Активизация учебной деятельности младших школьников посредством применения современных информационных технологий


Тема:
"Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения современных информационных технологий"

«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, - я смогу запомнить,
Позволь мне это сделать самому
И это станет моим навсегда»
Древняя китайская мудрость
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Первоначальная картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, память, воображение,
мышление, речь и внимание. Внимание занимает особое положение, без него невозможна активизация всех остальных процессов, так как оно с одной стороны является сложным познавательным процессом, с другой – психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность.
Включенное же в познавательную деятельность внимание сочетается в чертах характера с индивидуальными особенностями умственной деятельности–внимательностью.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность, внимательность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, развивали бы качества внимания.
Специфические условия работы класса-комплекта предъявляют особые условия к вниманию младших школьников. Обстановка учебных занятий в малокомплектной школе требует от учеников устойчивости внимания при выполнении самостоятельной работы когда учитель работает с другим классом и возможно ведет оживленную беседу.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.
      Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. 
В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:
самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
работать в группе и принимать решения;
использовать новые технологии информационные и коммуникативные.
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс современных информационных технологий. В моем кабинете установлен и максимально эксплуатируются: компьютер с аудиосистемой, ноутбук. В школе есть компьютерный класс с несколькими компьютерами, мультимедиапроектором и экраном.
Таким образом, представилась возможность использовать в своей работе ИКТ.
При разработке уроков с ИКТ я учитываю индивидуально-психологические особенности детей, в первую очередь опережающее развитие их познавательных функций (им не должно быть «скучно»). Возможности компьютерных технологий в этом безграничны при условии правильной дозировки и отбора содержания материала. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные интернет-ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практическойдеятельности ребенка. Интерактивные средства обучения развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. Я учу своих учеников использовать эти ресурсы и в подготовке домашних заданий. Часть учеников  моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.
Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, пользуясь ресурсами Интернета. На научные чтения, проходящие на уроках, готовят презентации по выбранной теме.
Кроме этого использование ИКТ активизирует познавательную деятельность ученика, развивает внутреннюю мотивационную сферу. Важно, чтобы желание, с которым дети идут в школу, сопровождало их всю жизнь.
Использование современных информационных технологий в образовательном процессе позволяет осуществить следующие возможности для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников:
дать первоначальные навыки работы с компьютером;
побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки
способствует осознанному усвоению знаний учащимися. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира;
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, побороть страх отвечать у доски;
научить школьника находить, отбирать и использовать информацию для решения поставленных перед ним задач, помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
обеспечивать высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разно - уровневые задания); 
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями(сильный ученик выполняет работу совместно со слабым);
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка, просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала);
создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;
привлекать большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; 
повышается интерес учащегося к чтению. Психологи отмечают, что современные дети информационного общества – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор.
большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской
и проектной деятельности детей. 
Но существуют ограничения, которые педагогу необходимо предусмотреть при подготовке к уроку с использованием информационных технологий:
каждый учащийся класса должен работать в этом случае только индивидуально. А рабочих мест в учебном классе недостаточно. Теоретически можно чередовать работу учащихся, т.е. проводить контроль знаний поочерёдно: традиционно, по карточкам и в компьютерном варианте.
чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). Получается, что на всех уроках ученики и учитель находятся при искусственном освещении, без дневного света.
монитор, используемый в классе, не позволяет просмотр информации со всех учебных мест. Для этих целей приходится переставлять рабочие места в более выгодное положение;
в малокомплектном классе при проведении совместных уроков, музыка или игра отвлекает присутствующих учащихся из другого класса. В таком случае учитель тщательно продумывает тематику и ход урока для более эффективного восприятия учащимися материала.
Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и нагрузка на зрение соответственно увеличивается. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.
При организации учебной деятельности с применением информационных технологий следует учитывать санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:
- для учащихся 1 класса – 10 минут,
- для учащихся 2-5 классов – 15 минут,
Получается, что если рассматривать один отдельно взятый урок в школе, то использование ИКТ - это замечательно. Но когда это распространится на все уроки, надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ИКТ на уроках в школе. Не просто бездумно насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному процессу и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.
Аннотация к уроку: Данный урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, т.е. создаются условия для полного развития личности учащегося. На уроке дети включаются в исследовательскую и частично-поисковую деятельность. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Предмет – Окружающий мир
Тема – Кто такие насекомые?
Класс – 1 (общеобразовательный)
Учебно-методическое обеспечение: Плешаков Мир вокруг нас. 1 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – Дрофа, 2009.
Медиапродукты
1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007
2. Наглядная презентация учебного материала .Цель занятия: Познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира.
Задачи занятия:
Образовательные:
Формирование первоначальных представлений о насекомых.
Учить определять принадлежность животного к своей группе.
Ознакомление с краткими сведениями о насекомых (бабочках, жуках)
Систематизация полученных знаний.
Формирование реалистических представлений о природе.
Развивающие:
Стимулирование познавательной активности учеников и интереса к предмету.
Развитие наблюдательности, мышления, самостоятельности.
Развитие умения правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал
Формирование умения анализировать полученную информацию.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание умения работать в коллективе.
Развитие умений аргументировано высказывать свои суждения.
Воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока – Проблемный урок с элементами исследования.
Оборудование:
компьютер
экран
мультимедийный проектор
Технологии, методы:
ИКТ
Технология развивающего обучения
Педагогика сотрудничества
Ход урока:
Организационный момент.
1,2 – выше голова,
3,4 – плечи шире,
5,6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Проверим, всё ли готово к уроку. (Учебник, тетрадь, цветные карандаши).
- А ещё нам пригодится на уроке: аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум.
- Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.
2. Повторение изученного материала.
- Для начала, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
(Слайд 2)
Блиц-опрос "Закончи предложения":
На прошлом уроке мы изучали: (части растений)
Я знаю такие части растений: (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)Корень нужен растениям для: (питания)
На месте цветков появляются: (плоды)
В плодах созревают (семена)…………………..
Создание проблемной ситуации
-Ребята, посмотрите на гостей Мухи-Цокотухи и скажите: как одним словом мы можем их назвать? ( Насекомые) (Слайд 4)
-Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: познакомимся…, научимся отличать…
-Правильно, сегодня мы узнаем кто такие насекомые. ( Слайд 5)
( Слайд 6) Насекомые – самые живучие существа на Земле. Они появились самыми первыми более 400 миллионов лет назад. С тех пор огромное количество видов животных вымерло, а вот насекомые пережили целых 5 катаклизмов и до сих пор прекрасно себя чувствуют.
На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы.
У насекомых есть голова, грудь, брюшко. Всего у насекомых 6 ног, поэтому их иногда называют шестиногими. Насекомые обладают превосходным зрением; их глаза позволяют распознавать различные предметы и цвета. У большинства насекомых отличный слух.
Работа по учебнику (страница 20)
- Рассмотрим бабочку. Находим голову, грудь, брюшко…
- Сколько крыльев у бабочки?
- Сколько мы видим? (2) Почему?
- Сколько ног? (6)
(Слайд 8)
- Кто прилетел к бабочке?
У них тоже есть голова, грудь, брюшко… (показ на слайде).
- Посчитайте количество ног у каждого.
- Что заметили? Что общего у всех?
Вывод: Строение.
(Слайд 9) - Посчитайте количество ног у Муравьишки Вопросика.(6)
- Какой вывод делаем? (Он – насекомое.)
- Так как же узнать, какое животное – насекомое?
Вывод: Насекомые - это животные, у которых 6 ног.
4.Первичное закрепление полученных знаний.. (Слайд 10)
-Кто из этих животных - насекомое? (Богомол)
Работа по учебнику (страница 21)
-Рассмотри внимательно рисунок и назови насекомых. ( Комар, кузнечик, шмель, оса, муха, клоп-солдатик)
- Помимо перечисленных насекомых есть и другие. И мы сегодня на уроке более подробно познакомимся с ними.
5. Знакомство с сообщениями. (Заранее подготовленные дети)
(Слайд 11) Кто это?
Над цветком порхает, пляшет.
Веерком узорным машет. (Бабочка)
- Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ребята о бабочках.
Махаон (Слайд 12)Адмирал (Слайд 13)Крапивница (Слайд 14)
Павлиний глаз (Слайд 15) Лимонница (Слайд 16)
6. Физ. минутка музыкальная (Слайд 22)
7. Применение изученного
а) Создание проблемной ситуации (Слайд 23)
- Послушайте, о ком я говорю? Летит – гудит,
На лугу живёт скрипач,Сядет – молчит.
Носит фрак и ходит вскачь. (КУЗНЕЧИК) (ШМЕЛЬ)
- Почему кузнечик зелёный, а шмель – пёстрый? (чтобы удобнее было прятаться от врагов)
б) Самостоятельная работа ( работа в учебнике).
- Перед вами кузнечик и шмель. Но посмотрите, какие они бесцветные, потеряли окраску. Давайте раскрасим их, поможем кузнечику спрятаться в травке, а шмелю вернём яркую окраску.
- Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя М. Пришвина "Охранять природу - значит охранять Родину". Как вы понимаете это выражение? (Дети высказывают свои мысли.)
11. Подведение итога.
Опыт работы за последние 5 лет дает основание утверждать что применение компьютерных технологий в работе с младшими школьниками развивает их познавательный интерес и создает условия для повышения эффективности изучения учебного материала, активизирует познавательную деятельность и мыслительную активность в процессе работы в результате применения ИТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию. Содействие самореализации школьника через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах.
Измерители оценки качества образования младшего школьника:
требования Госстандарта к выпускнику начальной школы;
требования к знаниям и умениям по действующей программе «Школа России»;
диагностика обучаемости;
диагностика обученности;
Качество конечного результата - это цена достижения результата учениками. Положительная динамика  уровня обученности и качества знаний учащихся: степень обученности учащихся составляет 100%, качество знаний возросло с 87% в 2010г.до 91% в 2013, средняя отметка возросла с 4,1 до 4,5 балла. В 5 классе мои выпускники показали повышение качества обучения на 4%, стали победителями и призерами олимпиад, проводимых на школьном и районном уровнях. Используемые источники
1. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности //Начальная школа, № 7, 1999.
3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
3. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
7. О.В. Рыбъякова. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008. Интернет-источники 8. Сайт «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/ 9. А. Н. Бердникова Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании 10. Плотникова Н. В. Использование ИКТ в начальной школе. http://www.garmvn.ru/ 11. Интернет ресурсы www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html 

Использование ИТ осуществляется по направлениям:1. Создание презентаций к урокам;
2. Использование контрольно-измерительных материалов, разработка собственных тестов.3. Работа с ресурсами Интернет;4. Использование готовых обучающих программ;
1. Создание презентаций к урокам. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта активизации учебных процессов:
Одной из тем курса «Окружающий мир» 3 класса является тема    «Растениеводство».
Целью изучения этой темы является формирование понятий: растениеводство, сорт, отрасль.
Что такое растениеводство? Как хлеб пришёл на стол? Как лён превращается в полотно? Какие растения выращивают в крае? Ответы на эти вопросы дети находят, изучая эту тему.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного мира, сопровождающуюся песней «Русское поле».
Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Чувствовалась положительная атмосфера в классе. Дети активно работали на уроке.
2. Использование контрольно-измерительных материалов, разработка собственных тестов. С введением ГИА и ЕГЭ в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена. Тест позволяет проверить качество знаний учащихся по теме; работа с ним способствовует воспитанию прилежности; через многократное выполнение однотипных действий – добросовестного отношения к учебе; воспитанию навыков самоконтроля; развитию познавательного интереса учащихся, избирательности их внимания, умения выполнять интерактивные задания. 
3.Использование ресурсов Интернет
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.  Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.
4. Использование различных обучающих программ.  Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски и электронные приложения к учебникам.
С этой целью представляется возможность использования ИТ на различных этапах урока:
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.