Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме Описание внешности человека по личным наблюдениям
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Урусовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Учитель русского языка и литературы
Родькина Н.Н.
2017 год
Урок 23. Описание внешности человека по личным наблюдениям
Цели деятельности педагога Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, подготовить к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека; показать роль описания деталей в художественном тексте; развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста
Тип урока Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать об описании как о смысловом типе текста, особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»); уметь находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»), определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера, различать официально-деловой и художественный стили описания человека.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы обучения Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся
Основные понятия Художественный стиль речи
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимо-действия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово.
– Давайте определим свое настроение, настрой на работу:
отличное –
хорошее –
не совсем готовы –
– Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок русского языка. Мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям1 Слушают учителя, участвуют в диалоге
с учите-
лем Фронтальная Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают
в парах Листы обратной связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации На слайде записана тема урока.
Описание внешности человека по личным наблюдениям.
– Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)
– Как вы понимаете «личные наблюдения»? (Это то, что я видел сам.)
– А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для внешней портретной характеристики; глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики. (По мере высказывания версий оформляется 1-й слайд презентации, учитель подводит учащихся к выводу о том, что главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения.)
дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем Фронтальная Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Вопросы для уточнения
информации.
Уст-ные ответы
3. Выявление места и причины затруднения Эвристическая беседа – Как вы думаете, что необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоя-нием.)
– Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? А характер?
– Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим людям.)
дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся.
– Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть разным: деловое (при розыске пропавшего, так как надо указать особые приметы), например: Потерялась собака 4-х лет… Порода… Зовут… Окрас… На правой щеке ближе к шее – белое пятно...;
научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определенной расы);
художественное (описание литературного героя) Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы Групповая, индивидуальная Познавательные: устанавливают причинно-следственныесвязи, делаютвыводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: извлекают информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Уст-ные ответы
Физкультми-нутка Чтоб глаза твои зорче были, Удивимся – что такое?
Чтоб в очках тебе не ходить, И закроем их скорей.
Эти легкие движенья А теперь по кругу быстро,
Предлагаю повторить. Словно стрелочки часов,
Вдаль посмотрим и под ноги, Проведем глазами дружно,
Вправо, влево побыстрей. Ну а дальше – будь здоров! Выполняют элементарные физические упражнения Фронтальная Выполняют физические упражнения
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– Мы узнали, что значит описать внешность человека (это…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.
– И вы приступаете к описанию внешности. Давайте запишем несколько пожеланий, которые помогут вам правильно это сделать. (Памятка на слайде или в распечатанном виде на партах.)
Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?
Почувствуй индивидуальность, неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее «Я».
Продумайте последовательность изложения.
Не заменяйте описание повествованием. (То есть вместо описания друга вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились.)
Использовать можно портретную лексику.
– Давайте вместе сделаем примерные записи (работа выполняется по группам с последующей проверкой и дополнением).
Запись в тетрадь.
Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…
Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…
Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…
Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к выводу о необходимости художественного описания внешности человека, использования в тексте эпитетов, метафор, сравнений Формулируют цель учебной деятельности
в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач Уст-ные ответы, задают вопросы для уточнения
информации
5. Творческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Обсуждение содержания сочинения. Составление плана (На парте у каждого карточки.)
Карточка 1. Портрет подруги.
Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетенные в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.
– Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да еще подруги! (Нет, портрет не получился, потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено.)
– Давайте попробуем внести исправления. Я думаю, у нас получится. Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определим замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)
– Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.
Карточка 2.
У нас в классе есть девочка. У нее высокий лоб, на лоб падает челка. В открытом взгляде можно угадать непоседу. Черные густые волосы собраны в хвостик. Озорные светлые глаза.
– В чем недостаток этого описания? (Нарушена последовательность изложения.)
– Простым карандашом делаем исправления, проводим стрелочки, объединяя предложения в единое целое: вначале всё скажем о волосах, затем опишем глаза и взгляд.
Отработка правильного употребления словосочетаний в предложении (устно):
– Составьте предложение, в котором будет описана внешность девочки с зелеными глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица. (Зеленоглазая, круглолицая девочка с каштановыми волосами.)
– Мальчика с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица. (Кареглазый длиннолицый мальчик с черными вьющимися волосами.)
– Старика высокого, худого, глаза стальные, волосы седые. (Высокий, худой старик, седоволосый, со стальными глазами.)
– Пожилой женщины – брюнетки, полной, с серыми глазами. (Полная, пожилая брюнетка с серыми глазами.)
– Малыша – белые волосы, голубые глаза, розовые щеки, круглый овал лица. (Беловолосый, розовощекий малыш с голубыми глазами на круглом лице.)
Контролирует правильность выполнения задания.
Составление плана Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов Фронтальная,
индивидуальная Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Задают вопросы для уточнения
информации, составляют планы сочинения
6. Первичное закрепление с комментированием во внешнейречи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Составление связных текстов по плану,
письменная
работа – На сегодняшнем уроке мы постарались провести целенаправленную работу над деталями портрета, сформировать представление о таком виде описания, как описание внешности, отобрали и записали в рабочие тетради материал для описания общего впечатления о человеке, составили план будущего сочинения. Теперь время самостоятельной творческой работы.
Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания Озаглавливают рассказ
в соответствии
с темой
и основной мыслью сочинения, пишут сочинение Индивидуальная, групповая Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: действуют по плану.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли Сочинение.
Практическая работа
в тетрадях
8. Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:
1. В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?
2. Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии?
3. Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять? Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний Индивидуальная, групповая Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу Оценивание учащихся за работу на уроке