок передают нам художники-пейзажисты.
Давайте рассмотрим лирический пейзаж Василия Васильевича Мешкова «Золотая осень в Карелии». Пейзаж окрашен светлой грустью об увядании прекрасной природы. Посмотрите, как композиция картины подчеркивает протяженность карельского пейзажа, кажется. что он бесконечен. В цветовом же решении главенствует золотистый тон, в который окрашена осенняя листва. Природа несет в себе взволнованное чувство живописца.
Дети: Беседа по картине И.И. Бродского «Опавшие листья»
Дети: Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Учитель ИЗО: Дети, понравились вам эти пейзажи?
-- Действительно, посмотрев на эти пейзажи, мы видим с какой любовью и как правдиво изобразили художники осеннюю природу. Эти пейзажи вызывают желание очутиться там, где когда то бродили и любовались осенним лесом авторы этих картин.
4. Творческая работа по группам.
( Музыкальное сопровождение )
Учитель ИЗО: Дети, по вашим глазам видно, что и у вас возникло желание поработать и показать красоту осени.
Итак. 1и 2 группы- напишут сочинение про осень,
3 группа- найдут поэтическое сопровождение к пейзажам,
4 группа – составит свой осенний пейзаж в технике аппликации
5.Итог урока.
Молодцы, ребята! Хорошо поработали. Вы побывали в роли писателей, рассмотрели картины известных художников, и я надеюсь поняли, что если любить и понимать природу, то она откроет много тайн и секретов.
6. Домашнее задание.ИЗО:нарисовать осенний пейзаж,
Чтение: с. 68 в. 4
Русский: с.34 у.48
Рисунок 1