Музейный урок как один факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся



"Музейный урок как один факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся"
Т.И. Чухарева , учитель русского языка и литературы
МБОУ \№142
Федеральные и государственные образовательные стандарты профессионального образования усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентности обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и навыков, любой начинающий специалист обладал не только определённым уровнем знаний, умений и навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.
В наше время, когда в обществе происходят радикальные изменения, идет возрождение народных традиций, для образования важным и нужным является процесс эффективного познания ребенка, его нравственное воспитание.
Единой целью современного образования, отмечают специалисты, является социализация и разностороннее развитие личности ребенка. Эта цель может быть реализована при наличии умения педагога обогащать, модернизировать содержание профессиональной деятельности посредством критического, творческого осмысления, освоения и применения на практике достижений науки и техник. Именно учитель должен выбрать ту технологию, ту методику, которая дает наиболее ощутимый результат. Вот поэтому каждый педагог стремится к реализации основной единой цели образования. Применяя на практике технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, используя элементы этих технологий в разных сочетаниях, они создают собственные технологии, тем самым повышают уровень своего педагогического мастерства. Вот так и рождается та или иная технология, такая, как музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом.
Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.
Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в среде музея. Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории – «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.
Музейные уроки - это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений. Музейные уроки значительно расширяют возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Они направлены на повышение внимания  детей к окружающей действительности, помогают обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.Такие уроки отличается от обычных тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры.
Проводя экскурсии, организуя выставки, готовя экспозиции, дети взаимно обогащаются. Вот, к примеру, экскурсии об историческом прошлом односельчан, или же выставки и мини-музеи декоративно-прикладного творчества горнощитцев, или же выставки творческих работ самих же воспитанников - это составляющее музейного урока. Такие занятия глубоко воздействуют на ребенка, ведь он - активный участник всего того, что представлено на уроке.
И ребенок, приходя в музей, ставит перед собой определенные цели: применить и развить свои индивидуальные способности в той или иной области, профессионально самоопределиться в будущем, найти себе новых друзей. Обладая желанием, стремлением к познанию исторического прошлого своего родного края, ребенок раскрывает свои способности в краеведении. Он стремится больше узнать и передавать свои знания другим. Вот почему он такой активный участник всех мероприятий, связанных с родным краем.Ребят интересует все в родном селе: история появления крепости, рождение села, развитие хозяйства, изменения времени, люди, «делающие» историю… Все интересно ребятам: и новые знания, и прямое общение, и творчество сельчан .
Вот так музейный урок становится важным средством нравственного воспитания ребенка, способом приобщения воспитанников к культурному наследию земляков. Ребята не только сами приобретают социальный опыт на своих музейных уроках, но и на базе других занятий, которые проводят сами, как, например, на уроке-экскурсии для начальной школы «Село родное, горжусь тобою», для среднего звена - «История школы» и « Семь чудес Горного Щита», «Наши земляки –защитники Родины», для старшего звена – виртуальная экскурсия «Здесь я родился и здесь я вырос»…приобретая новые знания, ребята активно делятся ими с другими. Но особенно близко то, что связано со знакомыми людьми или сверстниками. Пример такого урока смотрите в «Приложении». Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге - способ социализации личности ребенка.
Музейная информация эмоциональна, так как музейный предмет воздействует на чувства человека. Вот поэтому музейные уроки способствуют развитию интереса ребенка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, что так дорого его маленькому сердцу, ведь все это - Родина.
Список литературы.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.
Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. - 2006.-№ 2.
Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 1984.
Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр.- 2002. - № 8.
Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. - М.: Профессия, 2004.
Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М.: Советская Россия, 1984.
Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. - Волгодонск, 2005.
Музейные уроки в образовательных учреждениях/Сост. Л.А.Першина и др. - Волгодонск, 2005.
На пути к саморегуляции в процессе преподавания и научения.//Завуч. - 2001- № 1.
Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. - Волгодонск, 2004.
Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном образовании. - Ростов - на - Дону, 2005.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 2002.
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. - Симферополь, 1992.
Ситаров В.А. Дидактика.- М., 2002.
Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях /Сост.В.А.Доброва, О.В.Осипова. - М., Либерия, 1999.