Рабочая программа ЭУП по математике Решение нестандартных задач 10-11 класс


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА п о элективному учебному предмету « Решение нестандартных задач » 10 - 11 класс РАЗРАБОТАНА: КРИВЕНКОВЫМ С.В. , учителем высшей квалификационн ой категори и: 2014 - 20 15 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа, элективного учебного предмета по математике «Решение нестандартных задач» для 10 класса разработана на основе авторского Т.А. Цаплиной «Решение нестандартных задач», в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273 - ФЗ "Об обра зовании в Российской Федерации". Рабочая программа составлена на основе: - Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г., - примерной или авторской программы по учебному предмету - учебного плана МОУ СОШ №3 г. Балашова, - осн овной образовательной программы МОУ СОШ №3 г. Балашова. Значение математической подготовки в становлении современного человека определяет следующие общие цели школьного математического образования: - овладение конкретными математическими знаниями, необход имыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; - интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полно ценной жизни в обществе; - формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; - формирование представлений о значимости математики как части общечеловеческой культуры в развитии цив илизации и в современном обществе Реализация этих целей на старшей ступени школы дифференцируется в зависимости от направленности интересов ученика. Это позволяет переориентировать систему обучения математике, сделав ее современной и отвечающей новым психо лого - педагогическим воззрениям. Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально - экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундаментальный характер. Выпускн ик, изучавший профильный курс (курс В ), должен не только поступить в вуз, но и учиться дальше, не испытывая трудностей с математическими обоснованиями и расчетами, в том числе связанными со статистикой. Базовый курс 10 класса рассчитан на 4 урока математи ки в неделю. Как показал опыт моей работы, этого времени не совсем достаточно для решения основной задачи этого курса: подготовки к поступлению и продолжению образования в вузах, где математика является одним из базовых предметов. Для успешного решения э той задачи необходимо, чтобы ученик сам осознавал свой выбор и прилагал максимум усилий к своему самообразованию. Этому может способствовать предлагаемый элективный курс. Классы : 10,11 Количество часов в неделю : 1 час Профили : данный элективный курс универсален, его можно проводить как в профильных классах, где математика изучается на профильном уровне, так и в универсальных классах общеобразовательных школ, так как он дополняет и расширяет содержание базового или профильного уровня Цель курса : углу бление и расширение знаний по математике, развитие логического мышления и познавательного интереса Основные задачи : - подготовить учащихся к итоговой аттестации в традиционной форме и форме ЕГЭ; - подготовить учащихся к поступлению в вуз; - научить решать нестандартные задачи; - научить различным приемам, помогающим успешно справиться с заданиями централизованного тестирования; - расширить представления учащихся о математике как науке. Современные учебники для общеобразовательной школы не позволяют в полном объеме подготовить учащихся для поступления в вузы, особенно технического профиля. Давно не является секретом, что для этого надо вести серьезную подготовку либо с репетитором, либо обучаться на подготовительных курсах при данном вузе. Однако не в се родители могут себе это позволить в силу материальных трудностей. Эту проблему можно решить в стенах родной школы. Принцип построения программы: от простого к сложному. Применяется технология модульного обучения. На первом этапе идет изучение нового материала, на втором – рассмотрение теоретических вопросов и задач, которые вызвали наибольшие затруднения - «урок общения», на третьем – закрепление, на четвертом – контроль. Особенностью является то, что больше времени учащиеся работают в группах, где обязательно есть более сильный ученик. По мере необходимости состав групп может меняться в соответствии с интересами и запросами учащихся. Желательно занятия проводить парами. Если нет такой возможности, то материал (теоретический и практический) каждого занятия можно разделить на две части. Особенности: большую роль в обучении должны сыграть современные информационные технологии и информационные системы. Учащимся будут предложены разные формы познавательной и исследовательской деятельности, итогом которых станет образовательный продукт: доклад, реферат, проект, публикация. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Рациональные уравнения и неравенства Разложение на множители. Подстановки при решении рациональных уравнений. Деление многочлена на многочлен. Рациона льные корни многочлена. Искусственные приемы при решении рациональных уравнений (выделение полного квадрата, однородные уравнения, использование монотонности функции, сравнение множеств значений). Рациональные уравнения с модуле м. Рациональные неравенства высших степеней. Дробно - рациональные неравенства. Неравенства с модулем. 2. Иррациональные уравнения и неравенства Введение новой переменной при решении иррациональных уравнений. Иррациональные уравнения, содержащие кубические радикалы. Искусственные приемы при решении иррациональных уравнений. Иррациональные неравенства. Параметры. Общие методы решения уравнений с параметрами. Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами 3. Системы уравнений Основные ме тоды решения систем уравнений. Введение новых переменных. Системы, содержащие однородные уравнения. Графический способ. Системы уравнений с параметрами и модулями 4. Показательные уравнения и неравенства Общие методы решения показательных уравнений. Однор одные уравнения первой и второй степени. Метод почленного деления при решении показательных уравнений. Искусственные приемы при решении показательных уравнений. Показательно - степенное уравнение. Показательные неравенства. Показательные уравнения с параметр ами и модулями 5. Логарифмические уравнения и неравенства Основные методы решения логарифмических уравнений. Метод логарифмирования при решении показательно - степенных уравнений. Системы показательных и логарифмических уравнений. Логарифмические неравенства. Логарифмические уравнения и неравенства с модулями и параметрами. Общие рекомендации по экзамену в форме ЕГЭ 6. Тригонометрические уравнения и неравенства Общий прием. Уравнения, решаемые понижением степени. Универсальная подстановка. Однор одные уравнения и приводимые к ним. Способ подстановки. Введение вспомогательного угла. Искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства. Тригонометрические уравнения с параметрами и модулями 7. Уравнения и нер авенства смешанного типа Метод оценки. Использование монотонности функции. Переход к совокупности двух систем. Графический способ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Класс: 10 - 11 Количество часов Всего: 70 В неделю: 1 № п/п Название темы Кол - во часов 1. Рациональные уравнения и неравенства 12 2. Иррациональные уравнения и неравенства 12 3. Системы уравнений 6 4. Показательные уравнения и неравенства 8 5. Логарифмические уравнения и неравенства 12 6 . Тригонометрические уравнения и неравенства 10 7. Уравнения и неравенства смешанного типа 10 ИТОГО 70 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне; - развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложениях в будущей профессиональной деятельности; - овладение навыками компетентности личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в социально - трудовой и бытовой сфере; - формиро вание навыков самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения находить, формулировать и решать проблемы. ЛИТЕРАТУРА Список используемой литературы 1 . Алексеев И. Г. Математика. Подготовка к ЕГЭ: Учебно – методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2004, 112 с. 2.Бродский И. Л. Решение экзаменационных заданий повышенной сложности по алгебре и началам анализа за курс средней школы: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001, 72 с. (Методическая библиотека). 3. Виленкин Н. Я. И др. Алгебра: Учебное пособие для 9 - 10 классов средних школ с математической специализацией. - 2 - е изд., М.: «Просвещение», 1972, 302 стр. 4 . Дорофеев Г. В., Муравин Г. К., Седова Е. А. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс Б) за курс средней школы. 11 класс: Экспериментальное пособие. – 4 - е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001, 160 с.: ил. 5. Зорин В. В. Пособие по математике для поступающих в вузы. – 2 - е изд., М.: «Высшая школа», 1969, 264 с. 6 . Перегудов А. Б. и др. Математика. Материалы для подготовки к вступительному компьютерному экзамену в СГТУ: Учебное пособие. Саратов: саратовский гос. Техн. Ун - т, 2004, 88 с. 7. Письменный Д. Т. Готовимся к письменному экзаме ну по математике. – 5 - е изд., испр. и доп. - М.6 Рольф, 1999. – 288 с. с ил. - (Домашний репетитор) 8 . Сборник задач по математике для поступающих во втузы: Учебное пособие/ В.К. Егерев и др.; Под ред. М.И. Сканави. – 6 - е изд., стер. – М.6 Высш. шк., 1993, 5 28 с.: ил. 9. Студенецкая В. Н., Гребнева З. С. Решение задач и выполнение заданий с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену. Часть 1. - Волгоград: Учитель, 2003, 105 с. 10. Сухоруков В. И. и др. Математика для поступающи х в БГПИ/ сборник конкурсных задач. – Балашов: Издательство БГПИ, 1995, 112 с. 11 . Единый Государственный Экзамен по математике (информационный сборник для учителей математики и учащихся общеобразовательных школ). Издательство СарИПКиПРО,2004, 56 с. 12. Те сты. Математика 11класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. 13 . Пособие по математике: Для поступающих в Саратовский государственный социально – экономический университет / Сост. Бабин Ю. Я. И др. – Са ратов: СГСЭУ, 2001, 124 с. 14. Рурукин А. Н. Пособие для интенсивной подготовки к выпускному, вступительному экзаменам и ЕГЭ по математике. – М.: ВАКО, 2004, 248с. - (Интенсив). 15 . Колягин М. Ю. Алгебра и начала анализа. 10 класс.: Учебник для общеобразов ательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2001, 364 с. 16. Колягин М. Ю. Математика. Алгебра и элементарные функции. Учебное пособие. Ч. 1. - М.: Агар, 1999, 426 с. Образовательные диски 1. Математика 5 - 11 классы. Практикум. 2. Математика 5 - 11 классы. Практикум. Уч ебное электронное пособие. 3. Сдаем единый экзамен 2004. Номера пособий, рекомендуемых учащимся, выделены жирным шрифтом.