Урок. Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, название компонентов и результата действия. Изображение равенства на числовом луче.
Учитель: Чиркунова Т.И.
Класс: 1
Тип урока: открытие нового знания
Программа: УМК «Гармония»
Учебник математики. Автор Н.Б.Истомина, 1 класс.
Оборудование: Презентация, компьютер, проектор, магнитная доска.
Тема: Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, название компонентов и результата действия. Изображение равенства на числовом луче.
Цель. Развитие личности учащихся на основе освоения приобретенных знаний и универсальных учебных действий.
Задачи:
Личностные:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей.
Ход урока.
1. Начало урока. Психологический настрой.
Прозвенел уже звонок –
Начинается …урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книга, ручка – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!
Повернулись друг к другу, улыбнулись, а теперь улыбнитесь мне, а я вам!
2. Мотивация.
Ребята, а когда вам бывает трудно справиться с заданием, кто приходит к вам на помощь?
А вот кто сегодня поможет нам открыть новые знания и справиться со всеми заданиями на уроке, вы узнаете, когда определите на какой из карточек нарисован числовой луч и почему.
0 1 2 4 5 6 7 9 10
Оля и Лёва
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Маша и Миша
0 1 2 3 4 5 6 7 9 10
3. Разминка
Катя и Вася
Переверните карточку с числовым лучом и прочитайте, кто нам сегодня поможет открыть новые знания?
Проверьте. Покажите смайликом.
4.Работа по теме урока.
23436-2835
Посмотрите и расскажите, что делают Миша и Маша на картинке? (запускают рыб в один аквариум, запускают рыбок вместе в аквариум, объединяют рыбок; Миша запускает в аквариум двух рыбок, Маша – трёх).
Обратите внимание, что рыбки Миши и Маши объединяются вместе в одном аквариуме.
А можно действия Миши и Маши записать на языке математики? Как?
3+2 2+3
Что использовали при записи этих действий? (числа и математический знак +)
Как назвать такие выражения, где используются числа? (числовые выражения)
А какой знак использовали, о каком действии он нам говорит? (объединении, т.е. сложении)
Постановка цели и задач урока
Так над чем мы сегодня будем работать? Какую цель поставим? (познакомимся с числовыми выражениями, с дейсвием сложением, будем учиться составлять и решать такие выражения)
Сделаем вывод.
Если при записи выражения используем числа, то такие выражения называем ……(числовыми)
Если между числами стоит знак +, то это числовое выражение на что? (на сложение)
Так что значит сложить предметы? (сложить предметы - значит объединить)
Чем похожи составленные нами числовые выражения?
Как можно прочитать их? (2 плюс 3, к 2+3, сложить числа 2 и 3)
Первичное закрепление
Посмотрите, что еще делают Миша и Маша.
9 4 7
Соотнесите каждое выражение с соответствующей картинкой.
5+4 3+1 3+4
4+5 1+3 4+3
Почему возле картинки эти числа? (если сосчитать предметы на картинке, то получим число, которому равно это числовое выражение)
Запись 4+5=9 называют ……
Как выдумаете? ….. числовым равенством
А еще, ребята, числовое выражение со знаком + называют суммой
А числа, которые складывают слагаемые.
Сколько чисел складываем? (2)
Значит сколько слагаемых? (2)
Назовите первое слагаемое? Второе?
Чему равна сумма чисел 4 и 5? (9)
9 – это значение суммы.
Подведем итог.
Как называется это запись? (числовое равенство)
Выражение со знаком + - это? (сумма)
Числа, которые складываем? (Слагаемые)
Результат сложения это… ? (значение суммы)
Молодцы!
5. Физминутка для глаз
Вторичное закрепление
Ребята, у вас у каждого есть листочек на котором нарисованы рисунки и записаны числовые равенства.
Ваша задача соотнести рисунки с числовыми равенствами.
1 вариант 2 вариант
+ 2+2 = 4 + 2+2=4
+ 3+5= 8 + 5+3=8
+ 1+2= 3 + 2+1=3
3+5= 9 2+1=4
Что вы заметили, когда соединяли картинки с числовыми равенствами? (одно числовое равенство лишнее)
Почему?
Какое лишнее? (неверное)
Так какие бывают равенства? (верные и неверные)
А как проверить? (нарисовать кружки и посчитать или можно изобразить равенство на числовом луче)
6. Физминутка
Работа по учебнику
Откройте учебник на странице 81.
Перед вами четыре числовых луча. Ваша задача составить и записать по ним равенства.
Равенства будем записывать в тетрадь.
7. Подводим итог.
Так что нового вы сегодня узнали, с чем познакомились?
10. Рефлексия
А теперь, ребята, давайте оценим каждый свою работу на уроке с помощью цветных кружков.
Я ничего не понял и не запомнил на уроке.
Я понял, но другу рассказать не смогу.
Я понял и могу рассказать другому.
Карточки
1 вариант 2 вариант
+ 2+2 = 4 + 2+2=4
+ 3+5= 8 + 5+3=8
+ 1+2= 3 + 2+1=3
3+5= 9 2+1=4
1 вариант 2 вариант
+ 2+2 = 4 + 2+2=4
+ 3+5= 8 + 5+3=8
+ 1+2= 3 + 2+1=3
3+5= 9 2+1=4
1 вариант 2 вариант
+ 2+2 = 4 + 2+2=4
+ 3+5= 8 + 5+3=8
+ 1+2= 3 + 2+1=3
3+5= 9 2+1=4
1 вариант 2 вариант
+ 2+2 = 4 + 2+2=4
+ 3+5= 8 + 5+3=8
+ 1+2= 3 + 2+1=3
3+5= 9 2+1=4
0 1 2 4 5 6 7 9 10
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 1 2 3 4 5 6 7 9 10
3. Разминка
0 1 2 4 5 6 7 9 10
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 1 2 3 4 5 6 7 9 10
3. Разминка
Оля и Лёва
Маша и Миша
Катя и Вася
Оля и Лёва
Маша и Миша
Катя и Вася