Статья на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОНСКОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ
Лысечко И.А.
ГБПОУ РО «ВПК»
г. Волгодонск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОНСКОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ
Подростковый возраст - период активного становления художественного восприятия. В эти годы возникает любовь к книге, зарождается потребность в постоянном общении с ней. Студенты широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров.
В статье 2 Закона РФ «Об образовании» отмечено, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Именно в подростковом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящий донской фольклор, в его оригинальном, первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в Донских хуторах и станицах, но с годами постепенно от нас уходят носители этих традиций, наши старики - казаки.
Одной из задач преподавания детской литературы является задача - расширить круг знаний и представлений студентов за счет произведений региональной фольклорной литературы, воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой Родины.
Жанры донского фольклора дают возможность без назидательных, сухих нравоучений, в доступной подростку форме обучать его.
В самом начале пути возникла сложность при использовании литературы по донскому фольклору. Это подтолкнуло нас к созданию Энциклопедии донского фольклора, которая может активно использоваться в работе преподавателя. Весь материал, представленный в нем, систематизирован в соответствии с:
Видами жанров донского фольклора (пословицы, поговорки, песни, казачьи байки, предания, сказки);
Тематикой данных форм (о Родине, о дружбе, о матери, о семье, о любви, о казаках).
Это тот фундамент, на котором будет строиться дальнейшее постижение, и тайн природы, и величия человеческого духа. Так же фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей обучающегося, побуждает к подражанию, совершенствует ум и облагораживает сердце подростка.
Жанры донского фольклора
1.Пословицы
2.Поговорки
3.Песни
4.Казачьи байки
5.Предания
6.Сказки
Таким образом, произведения донского фольклора помогают, с одной стороны, приобщить студентов к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют подростку почувствовать себя нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Приобщение подростков к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Так при составлении «Энциклопедии донского фольклора» были использованы пословицы, поговорки.
О матери:
Женщина-Мать, все её должны защищать.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Не такого дружка, как родная матушка.
А родимой-то матушки да милее в свете нету.
О любви:
Влюбленным и ад раем кажется
Глаз не увидит – сердце не полюбит
От любви, что от смерти, не зачураешься
Между любящими нет преград
О дружбе:
Коня узнаешь в походе, а друга в беде.
Без друга жить – самому постылым быть
Где нет друзей, там и чужбина
Птица сильна крыльями, а человек - друзьями
О семье:
Семья сильна, когда над ней крыша одна
Тот счастлив и богат, у кого семеро ребят
За морем теплее, а дома светлее
О дружбе: Не может быть дружба между волком и овцой.
О доме, семье: Глупа та птица, которой гнездо своё немило.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Очень разнообразна народная донская казачья песня – это сочетания музыки и вокала, когда одно дополняет другое. Она раскрывает перед педагогом большие воспитательные возможности.
В многообразном по содержанию и жанром донском фольклоре оно из почётных мест принадлежит образу матери. Без её согласия и одобрения счастье немыслимо. Но образ матери в разных жанрах имеет свою смысловую нагрузку.
О Родине: Ой да, породила меня родная матушка,
Вспоил, вскормил меня родной батюшка,
Ой, как и был-то я, младенец ,да на возрасте,
Да стал конем владеть, из ружья стрелять.
А теперь у младца нет ни матери, ни отца.
О Доне-батюшке: Ай да, ну, кормилец ты ,наш Тихий Дон,
Доночек ты, наш Дон да Иванович.
Ай да ,пор тебя-то ,наш Тихий Дон,
Да лежит она, слава добрая,
Слава добрая, да речь хорошая.
Особое место в донском фольклоре занимают предания и казачьи байки.
Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.
Донские предания:
о казаках: Казак цветок съел.
о матери: Мать нарушила завет Игната.
Казачьи байки
Это поучительный или юмористический рассказ, иногда основанный на реальных событиях
о коне: Конек бороду продал.
Жанры донского фольклора – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности.
Список используемой литературы:
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Просвещение, 1997. –24
Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). СПб.: «Паритет», 2005.
Василенко В.А. Детский фольклор. – М.: Просвещение, 1988. – 325с.
15