Программа самореализации личностной ориентации по истории Отечества по теме Древнерусское государство в X-XIIв.в
Харцызская общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24
(История Отечества – 7 класс)
Тема: Древнерусское государство (X-начало XII вв.)
Составил учитель Буряченко Л.Н.
Харцызск 2016 г.Дорогой друг! Сегодня ты продолжаешь путешествие по страницам славной истории нашего Отечества. Ты станешь свидетелем великих свершений. Выполняя разнообразные задания ты узнаешь, почему время княжения Владимира Святославича и его сына Ярослава считают периодом наивысшего расцвета Древнерусского государства, почему Владимира называют Великим, а Ярослава Мудрым.
Тема “Древнерусское государство(X-начало XII вв.)” передает дух отваги княжеской эпохи. Яркая, самобытная и разнообразная культура стала одним из наиболее важных достижений того времени. Работая над программой, дорогой друг, будешь понимать события давних лет. Быть достойным славы предков - наша обязанность перед ними.
Успехов тебе, друг, в изучении славной истории нашего Отечества.
Преодолев все трудности во время работы, ты будешь
знать:
-- основные события в Древнерусском государстве времен Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха;
-- политическое и общественное устройство Руси;
-- достижения в сфере культуры;
уметь:
-- анализировать и обобщать, делать выводы;
-- характеризовать личность и деятельность князей;
-- объяснять и применять понятия;
-- составлять сравнительные таблицы;
-- выполнять творческие задания;
ценить:
-- чувство уважения к своим далеким предкам;
-- чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины;
-- толерантное отношение к мнению других.
Выбери задания, запиши их в таблицу.
№ Содержание задания
Дата
Ознакомившись с заданиями, определи свое отношение к ним, поставь на полях против каждого задания обозначение:
! - интересное задание;
? - трудное задание;
0 - неинтересное задание;
= - не могу определиться.
Выполнив задания, оцени свою работу сам –
Сравни свою оценку с оценкой учителя --
№ Тема урока. Основные вопросы содержательного компонента урока. Чему я должен научиться, изучая историю. Формирую компетентности, как уровень развития своей личности. Содержание задания. Уровень личного интереса.
1 Князь Владимир. Крещение Руси. Начало правления князя Владимира 1. Территориальный рост Древнерусского государства. Реформы князя Владимира. Введение христианства как государственной религии. 1.Заниматся поисковой деятельностью, аргументированного доказывать свою точку зрения. 1.Информационная 1.Проведите собственные исторические исследования по теме: "Печенеги в истории нашего края". Составьте план содержания, по которому можно создать реферат на эту тему. 2. Развивать образное мышление. 2. Коммуникативная, социальная 2. Представьте, что вы беседуете с князем Владимиром. Каким по вашему мнению, могли быть его ответы на ваши вопросы? Запишите их. 3.Использовать информационные технологии в нестандартных ситуациях. 3.Интеллектуальная 3.Разработайте проект презентации "Княжение Владимира Великого". 4.Развивать самообразовательные умения при написании исторических сочинений. 4.Продуктивной творческой деятельности 4.Напишите небольшое (в пределах 10-12 предложений) "свидетельство очевидца" о сооружении Десятинной церкви и проиллюстрируйте по рисункам. 5.Совершенствовать навыки работы в группе, представлять события, воплощаться в исторический образ. 5.Поликультурная 5.Подготовьте ролевую игру " Деятельность Владимира Великого" 2 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Утверждение Ярослава в Киеве. "Русская правда". Расцвет Русского государства. 1. Составлять эссе, исследовать исторические документы. 1. Ценностно-смысловая 1. Напишите эссе. Дошло ли завещание Ярослава Мудрого опасность для единства Древнерусского государства? Свою позицию обоснуйте. 2. Анализировать события на основе различных источников. 2. Поликультурная 2. Подберите несколько отрывков из художественных произведений, которые описывают культурную деятельность Ярослава Мудрого. Сопоставьте и сравните их с описанием историков. Найдите общие и отличительные признаки. 3. Развивать навыки применения учебной информации; писать сочинения-миниатюры, сочинения-размышления. 3. Информационная 3. Напишите сочинение миниатюру "Тесть и свекор Европы". 4. Развивать образное мышление, анализировать правовые документы. 4. Ценностно-смысловая 4. Организуйте ролевую игру "Суд времен Ярослава Мудрого". 5. Оценивать деятельность исторических деятелей. 5. Продуктивной творческой деятельности 5. Составьте слово - похвалу Ярославу Мудрому. 6. Выделять главную мысль, оценивать отдельные факты. 6. Коммуникативная 6. Составьте диалог между Владимиром Великим и Ярославом Мудрым. 3 Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Ярославичи. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Уселение великокняжеской власти при Владимире Мономахе, его внутренняя и внешняя политика. Походы Владимира Мономаха на Северский Донец. Правление Мстислава Владимировича. Распад Древнерусского государства. 1. Развивать художественные способности. 1. Поликультурная, коммуникативная 1. Напишите сценарий съезда князей в Любече.
2. Учиться работать с различными источниками, читать историческую карту . 2. Информационная 2. Составьте путеводитель по своему краю X-XII вв. 4 Особенности политического, экономического, социального развития Древнерусского государства. Политическое и общественное устройство Руси. Формы землевладения. Древнерусские города.Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли.Деньги на Руси. Отношения Руси с соседними народами и государствами. Экономическая и политическая роль Руси в Европе. 1. Развивать историческое мышление. 1.Общекультурная, коммуникативная 1.Представьте себя купцом, который живет в Киеве в 11в.Составьте план торговой операции, которая может принести большую выгоду. 2. Оценивать события и деятельность людей с точки зрения общечеловеческих ценностей. 2. Учебно-познавательная, социальная, коммуникативная 2. Организуйте пресс-конференцию с представителями различных слоев населения Киевской Руси. 3. Описывать и сравнивать повседневную жизнь представителей различных слоев населения. 3. Коммуникативная, социальная 3. Возьмите интервью у людей, живущих в княжеском поместье по теме "Феодальное землевладение .Феодальные отношения ". 4. Обобщать, систематизировать, графически оформлять полученные знания. 4. Социальная, ценностно-смысловая 4. Составьте социальную пирамиду "Основные слои населения и система зависимости". 5 Формирование русской культуры, ее особенности и достижения Формирование русской культуры, её особенности и достижения (былинный эпос, возникновение письменности, начало летописания, литература и её жанры (слово, житие, поучение)). "Повесть временных лет" Нестора. Жизнь и быт населения Руси. 1.Развивать самообразовательные умения доказывать свои выводы конкретными фактами . 1.Информационная, поликультурная 1. Проведите мини- исследование "Имена, которые давали детям в Древней Руси" до принятия христианства, а во многих местах и после. По каким признакам их давали? 2. Применять опыт художественно-творческой деятельности. 2. Информационная, коммуникативная 2. Представьте, что вы посетили древнерусский город. Опишите, что вы там могли бы увидеть. 3. Самостоятельно составлять диалог, опираясь на изученный материал. 3. Социальная, экономическая 3. Возьмите интервью у ученика монастырской школы. 4. Расширить эстетический опыт, развивать потребность в художественно-творческой самореализации. 4. Поликультурная 4. Совершите путешествие в Киев XI в. Подготовьте репортаж на тему "Архитектурные памятники Древнего Киева". 5. Использовать межпредметные связи. 5. Поликультурная 5. Напишите историческое мини-сочинение на тему: "Жемчужина Древнерусской культуры" (об одном из литературных произведений). 6. Давать сравнительную характеристику исторических событий. 6. Поликультурная, социальная 6. Посетите жилище киевлянина XI в.: ознакомьтесь с бытом наших предков. Сделайте описание. 7. Развивать художественные способности. 7. Продуктивной творческой деятельности 7. Нарисовать на выбор один из культурных памятников Киевской Руси Х - XII вв. 6. Модульный контроль 3. 1. Систематизировать, обобщать, использовать знания в практической деятельности , читать историческую карту. 1.Интеллектуальная, информационная 1.Если бы вас попросили кратко рассказать о истории родного края конца X в. - конца XI в., какие три главных события вы бы выделили. Заполните таблицу, указов выбранные вами события и годы, когда они произошли. Обоснуйте свой выбор. 2. Использовать информацию из дополнительной литературы; принимать участие в заседаниях "Круглых столов". 2. Социальная, коммуникативная 2. Проведите социологическое исследование на тему "Самое значительное событие в истории Древнерусского государства(конец Х в. - первая половина ХII в.). ("Круглый стол"). 3. Самостоятельно составлять структурно-логические схемы; оперировать хронологией. 3. Поликультурная, продуктивной творческой деятельности 3. Составьте кроссдат по теме "Древнерусское государство в Х-XII вв." 4. Характеризовать причинно-следственные связи. 4. Ценностно - смысловая 4. Охарактеризуйте мировоззрение русича Х-ХII вв. Какие ценности с вашей точки зрения будут у него на первом месте.