Статья Работа с родителями

Пушкарева С.В.,  
учитель начальных классов БОУ УР "Удмуртская государственная национальная гимназия имени Кузебая Герда" 

Тема: «Взаимодействие с семьёй во внеурочной деятельности». 
       Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья. Обе эти сферы одинаково важны для ребенка, и обе вместе с изменениями всей жизни тоже подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.  
Многие педагоги, психологи, ученые,исследующие проблемысемьи и её взаимодействие со школой, определяя так её значение: «Семья-базовая ячейка общества»(т.с.Ожегова) 
     Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. 
     В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности, который часто отстает от современных требований. Решающая роль и воспитательные возможности в этом случае предоставляются внеурочной деятельности в новом федеральном государственном стандарте начального общего образования. 
     Педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Для этого педагог организует взаимодействие с родителями в самых различных формах. Активное сотрудничество педагога и родителей ведет к возникновению полного взаимопонимания. А оно рождается в совместной деятельности.  
     Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста. 
   А какой же механизм воспитания в нашей гимназии?  Основной механизм воспитания – воспитывающее и развивающее образовательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений педагог-ученик-родитель, благоприятная морально-психологическая атмосфера.
     Родительский комитет гимназии, как представитель заказчика образовательных услуг, активно включен как в решение наиболее актуальных задач, стоящих перед гимназией, так и в постановке целей и задач деятельности. 
Фестиваль семейного творчества «Моя семья» охватывает различные формы семейного воспитания – совместное творчество, выставки поделок «Мастерим с папой», конкурсы для мам и т.п. Дети, родители и педагоги вовлечены в активную творческую деятельность, при этом ненавязчиво демонстрируются положительные примеры семейного воспитания, примеры взаимной поддержки, заботы, любви. 
День Матери традиционно ознаменован организацией вечеров и праздничных концертов для мам силами детей. Дети являются режиссерами, актерами, участниками события. 
Следует учесть тот факт, что организаторами всех мероприятий в гимназии являются отнюдь не педагоги. Временные творческие объединения (детей, родителей, педагогов) сами разрабатывают план подготовки к мероприятию, выбирают направление работы, пишут сценарий, продумывают костюмы и проч. Педагог лишь осуществляет корректное (незаметное) управление процессом подготовки. При таком взаимодействии дети и родители активны и инициативны, ощущают себя равноправными партнерами, ответственными за результат, а педагог создает для каждого ребенка ситуацию успеха. 
Высокие показатели и эффективность воспитательной системы могут быть достигнуты при условии заинтересованности участников образовательного процесса и личной ответственности за общий результат. Участие родителей в соуправлении гимназией, в разработке и реализации плана развития гимназии делает их равноправными партнерами, активными участниками и помощниками. На Круглых столах родители обсуждают актуальные вопросы воспитания детей, заседания родительского комитета направлены на решении наиболее острых вопросов, связанных с жизнедеятельностью гимназии, в спортивных, массовых и досуговых мероприятиях родители становятся хозяевами или гостями праздника. Такое взаимодействие позволяет создать доверительные отношения с педагогами и формирует чувство сопричастности к жизнедеятельности гимназии. Для подготовки и проведения мероприятий создаются временные творческие группы, к примеру, при проведении Зимних игр «Тол шудонъес» группа родителей и детей участвует в спортивных состязаниях, другая группа организует досуг, проводит конкурсы и игры, третья группа готовит чаепитие. Такое взаимодействие создает особую атмосферу в коллективе – семейную, доверительную, каждый занят делом и от вклада каждого зависит общий результат. 
Все обучающиеся гимназии с 1 по 11 класс являются участниками проекта «Сказание о земле Удмуртской», направленного на вовлечение гимназистов и их родителей в обустройство и улучшение интерьера гимназии. Создаются проекты по благоустройству территории гимназии с учетом этнокультурного содержания, классные коллективы выращивают рассаду для клумб, родители создают различные объекты, позволяющие преобразовать и улучшить школьную среду. К примеру, по инициативе родителей разбит Сад Кузебая Герда, реализована идея клумбы-телеги, а гостей гимназии радушно встречают в фойе Нюлэскузё (Лесовик), Песяй но Песянай (Бабушка и Дедушка), изготовленные родителями гимназистов. Командой родителей был изготовлен уникальный экспонат для музея гимназии – деревянный макет усадьбы удмуртов, выполненный по согласованию с учеными-этнографами (с открывающимися дверцами, воротами и т.п.). Данный макет вызывает большой интерес как гимназистов, так и сторонних посетителей музея, используется на уроках краеведения, во внеурочной работе. 
Ежегодно в рамках проведения Дня открытых дверей проводится изучение уровня удовлетворенности родителей работой общеобразовательного учреждения для дальнейшего совершенствования работы гимназии (анкетирование). Необходимо отметить, что в последние годы степень удовлетворенности родительской общественности результатами работы значительно выросла. 
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам и родителям (законным представителям). От многих школ гимназия отличается своим неповторимым укладом жизни, отношения младших со старшими, старших с выпускниками, учащихся с педагогами строятся как в семье, на примерах взаимопомощи доброго отношения друг к другу. В значимые для каждого гимназиста дни (выпускные вечера, 1 сентября, День открытых дверей, День рождения гимназии, День студента и т.д.) гимназия собирает многих выпускников, родителей, ведь, по мнению выпускников, гимназия становится домом на всю жизнь. 
      Анализ опыта работы по взаимодействию с семьей показывает, что все педагоги имеют план воспитательной работы, в котором одним из направлений выступает взаимодействие с родителями школьников. Эта проблема особенно актуальна в современном мире, т.к. родители, отдавая ребенка в школу, часто отстраняются от воспитания своих детей. Поэтому каждому учителю важно иметь план воспитательной работы с родителями, который реализуется во внеурочной деятельности, тем самым привлекая родителей к участию в школьной жизни своего ребенка. 
 
 

15