Доклад по физической культуре на тему «Личность учителя физической культуры в условиях приобщения школьников к здоровому образу жизни».
ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
Доклад
«Личность учителя физической культуры в условиях приобщения школьников к здоровому образу жизни».
Самарбаев Мирза Калимуллович
Педагог дополнительного образования
ЦД (ЮТТ) «СФЕРА»
Кировский район ГО город Уфа
Уфа - 2017
Личность учителя физической культуры в условиях приобщения школьников к здоровому образу жизни.
В одной из книг здоровьесберегающего содержания меня поразила по глубокому смыслу одна метафора.
Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный , кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем - школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет. Работая вместе по сохранению здоровья. Речь идет, конечно же, об учителе физической культуре.
Не секрет, что многие учителя физической культуры пользуются заслуженным авторитетом среди школьников. За любимым физруком дети ходят табуном, нередко отчаянные сорвиголовы в спортзале смиреют, добиваются хороших спортивных результатов.
Поскольку мое выступление касается личности учителя физической культуры, позвольте вкратце остановиться на некоторых специфических особенностях его работы по формированию ЗОЖ детей. Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяются его способностью к педагогической деятельности, которые охватывают следующие группы:
дидактические способности – это умение учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, неясное – понятным;
академические способности. Способный учитель знает свой предмет не только в объеме программы, но и значительно шире и глубже;
перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника;
речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чуства с помощью речи, мимики и пантомики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит.
Организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность.
Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход.
Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у детей.
Аттенционные способности. Учителю необходимо следить за формой и содержанием изложения материала, развивая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением..
Помимо этих способностей учитель должен обладать специфическими умениями и навыками работы:
Конструктивные умения – помогают учителю планировать свою деятельность.
Организаторские умения – связаны с реализацией намеченных планов. Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников.
Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, тренерами, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения.
Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на умении наблюдать, подмечать.
Двигательные умения отражают процесс всего умения учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения определяет эффективность учебной деятельности школьников. Учитель физкультуры должен правильно выполнять страховку, иметь ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т.д.
Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель.
Придя работать в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Авторитет учителя физкультуры слагается из ряда компонентов.
Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физкультуры и спорта. Очень «важен» статус учителя как спортсмена в прошлом.
Авторитет взрослого определяется тем, что учитель для школьников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.
Авторитет должности (статус учителя как педагога) дополняется психолго-педагогическими знаниями и умениями учителя.
Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности)создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как учителю особенностям своего «Я».
Авторитет дружбы может возникнуть в том случаем, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.
Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая ученикам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала.
Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным.
Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем.
Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом.
Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно подает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.
Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами.
Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учителя, в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет учителя физической культуры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль работы), и составить перечень необходимых образующих компонент (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы процессе воспитания и обучения школьников. Одним из главных направлений работы учителя физической культуры является приобретения детей к здоровому образу жизни, формированию культуры поведения, к систематическому занятию физической культурой и спортом. При всех достоинствах большинства существующих систем обучения детей «здоровому образу жизни», общим их недостатком является то, что ученик рассматривается исключительно как объект обучения, как «пустой сосуд», который нужно наполнить «правильными» знаниями о здоровье, привить ему полезные навыки. Такой подход, быть может отчасти приемлемый для других областей знания, абсолютно недостаточен в физическом воспитании.
Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию ЗОЖ, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.
Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего сдоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнерском взаимодействии детей, родителей, педагогов, тренеров, медиков. Учитель должен стать организатором, координатором этого сотворчества, которое бы помогало каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать ЗОЖ, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.
Формы и методы этой работы многообразны, и каждый учитель физкультуры проводит ее по своему, исходя из своих возможностей.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ученика на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
Если учеником не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю могу достичь успеха», то все старания учителя будут напрасны.
Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.
Литература
Психология физического воспитания и спорта. Н. Гогунов, Б.И.Мартьянов, Москва, Высшее образование,2000г.
Формирование ЗОЖ российских подростков. Л. В. Баль. Здоровьесберегающая педагогика. Москва, 2002г.
Психология здоровья человека, О. С. Васильева, Москва ,2001г.
15