Повышение качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс школы
Кузьмина А.Д. учитель истории МБОУ «Большешурнякская средняя школа» Елабужского района Республики ТатарстанПовышение качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс школы
«Музей – это не бесполезное собрание предметов, роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Музей – это школа большого значения»
(Жан Луи Давид).
Краеведческий музей Большешурнякской средней школы Елабужского района Республики Татарстан получил свидетельство в 2016 году, но краеведческая работа здесь велась всегда. Самой важной традицией является непрерывное стремление совершенствованию, к поиску эффективных путей по повышению качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс школы.
Основные принципы музейной педагогики:
тесная органическая связь культуры и образования;
высокий уровень интеграции музея и школы;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
комплексность в изучении видов искусств;
личностно ориентированный характер деятельности;
гуманистическая направленность;
педагогическая целесообразность.
Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного обучения, воспитания и развития личности подрастающего поколения посредством музейной педагогики может быть представлена в разных видах сотрудничества музея и школы.
Обучение и воспитание ребенка в мире национальных традиций и культуры, духовно-нравственное воспитание предполагают создание таких условий, при которых актуализируются потребности ребенка в саморазвитии, познании себя и окружающего мира, что способствует его успешной социализации.
Краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.
Краеведение в школе проводится в двух формах:
на уроках,
во внеклассной и внешкольной работе.
Музейные уроки преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому условием успешной краеведческой работы в школе по повышению качества знаний являются глубокие знания самим учителем, владение методикой его изучения. Для успешной работы является и систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучают боевые и трудовые традиции своих земляков, пишут летописи своей школы, села. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса, делает знания учащихся более прочными и более глубокими
Музейные уроки объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению исследований.
Главными особенностями являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность.
Исследовательская направленность в работе является необходимым условием его успешной деятельности. Поэтому в работе с использованием краеведческого материала особое внимание уделяется организации самостоятельной работы его слушателей. Проведение таких занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания.
Одной из эффективных форм учебной работы являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.
Музейные уроки удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению. Они предусматривают организацию практикумов в местном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций и т. п В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края, что так необходимо в их дальнейшей деятельности.
Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.
Школьный кружок «Музейное дело» не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.
Тематика работы кружка составлена с учетом изучения:
а) самых сложных вопросов школьной программы;
б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках;
в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу;
г) проблем, не входящих в учебную программу.
Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий.
Экскурсия предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии является выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.
Каждый учитель-краевед подходит к изучению местной истории как исследователь и помнит свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе.
Образование детей начинается с образования взрослых. Музей школы является своеобразным школьным центром повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагоги разных образовательных областей в процессе повышения квалификации и переподготовки могут оценить прошлое, чтобы увидеть перспективы личностного роста. В школьном музее есть раздел «История школы», где хранится информация о лучших учителях, об их достижениях и педагогических традициях. Учителя используют в своей практике музейные материалы, которые полезны им при подготовке анализа и самоанализа учебного занятия. Экспозиция, архивы полезны и молодым специалистам в повышении уровня профессиональной компетентности.
Уровень профессиональной компетентности педагогов с использованием музейной педагогики отражается в печатных изданиях, в сборниках, брошюрах авторами которых являются учителя нашей школы.
Таким образом, образовательная деятельность школьного музея имеет колоссальные возможности включения музея в образовательный процесс школы, в социокультурное пространство.
В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, она в своем аспекте решает воспрос – каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире.
Используемая литература
Строев, К. Ф. Краеведение: учебное пособие [Текст]/К. Ф. Строев – изд. 2-е испр. - М.: Просвещение, 1974. -144с.
Отв. ред. Папков, А. И. Белгородский краеведческий вестник: сборник [Текст]/А. И. Папков – выпуск №6 – Белгород, Везелица, 2006 – 138 с.
Школьный музей: теория и практика: Учебно – методическое пособие // Т.А.Приставкина. 2007.- 174 с.