Разработка рабочей программы по литературному чтению 4класс по УМК Перспектива
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Костенеевская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
« РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ
_____/_Тарабукина М.П. поУВР МБОУ « Костенеевская средняя « Костенеевская средняя
Протокол № 1 от школа» ЕМР РТ школа» ЕМР РТ
«__»________ 2015г ________/ Вегера В.Н. _________/Акаев П. Н.
« __»__________ 2015г Приказ № ____ от «__ »_________ 2015год
Рабочая программа
по литературному чтению для 4 класса
Кучумовой Натальи Аркадьевны, учителя начальных классов.
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «__»__________ 2015 г.
2015-2016 учебного года
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Федерального Закона об образовании от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан «Об образовании» №68-ЗРТ от 22.07.2013 и в соответствии ФГОС НОО, на основе Примерной программы по литературному чтению начального общего образования, базисного учебного плана МБОУ «Костенеевская средняя школа» ЕМР РТ, федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях и авторской программы «Литературное чтение в двух частях , авторы Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская,» М «Просвещение »2014г.
Данная программа ориентирована на использование учебника Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение 4 класса» 2014г.
Цели и задачи учебного курса «Литературное чтение -4»
Цели:
1) овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
2) воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы.
Задачи:
1)обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, ,сознание, волю.
2) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
3) учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
4) формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
5) формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
Общая характеристика учебного предмета
Содержательные линии: 1. Виды речевой и читательской деятельности: - аудирование, - чтение вслух, - чтение про себя, - говорение (культура речевого высказывания и речевого общения), - письмо (культура письменной речи), - работа с текстом художественного произведения, - работа с учебными и научно-популярными текстами, - формирование библиографической культуры. 2. Литературоведческая пропедевтика: - работа с текстами разных видов и жанров литературы; - работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка). 3.Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений). 4.Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, за клички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские произведения, укоренённые в фольклоре (былины, басни, гимны).
Литературные авторские произведения классиков отечественной литературы Х1Х-ХХ веков (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть). Произведения современной отечественной (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть). Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно -популярная, справочно- энциклопедическая литература, детские периодические издания (детские журналы).
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение» Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными (базовыми) ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа курса данного предмета рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»
Личностные:
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Метапредметные:
представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
отличать народные произведения от авторских;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Предметные:
читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Содержание курса «Литературное чтение» 4 класс
Виды речевой и читательской деятельности: Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Совершенствовать умение слушать (аудирование);
Совершенствовать умение выразительного чтения.
Совершенствовать умения критически оценивать собственное чтение вслух.
Совершенствовать умение читать про себя.
Совершенствовать умение писать письма (учиться отвечать на письма).
Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.
Работа с разными видами текста: Привлечение справочных и иллюстративно изобразительных материалов.
Библиографическая культура:
Книга учебная, художественная, справочная. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения: Характеристика героя произведения. Портрет, характер ге роя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыс лей) Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно популярными и другими текстами: Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения):
Монолог как форма речевого высказывания. Монологи ческое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
Письмо (культура письменной речи):
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини сочинениях (повествование, описание, рассуждение).Круг детского чтения: Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литера туры XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно популярная, справочно энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение): Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений): Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование учебного материала
№ Тема Количество часов. Виды контроля
1. Культура речевого общения.
30 часов 2. Чтение. 30 часов Комплексная контрольная работа.
Промежуточная аттестация(контрольная работа)
3. Культура письменной речи.
8 часов Итого 68часов Освоение учебного предмета «Литературное чтение» за курс начальной школы в 2015-2016 уч. г. Завершается промежуточной аттестацией, проводимой в форме проверочной работы (комплексной).
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению .№ Тема урока Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты Домашнее задание Дата проведения
Предметные
(знать, уметь) Метапредметные
К-коммуникат
Р-регулятивные
П-познават. Личностные УУД план. факт.
Культура речевого общения – 30 часов
1 Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).
Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания о книгах известных людей.
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация.
Знать жанр "летопись".
Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стр.4-7, ответить на вопросы 01.09 2
Отличие художественного текста от научно-популярного.
Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни».
«Повесть временных лет» Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Знать жанр устного народного творчества "былина". Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Выразительное чтение. 05.09 3 Антиципация заголовка: предположение о чём будет .Цель и назначение заглавия произведения.рассказываться в тексте.
М. Горький. «О книгах»
Маленькая энциклопедия книги. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Знать произведение "Житие Сергия Радонежского".
Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Подготовить потри вопроса о прочитанном08.09 4 Текст и набор предложений
Пересказ текста.
Художественный текст. Научно-популярный текст.
Учебный текст.
Удивительная находка.
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Знать произведения: летописи, былины, жития. Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Пересказ текста выразительно. 12.09 5 Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Знание понятия «знак»; умение читать знаки; умение проводить безотрывных линий; раскрашивать; выделять звуки; писать элементы букв. Стр 16-17,ответить на вопросы 15.09 6 Малые жанры фольклора: загадки, считалки, песенки, пословицы и поговорки разных народов России.
Пословицы разных народов. Сочинение на тему: «Книги-мои друзья»
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. П-развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).К-использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.У-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Сравнение пословиц и погово. Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи. Закончить сочинение 19.09 7 Произведения отечественно й и зарубежной литературы (на ознакомительном уровне).
Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Участвуют в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнение былин и сказочного текста. Развитие звуковой культуры речи, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи. Стр 22-23, читать 22.09 8 Определение темы текста (самостоятельно).
Притча о сеятеле. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; Объяснять нравственный смысл притч.
Читать вслух и про себя. Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнивать былину и сказочный текст. Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи. Стр 24, выразительное чтение 26.09 9 Былины. Особенности былинных текстов.
Определение темы своего высказывания. Определение главной мысли высказывания. Типы высказываний: тект-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Устное сочинение по картине. В. Васнецов Гусляры Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.
Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Образные языковые средства. Герои произведения, понимание их эмоционально-нравственных переживаний П-развитие умения на примере былин воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).К-использование знаков и символов в современном мире как способов взаимодействия с окружающим миром.Р-планирование –составление плана и последовательности действий; Выявлять особенности былинного текста.
Объяснять смысл былин.
Читать тексты вслух и про себя. .Развитие четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи. Стр 26-стр 27, составить рассказ по картине 29.09 10 Главная мысль текста.
Былины. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Сравнивать былину со сказочным текстом. Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнение былин и сказочных текстов Стр 28-31, подробный пересказ 03.10 11 Обсуждение главной мысли текста в группах. Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Рассказывают текст сказки с помощью иллюстраций. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин. Вычитывать все виды текстовой информации: фактическую, подтекстовую, концептуальную. П: вычитывать все виды текстовой информации: фактическую, подтекстовую, концептуальную.
К: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.
Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Различение жанров
Произведений. Выявлять особенности мифа.
Находить в мифологическом словаре необходимую информацию Стр 32-38, сравнительный анализ произведений 06.10 12 Устное сочинение ( в форме рассказа, отзыва).по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф. Особенности мифа. Дают характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;
Рассказывать о картине. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последова-тельностьСоставить устный рассказ по картине 10.10 13
Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Выделяют главную мысль в тексте;
Составляют план текста и подробно пересказывают по плану;
Работают в группе. Выявлять особенности мифа.
Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
П: вычитывать все виды текстовой информа-ции: фактуальную, подтексто-вую, концептуальную.
К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последова-тельностьСтр 41-46,отвечать на вопросы
Стр 39-40, пересказ 13.10 14 Справочник для учащихся начальной школы. Мифологический словарь Е. Мелетинског
о. Распределять роли. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. .15 Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных.
Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.
Представлять одну из книг по заданным параметрам. Составление сказки по аналогии с данной сказкой. Определять тему выставки книг. Составить сказку по аналогии. 17.10 04.10
16 Тема текста.
Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Дают характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;
Распределять роли; договариваться друг с другом.
Читать тексты вслух и про себя. Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
П: вычитывать все виды текстовой информа-ции: фактуальную, подтексто-вую, концептуальную.
К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций. Стр 48, подготовиться к пересказу 20.10 17 Главная мысль текста.
Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой Находить постоянные эпитеты, которые используются в сказке.
Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказывался в тексте дальше. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении. Придумать сказку 24.10 18 Составление плана текста.
Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. Выделяют главную мысль в тексте;
Составляют план текста и подробно пересказывают по плану;
Работают в группе. Участвовать в работе группы. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Р: В диалоге с учителем и сверстниками вырабатывать критерии оценки и самооценки, определять степень успешности своей работы и работы других.
П: вычитывать все виды текстовой информации: фактическую, подтекстовую, концептуальную.
К: пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Различные виды чтения. Выразительное чтение, интонации, соответствующие смыслу текста Выучить роль 27.10 19 Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча.
Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.
Подробный пересказ текста. Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части текста: деление текста на части. Самостоятельно определяют мотивы действий героев; Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.
Характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных
переживаний.
Выразительное чтение.
Пересказ стр. 53.
31.10
Читать вслух и про себя. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. 20 Слушание вопросов собеседника и ответ на них. Правила речевого общения.
Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Инсценировать произведение. Р: В диалоге с учителем и сверстниками вырабатывать критерии оценки и самооценки, определять степень успешности своей работы и работы других.
П: знать, что такое сценарий.
К: умение показать себя в роли артиста, радоваться своему успеху и успехам одноклассников. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Подготовить сценарий к сказке 10.11 21 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщении по разделу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, Стр. 55,вопрос №7 14.11 22 Виды текстов.
К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.
Анализ иллюстрации (кто изображён, когда и где). подбор соответствующего фрагмента текста..Н. Языков. Мой друг!… А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий.
Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.
Сравнивать произведения литературы и живописи. П: — раскрывать значение слов «Родина», «Отечество», «Отчизна», «патриотизм», «ностальгия», «бесценный», выражений «испокон веку», «Старое. Новое. Вечное» и использовать их в активном словаре;
— раскрывать смысл пословицы и обосновывать своё мнение;
— соотносить произведения разных жанров на одну тему и обосновывать своё мнение.
Р: — выполнять учебные задания, используя алгоритм, план;
— выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания;
— выполнять самооценку выполнения учебного задания.
К: строить понятные для партнёра высказывания;
— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Р: выполнять учебные задания, используя алгоритм, план;
— выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.
П: определять главную мысль высказывания;
— представлять пословицу;
— выбирать высказывание о Родине и представлять его;
— читать стихотворение выразительно наизусть; Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по под темам. Представлять выбранную книгу.
П.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
К.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Р.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
Стр 58-59, сравнительный анализ произведений 17.11
23
Выборочный пересказ текста.
Александр Невский. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом.
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.
Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Читать вслух и про себя. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять пословицу, в содержании которой отражается отношение к Родине, и обосновывать свой выбор.
Стр 63-69.ю отв на вопросы
Стр 70-75, подготовить сообщение 21.11
Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. 24
Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. Работают в группе, распределяют задания, договариваются друг с другом. Называть особенности исторической песни.
Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Определять роль истории страны для человека и обосновывать своё мнение.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Стр 76-77, выразительное чтение
Стр 78-79, читать 24.11
25 А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.
Е. Благинина. Папе на фронт. Сравнение произведения живописи и литературы. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Выбирать произведения для заучивания наизусть.
Читать вслух и про себя.
Составлять план текста, делить текст на основе плана.
Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. . Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Формирование эстетических чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Стр 80-84, пересказ. 28.11 26 Алфавитный каталог.
Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.
Самостоятельное чтение. С. Фурин. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от Составить рассказ о своей любимой книге
Стр 86-87, наизусть по выбору 01.12
27 Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации.
Выразительные средства языка для письменного высказывания.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.
Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Стр 88-94, составить 3 вопроса о прочитанном
Стр 95, ответить на вопросы 05.12 28 Письменное сочинение в форме отзыва.
Творческий проект на тему «Нам не нужна война» Выполнение контрольной работы. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Работа в творческой тетради 08.12 29
Смысл рассказа. Герои рассказа.
А. Толстой. Детство Никиты.
Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.
И. Суриков. Детство.
Выбирают нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;
Коллективно обсуждают прочитанное, высказывают своё суждение в группе или паре
Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. П: раскрывать значение слов «Родина», «Отечество», «Отчизна», «патриотизм», «ностальгия», «бесценный», выражений «испокон веку», «Старое. Новое. Вечное» и использовать их в активном словаре;
К:строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Работать в заданном темпе.
П: строить рассуждения.
К: адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач.
Стр 98-107, читать , пересказывать
Стр 108-111, выразительное чтение 12.12
Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему.
Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях.
Составлять текст по аналогии с данным. 30 Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.
И. Суриков. Детство.
Составление плана текста.
А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Учатся видеть средства художественной выразительности.
Учатся сочинять загадки.
Объяснять смысл их поступков. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Стр 108-111, наизусть отрывок,
Стр 112-124, читать 15.12
Чтение – 30 часов. 31 Создание текста по аналогии письменное сочинение. Структура письменного высказывания.
А.Гайдар. Тимур и его команда.
Смысл рассказа.
М. Зощенко. Самое главное. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
Соотносить содержание текста и пословицу. Стр 112-124,, 19.12 чтение по ролям отрывка
Стр 122-126, отв на вопросы 32
И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей.
И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.
Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
Выявлять особенности юмористического текста. П. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
К.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Р.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления
фронтальный Работают с текстом, письменно отвечают на вопросы. Стр 127-134, чтение
Стр 127-134,придумать три вопроса по тексту. 22.12
33 Устный рассказ. Определение темы и главной мысли прочитанного.
Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Использование разных видов чтения, умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Стр 135-137, пересказ 26.12 34 Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро. Особенности юмористического текста.
Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.
Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Работать в заданном темпе.
П: строить рассуждения.
К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Стр. 138-141, подготовить юмористический рассказ
Стр 142-144,ответить на вопросы 12.01
35
Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. Правила речевого общения.
Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. Вежливость-первое правило речевого общения. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях.
Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему. Р: В диалоге с учителем и сверстниками вырабатывать критерии оценки и самооценки, определять степень успешности своей работы и работы других.
П: знать, что такое сценарий.
К: умение показать себя в роли артиста, радоваться своему успеху и успехам одноклассников. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стр 145-153читать
Стр 145-153читать по ролям отрывок 16.01 36 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Стр 154, задание 7 19.01 37
Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль,
К. Ушинский
Л. Толстой,
А. Толстой.
Презентация своего высказывания окружающим.
Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок.
Прозаическая речь. Умение самостоятельно применять свои знания на практике.
Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события.
Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.
Определять тему и название выставки книг.
Писать отзыв на книгу. представлять книгу в группе; давать ей оценку. П: раскрывать понятие «литературные жанры» и использовать его в активном словаре;
— определять жанр книги и обосновывать своё мнение;
— определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение.
Р:выполнять учебные задания, используя алгоритм, план;
— оценивать выполненное задание в рамках учебного диалога.
Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
П:строить рассуждения.
К: учиться связно отвечать по плану Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Стр.4-5, подготовить сообщение об одном из писателей
Стр 6-9, написать отзыв на любимую книгу. 23.01
38 Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.
Составление плана сказки.
Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг.
Писать отзыв на книгу.
Представлять книгу в группе; давать ей оценку.
Выявлять особенности литературной сказки.
Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Стр.10-19,читать
Стр. 10-19, отвечать на вопросы. 26.01
39
Краткий или сжатый пересказ текста.
Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.
Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
. Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
П: строить рассуждения.
К: учиться связно отвечать по плану Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Стр. 20-23 читать, пересказать понравившуюся сказку
Стр24-32, составить план.
30.01
40 Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки.
Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.
Выявлять особенности поэтического текста сказки.
Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор
Знакомство с творчеством Г.-Х. Андерсена. Работа с выставкой книг Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.
П: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Стр 24-32, чтение отрывка по ролям
Стр 32-33, составить рассказ по картине 02.02
41 Составление плана.
Сказки Г.-Х. Андерсена.
Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.
Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.
Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.
Выявлять особенности поэтического текста сказки.
Сравнивать сказки разных писателей.
Составлять план текста, делить текст на основе плана.
Выявлять особенности поэтического текста сказки.
Участвуют в коллективной беседе; - находят средства художественной выразительности;
Умеют:- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;- определять главную мысль произведения; -сравнивать героев и их поступки в разных произведениях. Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.
П: вычитывать все виды текстовой информации: фактическую, подтекстовую, концептуальную.
К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Стр 34-37
чтение отрывка по ролям
Стр 38-42, выразительно читать
Стр.38-42, подготовить отрывок к пересказу
Стр 38-42, написать отзыв к книге. 06.02 42 Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.
Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события.
Характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.
Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
П: строить рассуждения.
К: учиться связно отвечать по плану Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Стр 43-46, ознакомительное чтение
Стр 43-46, отвечать на вопросы. 09.02
43 Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки.
Устное сочинение в форме отзыва.
Создание сказки по аналогии. Структура письменного высказывания. Находят слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;
Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.
Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
П: строить рассуждения.
К: учиться связно отвечать по плану Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Стр 47-48
Составить сказку о любом предмете. 13.02
44 Каталожная карточка её назначение.
Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.
Работа с книгой.
Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему.
Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения
Умеют:- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;- определять главную мысль произведения; -сравнивать героев и их поступки в разных произведениях. П:самостоятельно читать произведения и осмысливать их;- определять главную мысль произведения; -сравнивать героев и их поступки в разных произведениях Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Стр 49, подобрать книги о животных
Стр 50-53, выполнить задание№3 16.02
45
Выборочный пересказ текста сказки. Составление текста на основе отобранных языковых средств.
Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек.
Работа по иллюстрации к тексту.
С. Аксаков. Аленький цветочек. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
Умеют определять интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;- коллективно обсуждать прочитанное.
Характеризовать героев сказки.
Определять, какие предметы являются сказочными. Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
П: вычитывать все виды текстовой информа-ции: фактуальную, подтексто-вую, концептуальную.
К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стр 54-62, читать
Стр 54-62,пересказ. 20.02
46 Сравнительная характеристика героев.
Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок
Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. Определение фрагмента для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.
Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему.
Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение
Составлять каталог на определённую тему. К: участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Стр 63-64, сравнительный анализ сказок
Стр 65-68, найти диалоги 23.02
27.02
47
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу
Составлять аннотацию к книге.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
. К: участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение
К: составлять аннотацию к книге с учётом замечаний.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Стр 69-,отв на 5 вопросов.
27.02
48 Составление аннотации.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. . Составлять каталог на определённую тему. Составлять аннотацию к книге.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Формирование эстетических чувств Стр. 70-71, написать аннотацию к книге. 01.03 49
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой.
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Сравнение литературных сказок. Художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина.
Читать наизусть понравившиеся произведения.
Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки Сравнивать литературные сказки.
Сравнивать сказки разных писателей.
Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки
Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. П: Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки Сравнивать литературные сказки
П:характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки
Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Стр 78-93, ознакомительное чтение
Стр 78-93, сравнительный анализ главных героев
05.03 50
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. . Сравнение литературных сказок.
Чтение наизусть стихотворений.
А.С. Пушкин. Осень. Гонимы вешними лучами…Средства художественной выразительности для создания образа весны. Читать вслух и про себя.
Выбирать стихи для выразительного чтения.
Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.
Выбирать стихи для выразительного чтения.
Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.
Читать вслух и про себя.
Сравнивать произведения живописи и литературы. К:Подготовка к сравнению литературных сказок. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора ообщения.
Р: Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
П: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
К: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Р:анализ самостоятельной работы, планирование учебной задачи.
П: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
К: составлять письменное сочинение . Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Стр 78-93, сравнительный анализ сказок
Стр 95-96, наизусть на выбор.
08.03
12.03
51 Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… Сравнение произведений живописи и литературы.
Выразительные средства языка для письменного высказывания.
Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.
Составлять рассказ по картине. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Читать вслух и про себя. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Стр 97, выразительное чтение
Дописать сочинение 12.03
52
И.Козлов. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.
М. Лермонтов. Горные вершины. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. Перевод В.Брюсова. Учатся выразительно читать, выделят главную мысль.
Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.
Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.
Читать по ролям.
Р:анализ самостоятельной работы, планирование учебной задачи.
П: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
К: сравнивать произведения живописи и литературы.
К:сравнивать произведения живописи и литературы, подготавливать сообщения о поэте. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Стр 98-99, наизусть по выбору
Стр 100-103,ответить на вопросы.
15.03
53
Средства выразительности. Сравнение. Метафора. Гипербола. М. Лермонтов. Дары Терека. Утёс.
М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.
Проверочная работа (комплексная). Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Выявлять особенности исторической песни.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Читать вслух и про себя. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. П: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
К: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Р:анализ самостоятельной работы, планирование учебной задачи.
П: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
К: составлять устное сочинение Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Стр 104-105, наизусть по выбору
Стр 106-109,
Выразительное чтение 19.03
54
Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.
Структура письменного высказывания.
Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественногоЗадавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов.
Участвовать в работе группы.
Анализ произведения. Читать вслух и про себя.
Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. К:задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов.
Р:анализ самостоятельной работы, планирование учебной задачи.
П: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
К: составлять устное сочинение
Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Формирование эстетических чувств. Стр 110-11выполнить задание в рабочей тетради
Стр 112-115,ответить на вопросы по тексту 02.04 55 Подробный пересказ текста.
Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа.
Средства выразительности.
И. Никитин. Вечер ясен и тих.
И. Никитин. Когда закат прощальными лучами… Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Сравнивать произведения живописи и литературы.
Сравнивать произведения литературы и живописи.
Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.
П: сравнивать произведения живописи и литературы.
П: сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Стр 116-120, подроб. пересказ текста
Стр 121-122, наизусть 05.04
56
Средства выразительности. Сравнение. Метафора.
И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет. И.А.Бунин. Ещё холодно и
сыро. Построение речевых высказываний в устной и письменной форме; Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Р:анализ самостоятельной работы, планирование учебной задачи.
П: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
К: составлять устное сочинение Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стр 123-124,выразительное чтение 09.04 Построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. К: коотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Стр 125, сравнительный анализ 12.04 57 Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. Герой произведения. Характер. 58 Самостоятельное чтение.
Л. Толстой. Был русский князь Олег.
Басни Л.Толстого.
Классики детской литературы.
Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов. Учатся инсценировке, распределяют роли, договариваются друг с другом. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
Пересказывать тексты подробно и кратко.
Характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. К: соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
П: Характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Стр 127-128
Читать басн выразительно
Стр 129-139, ответить на вопросы 16.04
59 Классики детской литературы.
Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. Читают рассказ про себя, инсценируют. Пересказ. Пересказывать тексты подробно и кратко.
Характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре,
в группе, кто из героев нравится и почему. Р: характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Стр 129-139, пересказ 19.04 60 Определение фрагмента для инсценированеия. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Распределять роли, договариваться. Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Стр 140, выучить роль 23.04 Культура письменной речи – 8 часов.
61 Соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев),
Наш театр.
И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. Учатся инсценировке, распределяют роли, договариваются друг с другом. друг с другом.
Инсценировать произведение. литературной сказки Сравнивать литературные сказки Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Выучить роли. 26.04 62 Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение)
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Р: Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Стр 141ответить на вопросы 30.04 63 Использование в мини сочинениях (повествование, описание, рассуждение).
Контрольная работа. Проверка техники чтения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Р: умение самим проверять своё выступление и объективно оценивать своё выступление и выступление сверстников. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Написать доклад о любимом писателе 03.05 64 Нормы письменной речи: соответствие содержанию.
Выразительные средства (темп,тон,интонация).
Обобщение. Ритм. Рифма. Читают рассказ про себя, инсценируют. Пересказ. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Р: умение самим проверять своё выступление и объективно оценивать своё выступление и выступление сверстников. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стр 142-143, читать выразительно 07.05 65 Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение)
Выразительное чтение стихотворных и прозаических произведений.
Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения.
П: Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Стр 144-146
читать выразительно 10.05 66 Мини сочинения (повествование описание, рассуждение).
Обобщение. Понятие «Художественная литература» Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Находить нужную книгу по тематическому каталогу.
Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения К:находить нужную книгу по тематическому каталогу. Р. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Формирование эстетических чувств. Стр 147-152
Отвечать на вопросы 14.05 67 Использование в письменной речи выразительных средств языка
Самостоятельная работа по составлению плана по рассказу И.Тургенева «Воробей» Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух и про себя.
Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
Стр 152-156 читать и пересказывать 17.05 68 Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку.
Обобщение по теме. Рекомендации на лето. Подготовка к экскурсии. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности. Р: развитие навыков пользования современными инновационными технологиями. Уметь выступать с презентацией перед сверстниками. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения. Презентация понравившихся произведений. 21.05 Информационно-методическое обеспечение
Учебник «Литературное чтение» 4 класс в двух частях, Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, изд-во М.: «Просвещение», 2013.
Контрольные тексты для проверки техники чтения: 1-4 кл./ Т.В.Игнатьева – Тула: ООО «Издательство «Родничок»»; М.: ООО «Издательство АСТ», 2002:
.Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
Школьный словарик Пословицы, поговорки и крылатые выражения начальная школа / Сост. Н.Ю.Васильева. - М.:ВАКО, 2009
Дополнительная литература:
•Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения», 2009г.
•Волина В.В. Праздник букваря: М.: Аст-Пресс, 1996
•«Мастер – класс учителя начальных классов» -методическое пособие электронным приложением. М.: «Глобус», 2010.
«Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год
Дидактический материал:
Наглядные пособия (Плакаты с портретами художников, схемы, таблички с терминами, картины.)
СД диск «Стихи разных поэтов»
Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение» к концу 4 класса.
знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Критерии и нормы оценок
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Оценка «5» ставится ученику, если он:
читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.