Методический материал Процесс внедрения оздоровительных технологий в практику
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Искорка» Елабужского муниципального района
Процесс внедрения оздоровительных технологий в практику.
Подготовила: воспитатель
Ахметшина Лейсан ФлеровнаЕлабуга 2015 год
Процесс внедрения оздоровительных технологий в практику.
Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от всего. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. Для этого в своей работе мы используем различные пути и возможности. А именно:
- осуществляем профилактику простудных заболеваний;
- проводим закаливание детей;
- подводим детей к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким;
- учим освобождаться от напряжения, стрессов.
Кроме традиционных методов используем нетрадиционные: прививаем необходимые умения проведения точечного массажа, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
Огромное внимание в своей работе мы уделяем режиму дня. Оптимальный режим дня имеет важное значение и является сам по себе воспитывающим, оздоравливающим фактором. Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей движениями, может привести к отрицательному результату. Каждое оздоровительно-воспитательное занятие с детьми мы проводим не по принуждению, а с их желанием и интересом, учитывая возрастные особенности, используя очень много игр и игровых ситуаций.
Одним из традиционных общепринятых методов профилактики ОРЗ является закаливание. В основном это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчив не только к резким изменениям температуры, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
В своей работе мы используем целый комплекс закаливающих процедур. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы - солнце, воздух и вода в сочетании с достаточным двигательным режимом.
Начинается день с утренней гимнастики. У всех без исключения, детей, есть спортивная форма, это - трикотажные шорты и майка. С этого (облегченная одежда) уже начинается закаливание. И, что важно, это ни кому не противопоказано (в отличие от закаливания обливанием холодной водой), но укрепляет организм.
После занятий и прогулки проводится второй блок оздоравливающих процедур. Придя с улицы, дети моют руки. Затем усаживаются на ковер или стулья, и мы выполняем несколько упражнений дыхательной гимнастики.
Затем, следующий большой блок закаливания проводится после сна. Дети просыпаются, делают гимнастику в постелях, далее проходят по колючим и ребристым дорожкам.
Затем дети проходят в умывальную комнату, где умываются прохладной водой: смачивают шею, грудь, руки от плеча, а затем растираются насухо полотенцем. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, широко используются словесные игры, стихи, потешки. Дети все это запоминают и с удовольствием проводят сеансы оздоровления дома, с родственниками, родителями, братьями и сестрами.
Хочу отметить, что весь комплекс закаливания дети проходят одетыми в одних трусиках. Вот эти воздушные ванны, которые получают дети, очень важны в закаливании. Температура воздуха контрастная: в спальне одна температура, в группе - другая, в коридоре - третья. Казалось бы разница незначительная, а эффект - огромный.
Хочу обратить внимание на то, что наши дети ни в коем случае не находятся в двухслойной одежде. Зачастую, бывает так, что на детях одета майка, а сверху футболка или платье. Но не в нашем детском саду и не в нашей группе. С первого дня мы приучаем детей, что майку мы одеваем только тогда, когда идем на улицу. Придя с улицы, майки снимаем, сушим и надеваем сухие футболки.
Кроме блоков закаливания и занятий физкультурой, мы уделяем время для физического развития в течение всего дня. У нас в группе все зоны спланированы так, что остается достаточное пространство для подвижных игр, игр со спортивным оборудованием. У нас есть спортивный уголок, где в достаточном количестве имеется традиционное оборудование для подвижных и спортивных игр. Это мячи, обручи, гантели, кегли, шнуры, ленточки, оборудование для прыжков и многое другое. Все это мы стараемся использовать по максимуму. Двигательная активность - залог здоровья. И что не мало важно дети все делают с удовольствием, а это значит - их эмоциональное состояние в порядке.
В период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ употребляем лук, чеснок, пьем кислородный коктейль. Также делаем «чесночные» киндеры.
Мы с первых дней воспитываем у детей положительное отношение к здоровому образу жизни. Мы внушаем им, что быть здоровым, это значит быть успешным во всем. Мы объясняем им, что нужно для того, чтобы быть здоровым, и вызываем желание и стремление быть здоровым. Мы уделяем этому время на занятиях и в повседневной жизни: читаем книги, рассказываем, показываем на примерах, как важно беречь свое здоровье и укреплять его.
Очень часто в детский сад поступают соматически ослабленные, часто болеющие дети. Родители, уставшие от постоянных болезней, приводят ребенка в детский сад и думают, что здесь, как по взмаху волшебной палочки, дети перестанут болеть. И очень удивляются, если этого не происходит. А сами продолжают кутать ребенка в любую погоду и пичкать лекарствами. Именно здесь, начинается наша главная работа с родителями. Нам, с первых дней, необходимо приобрести в их лице союзников, единомышленников.
Самое главное для нас убедить родителей перебороть страх перед закаливанием и отказаться от интенсивной лекарственной терапии по любому, даже пустяковому поводу. Мы помогаем родителям осознать, что здоровье детей в их руках. Мы проводим беседы, консультации.
К нам приходят новые дети, ослабленные и неорганизованные. Но уже, спустя несколько месяцев, мы видим результат. Дети с удовольствием идут в детский сад, с удовольствием занимаются, стали более организованы. Дети меньше болеют, а если и заболевают, то длительность болезни очень сократилась (неделя - это максимум). Детский организм быстрее справляется с вирусами.