Активизация познавательной деятельности учащихся посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения




Активизация познавательной деятельности учащихся посредством применения
информационно-компьютерных технологий обучения
(Публичная презентация педагогического опыта)























Медуница Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
МОСШ№3, г. Белоярский

2010г.
Каждый день, в который вы не пополнили
своего образования хотя бы маленьким, но
новым для вас куском знанийсчитайте
бесплодно и невозвратно для себя погибшим
К.С.Станиславский
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. Чувство юмора? А почему бы и нет! А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске (слайд № 3).
Вопрос о качестве образования, которое даёт школа, был актуальным во все времена. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий.
Естественен вопрос: «Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?»
Содержание образования мы постоянно стремимся улучшить, а об ученике стараемся узнать больше и глубже. Как показывает практика, возможности наши для решения этих задач нередко бывают недостаточны, хотя усилия предпринимаются немалые. Вот тут новые информационные технологии и компьютеры могут существенно помочь педагогам, обеспечив достоверность, оперативность, объективность информации о качестве получаемого образования. Более того, новые информационные технологии позволяют сделать прогноз, каким может быть качество образования, и определить достигли ли мы того уровня, который предварительно спрогнозирован.
Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках посредством применения информационно-компьютерных технологий» я задала себе два вопроса:
- в чём актуальность этого вопроса в наши дни?
- каковы результаты использования ИКТ в начальной школе?
Попробую ответить на первый вопрос: «В чём актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах?»
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных
интересов, способностей и возможностей ребёнка (слайд №4).
Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?
На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Это одна сторона вопроса.
А теперь подойдём к этому вопросу с другой стороны.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе (слайд №5)
 «Научить человека жить
в информационном мире
- важнейшая задача
современной школы». Семенов А. П.   Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования,
от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность
ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  тысячелетии в постиндустриальном обществе.  Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что,  используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю  ИКТ (слайд№6). Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся. Во-вторых, использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. В-третьих,  повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.  В-пятых, обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам (слайд № 7). А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому  педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.      Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками  погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы  ИКТ.        ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать
практическими способами работы с информацией, развивать умения,
позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
А теперь перехожу ко второму вопросу: «Каковы результаты использования ИКТ в начальной школе?»
Работа с компьютером у детей повышает интерес и усиливает возможности доступа к современной, свежей информации, осуществляет «диалог» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.
В настоящее время на первое место в моей работе выходят компьютерные технологии. На уроках использую компьютерные игры развивающего характера, программы Microsoft Word; приложения Power Point; Excel и другие.
Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: (слайд №8)
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Реализацию этих принципов я рассмотрю на примерах уроков окружающего мира.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: так, например, на уроке «Природные зоны» при объяснении (введении) нового материала использовала видеофрагмент (слайд №9).
На этапе актуализации знаний предложенный наглядный материал помогает подвести учащихся к определению темы урока, активировать мыслительную деятельность. При изучении нового материала используются наглядное сопровождение урока (видеосюжеты, фотографии, иллюстрации, графические схемы), что способствует качественно обработать и сохранить полученную информацию, а также расширяет кругозор учащихся об изучаемых объектах окружающей среды.
При объяснении темы « Птицы весной», использовалась презентация с записью голосов птиц (слайд № 10).
Предложенные слайды в работе, раскрывают основные аспекты урока, что способствует пониманию и глубокому усвоению новых знаний, активизирует внимание учащихся. Презентация содержит кроссворды, загадки способствующие развитию логического мышления, речи, кругозора учащихся. А представление данного материала в виде слайдов презентаций
способствует развитию зрительного восприятия учащихся (слайд № 10).
На этапе закрепления урока или обобщения материала по теме «Природные зоны Арктики использовала кроссворд, его также можно использовать и в качестве занимательного материала. На этапе закрепления изученного и при подведении итога урока графические схемы помогают оперативно проконтролировать усвоение изучаемой на данном уроке темы, а ученикам обобщить полученные знания (слайд № 11).
Для уроков окружающего мира используя замечательные статьи «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», можно приготовить учителю по различным темам справочный материал. Для первоклассников он содержит обязательно иллюстрацию и небольшой по объёму и доступный для понимания текст. Для учащихся 2-4 классов объём материала наращивается и углубляется от класса к классу, добавляются другие темы.Ученики часто отправляются на поиск слов или дополнительного материала к урокам самостоятельно, проявляя свою инициативу. Работая над проектом «Азбука эколога», дети были разделены на подгруппы, учитывая их личные интересы. Ребята работали под девизом: (слайд № 12).
Самая большая ценность в мире жизнь:
чужая, своя, жизнь животного и растений;
жизнь культуры; жизнь на всем протяжении
и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Н.К. РЕРИХ
Цель проекта: пропаганда экологических знаний среди младших школьников, воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическое образование и воспитание – это одно из условий эффективной экологической политики в целом. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического образования детей.
Человек в результате своей жизнедеятельности наносит огромный ущерб природе, поэтому очень важно с раннего возраста привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды, научить детей правилам природопользования.
Многие, если не все, экологические проблемы связаны с нашей экологической безграмотностью. Следует изменить отношение к природе. Следовательно, первоочередная задача состоит в сообщении людям
экологических, природоохранных знаний, в формировании их экологической культуры. Ребята 1 группы работали по теме « Лес и человек», 2 группы «Роль леса в природе и жизни человека», 3 группа « Водоемы родного края». Каждая группа приготовила выступления и короткие презентации. В заключение урока был просмотр мультимедийной презентации. Во время просмотра ученикам рассказывается, что нужно делать, и о чём необходимо знать, чтобы участвовать в охране природы родного края, показать, что они сами могут сделать для улучшения экологической обстановки, а значит встать на защиту собственного здоровья (слайд № 13).
Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчим домом.
Данную работу можно использовать, как на уроках природоведения, окружающего мира, так и во внеурочной работе с целью воспитания экологической культуры детей младшего школьного возраста, кроме того, можно использовать при работе с родителями во время родительских собраний или консультаций.
Применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
В 3 классе при закреплении темы «Цветы», использовалась презентация из детской энциклопедии Кирилла и Мефодия (слайд № 14).
Дети радуются очередной находке, в классе представляют результат своего исследования и, конечно поощряются за это. Я не жалею на уроке времени для таких сообщений и постепенно число желающих растёт, растёт заинтересованность учащихся, а отсюда и познавательный интерес - расширение и углубление знаний и приобретение навыков самостоятельности
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Мультимедийные и гипермедийные технологии представляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. Мультимедийные презентации используются на уроке для того, чтобы учитель или ученик смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи, диаграммы, графики и др. эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими
звукозаписями Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях.
Учащиеся 3-4 классов пробуют себя в составлении презентации по какой-то, интересной для них теме или оформление результатов исследования. Эти презентации могут быть как групповые и индивидуальные работы. При этом учитель обязательно должен оказывать помощь, обратить внимание учащихся на содержание работы, а не только на использовании ими компьютерных эффектов. Содержание создаваемой презентации ученика должно соответствовать возрастным интересам учащихся.
В прошлом и в этом учебном году 7учащихся моего класса принимали участие в районном конкурсе учебных проектов с презентациями и были награждены и отмечены Дипломами лауреата,13 учащихся участвовали во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио», работы опубликованы на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. и в сборник тезисов, класс стал победителем IV Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов школьников имени Н.Н.Моисеева «Человек на Земле», Макаров Иван - победитель заочного этапа Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» и лауреат Всероссийской детской конференции в Москве.
Безграничны возможности компьютерных программ Microsoft Word и Microsoft Excel для создания дидактических материалов. Основная задача создания учителем дидактических материалов – управление усвоением знаний школьниками по конкретной теме, подведение итогов их деятельности, контроль и учёт знаний. Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты, кроссворды, таблицы, диаграммы, инструкции к заданиям, памятки, тренажёры, дневники наблюдения за погодой и явлениями природы, публикации для дополнительного чтения, рефераты, рабочие тетради и др.
Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Современные дети дружат с техникой, очень быстро её осваивают, у них нет страха, боязни что-то сделать не так, сломать, испортить. Поэтому пояснения учителя воспринимаются легко, выслушиваются внимательно, к тому же, оказывается, у всех детей дома уже имеется компьютер. «А покажите ещё?» «А можно я?» «А когда?» «А мы будем ещё на уроке работать за компьютером?» - эти вопросы звучат постоянно, они свидетельствуют о заинтересованном отношении детей к компьютерной программе. Яркие красочные рисунки, понятные и доступные задания, простые способы
выполнения их, необычность – всё это привлекает детей, заинтересовывает
их, даёт им желание не просто сидеть за компьютером, а выполнять задания. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Задача учителя организовать учебный процесс так, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от самого процесса учения. Конечно, урок с использованием компьютерных технологий требует дополнительной подготовки, и без создания программы не обойтись, и организационные проблемы возникают, но всё это окупается полученными результатами, довольными лицами учеников (слайд № 16).