Открытое мероприятие в школе Зул — национальный праздник калмыков

Зул
Таинство предков - праздник Зул Огонь священный вновь раздул.
Молитва сердца и ума.
Зима калмыцкая пришла Да будет белым новый путь,
Да не прервется жизни суть.
Да будет свет в средине тьмы,
Добро и род не сочтены.
Да будут кротки все враги,
Да будет зваться человек Разумным много тысяч лет.
Таинство предков праздник Зул,
Ты никого не обманул.
Горит огонь твой сквозь века,
Вновь очищая и маня!
Одним из самых радостных, любимых и почитаемых праздников калмыцкого народа - Зул (калмыцкий Новый год). Вычисляется по лунному календарю. Месяц, на который выпадает калмыцкий Новый год, обычно это месяц Коровы или Барса (ноябрь или декабрь), получает название Зул. Прежде всего, этот праздник означает начало нового года, именно в этот день калмыки получают свой новый возраст.
Считается, что в этот день родился Богдо Зункава, великий вероучитель, основатель ламаизма - направления в буддизме, исповедуемого калмыками. Он известен, как «великий реформатор» буддизма в Тибете.
Как и любой Новый год, калмыцкий Зул был и остается, прежде всего, сугубо семейным торжеством. К этому дню в семьях обычно готовятся заранее. Всем домочадцам стараются заранее справить обновы, квартиру тщательно убирают
и готовят блюда национальной кухни: пекут пышные борцоки, варят баранину и ароматный чай - джомбу. Часть приготовленной пищи ставится «дееж», тем самым отдается дань уважения умершим родственникам. Праздничной едой угощают всех пришедших в дом, при том произносится традиционное приветствие: «Сян одртя, олзятя болтха» (День сегодняшний пусть будет благославенным и принесет прибыль»),
Борцоки
Я у плиты колдую, в тесте руки;
Все гости в сборе, сдвинуты столы,
Калмыцкий чай наполнил пиалы,
К нему я жарю нежные борцоки.
Рецепт их прост: посыпем стол мукой И тесто раскатаем в тонкий слой,
Затем дадим фантазии простор мы:
Квадраты, ромбы и кружки кроя,
У каждого чуть-чуть загнем края - От дедов нам достались эти формы,
Но то рецепт, а есть еще секрет:
Та - тесто квасит, а другая - нет;
Одна в кипящем пенящем масле Недолго заставляет их плясать,
А та - подольше, и когда бросать - Мгновеньем раньше, позже ли, сейчас ли?
И, золотом пронизаны насквозь,
Как будто в каждом солнышко зажглось,
Они собою стол любой украсят.
И учат старики: ушла зима,
Теперь-mo уж бураны, холод, тьма С весной не сладят, солнца не погасят.
з
И даже от родных степей вдали Мы жарили борцоки, как могли:
На печках жестяных ли, на кострах ли,
В горчичном масле, из ржаной муки - И все ж, тайге и стуже вопреки,
Они весенней степью тонко пахли...
Бося Сангаджиева
К этому празднику калмыки готовятся заранее, запасаясь впрок топленым маслом, жиром. Специально для Зул хозяйки должны собирать траву: «Цаган овен» (ржанец), из которого делают «зулын гол» и «насна гол» (обрядовые фитили). Траву сушат, затем из середины этих травинок нарезают палочки для фитилей размером в 4 пальца. «Насна гол» начинают готовить вечером, когда наступают сумерки. На каждого члена семьи берется такое количество палочек, которое соответствует возрасту человека. К ним прибавляется еще одна. Затем все палочки обвертываются ватой, причем круговые движения при этом делаются слева направо. Такие насна гол - фитили готовят на каждого члена семьи. Приготовив фитили, хозяйка замешивает крутое тесто, из которого делает онгц продолговатой формы (лодочка). В эту лодочку, она втыкает сперва «насна гол» главы семьи, затем свой и детей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4
Как же праздновался праздник Зул в недалеком прошлом? Рано утром каждая хозяйка варила чай, зажигала Зул (лампадку) и делала подношение богам (дееж бэрх). Затем все садились за стол и принимались за праздничную еду. Хозяйка разливала чай, причем пиала подносилась самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке, детям. За столом произносили праздничное благопожелание «йорял».
Основное действие совершалось вечером, когда на небе появлялись первые звезды. Хозяйка дома брала приготовленные фитили, обмакивала их в масло и поджигала. Все члены семьи в это время произносили при этом следующие молитвы: «Авен наенмдн олзятя, цаган хаалгата болтха!». Когда фитили догорали, хозяйка собирала все остатки и бросала их в огонь. Это было обязательным, так как если эти остатки бросали просто так, - это могло принести несчастье в дом. Из оставшихся двух онгц, приготовленных из теста, пекли лепешки. Кусочки этих лепешек раздавались всем членам семьи, и они их съедали.
Заканчивался обряд тем, что опять разливали и пили чай.
Старшие в семье произносили уже «насна йорял».
Согласно буддийским традициям Зул отмечают в определенный день месяца коровы (быка). Название самого праздника происходит от обычая зажигать лампадки. Символика зажигания лампад широка: это форма почитания бурханов, гадание о будущем. Это поклонение солнцу, чтобы оно лучше грело зимой и чтобы не было сильных морозов и глубоких снегов, гибельных для скота.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5
Возжигание лампад поздно вечером, когда на небе зажигались звезды, означало начало поклонения звездам, так как считалось, что каждый человек имеет свою звезду. Это чисто семейный праздник, основной ритуал которого (нас авх) совершался именно в семье (хальмг улсин нас авдг одр).
В то же время Зул отмечался как день рождения, поминания Цзонхавы (по-калмыцки Зунква), основателя желтошапочной школы Гелукпа.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Обычай зажигания костров в день празднования Зул был связан с магией возвращения силы Солнцу. Считалось, что с этого дня начинается активное использование заготовленных на зиму продуктов, что своеобразно отмечало завершение хозяйственного цикла и начало собственной зимовки.
О чайной церемонии у калмыков
Калмыкам известна легенда, в которой происхождение чая связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы. В ней говорится, что однажды Цзонхавы занемог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его "божественным" (деедсн идеи), и порекомендовал Цзонхаве употреблять его на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25 м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю, он повелел всем верующим в этот день поставить бурханам лампадку, прибавить к своему
возрасту один год (нег нас зуух) и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже "хальмг ця" ("джомба").
С тех пор, по преданию, калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым блюдом стал калмыцкий чай. И в память о чудесном исцелении стали ежегодно совершать чайный ритуал подношения божествам (дееж, ерглпн).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В другом же предании говорится, что чай был известен задолго до того, как наши предки приобщились к мясным блюдам; тогда существовал запрет на прием мясной пищи. И вот один лама решил создать растительную пищу, которая бы не уступала по калориям мясным блюдам. С этой целью в течение тридцати дней он читал специальную молитву. Согласно легенде, на тридцатый день благодаря молитвенным взываниям ламы чудодейственная культура проросла. Таку калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался обычный день, без чая не обходился ни один праздник...
7
Калмыцкий чай
Какой калмык в какое из столетий Придумал то, что я воспеть хочу?
Я каждый день, вставая на рассвете,
Напиток золотистый кипячу.
Да не простой, а золотой! Он с перцем,
И с маслом, и со свежим молоком.
Мы счастливы всем существом, всем сердцем,
Когда привольно чай калмыцкий пьем.
Завоет ли вечеровая вьюга,
Придавит ли траву полдневный зной - Нет лучшего помощника и друга,
Чем наш калмыцкий чай степи родной.
Я потчевала гостя им недавно,
А гость приехал к нам издалека.
Он пил и приговаривал: «Как славно,
Есть в чае жар сердечный степняка.
В нем запахи я чувствую степные И чувствую дыханье роз в меду.
У вас его отведал я впервые И лучшего напитка не найду!»
Бося Сангаджиева
Каких правил должна придерживаться хозяйка при изготовлении и подношении калмыцкого чая?
Во-первых, запрещалось кипячение воды (хоосн хар усн) без чайной заварки. Обычный кипяток употреблялся в исключительных случаях: во время болезни, крайней нищеты и т. д. Предупреждая возможность
подобного, воду кипятили с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чайной заваркой, каплей молока).
Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаются слева направо, по ходу солнца. В основе данного правила просматривается солярный культ, имевший огромное значение в духовной жизни калмыков. Думается, что, совершая круговые движения, люди надеялись, что жизнь и все добрые начинания будут необратимо двигаться вперед согласно законам диалектики.
После того, как чай хорошо заварится (агнь Ьарад), его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, толченый в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают с помощью половника.
Первая порция приготовленного чая преподносится в качестве подношения (дееж.) бурханам. Чай наливается в жертвенную чашечку, которая постоянно находится на алтаре. По истечению определенного времени этот чай отдавали детям, в основном мальчикам.
Известно, что калмыки поклонялись солнцу, луне, почитали землю. По этой причине они регулярно совершали обряды жертвоприношения небесным светилам, земле и по особому относились к предметам, форму которых напоминали объекты культа. Например, у калмыков запрещалось наступать на порог кибитки с круглым основанием, держать дома пиалу с отломленными краями. Посуда, предназначенная для гостей, должна соответствовать канонам традиционного этикета. В калмыцкой пословице говорится: "Хотын сээг куунд ег" (Лучшую пищу отдай гостю). Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда. Г ость вполне мог отказаться от чая, если он подается в пиале с отломленными краями (кемтркэ ааЬд), если подносящий опускает в пиалу с чаем указательный палец (ааЬин ам чавчад бэрхлэ).
Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками (на хадаке в особых случаях) на уровне груди, тем самым, демонстрируя свое уважение и сердечное расположение гостю. Раньше ритуал подношения совершался в коленопреклоненной позе, поскольку наши предки пили чай, сидя на земле или за низеньким столиком (ширя).
9
При подношении чая строго учитывалась иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является он гостем, родственником или кем -то еще. Если адресатом является духовное лицо, важный государственный чиновник, то ритуал подношения чая совершается хозяином дома.
Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести благопожелание (йорял), в котором добрые пожелания адресуются самому напитку, человеку, угощающему чаем, его семейству. В йоряле говорящий упоминает, как правило, и себя.
Выпив чай, калмыки возвращают, пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивалось как проклятье.
Чайная церемония - это лишь один из многих обрядов и ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отразились специфика национального характера калмыков, их религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям предков.
Продление жизни
Вообще в калмыцких семьях не отмечались дни рождения так, как это принято сегодня. Раньше у всех был один день рождения - Зул.
В день «Зула» все калмыки прибавляли себе год. Вечером, когда показываются на небе звезды, каждая семья зажигала лампады, натыкала в них длинные шесты и выставляла наружу через дымовое отверстие кибиток. Держат так до тех пор, пока лампады потухнут, после чего происходило моление всем святым В кибитке в продолжение этого дня и вечера перед бурханами горела другая лампада. Вечером вся семья молилась у себя своим бурханам и предкам. В этот день рекомендовалось зажигать костер больше, чем обычно.
10
Праздник этот весельем не сопровождался, каждая семья приглашала друг друга в гости и угощала теми своими припасами, которые они сумели сделать за лето и весну. Кроме того, часть припасов передавалась хурулам на поминание покойников. «Зула» - есть праздник чисто народный с поздними наслоениями религиозных обрядов..
Список литературы:
С.З. Ользеева. Калмыцкие обычаи и традиции.
Бося Сангаджиева. Борцоки.
С.Оконова Зул.
Е. Хабунова. О чайной церемонии.
Бося Сангаджиева. Калмыцкий чай.
У. Душан. «Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии»
11











15