Программа по самообразованию Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Ардатовского муниципального района Нижегородской области
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель д/с______________________
Л.Н.Носкова
ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета
МБДОУ д/с №2
Протокол № ___ от «____» сентября 2016г.
Программа по самообразованию
на 2016-2017 учебный год
воспитателя
Ступниковой Елизаветы Леонидовны
Тема: Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников
к здоровому образу жизни.
Ардатов
2016 г.
ТЕМА: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников
к здоровому образу жизни»
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное
ГРУППА: младшая
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2016г.
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2017 г.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная
ЦЕЛЬ. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения русских народных подвижных игр в систему физкультурно-оздоровительной работы.
ЗАДАЧИ:
1.Формирование основ здорового образа жизни, развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи русской народной подвижной игры.
2.Развивать интерес и расширять круг представлений о разнообразии русских народных подвижных игр.
3.Познакомить детей с правилами русской народной подвижной игры, формированием умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
4.Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициях русского народа, используя русскую народную подвижную игру.
5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявление сопереживания, взаимопомощи.
6. Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста
углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.
умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
У детей сформируется:
у детей формируются знания о традициях народа, в котором они живут; дети учатся использовать национальные игры в свободной деятельности;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
история и сущность народной игры;
актуальность применения народной игры в ДОУ;
цели и задачи народной игры детей дошкольного возраста;
методика организации народной игры в дошкольном возрасте;
роль родителей народной игры в жизни детей;
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Москва «Просвещение», «Владос», 1995.
2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Москва Просвещение, 1986
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л.В. Москва «Просвещение» 1986.
4. Тихонова М.В, Смирнова Н.С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс» 2000.
5. Кудрявцев В.Т, Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка-пресс», Москва 2000.
6. Науменко Г.М. Фольклорные праздники. Линка-пресс, Москва 2000.
7. Классификация русских игр. Статья А.А. Тарана в журнале «Физическая Культура».
8. Науменко Г, Якунина Г. «Солнышко-Вёдрышко» Издательство «Белая горница» 1994.
9. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазить, метать. Москва Просвещение, 1983.
10. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997.
11. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. Москва Просвещение, 1983.
12. Куприна Л.С, Бударина Т.А, Маркеева О.А, Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб «Детство-пресс» 1995.
13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриочитеское воспитание в детском саду. Москва «Линка-пресс»2003.
14. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А.В. Владимир, 1995
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru. http://maam/ru.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику. Новая концепция дошкольного воспитания ориентировала педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека исходя из этого задача педагога состоит не в подготовке ребенка к школе, а в обеспечении условий для полноценного проживания этого уникального периода.
Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие дошкольных форм деятельности, прежде всего, конечно, игры.
В связи с переходом от единой государственной программы к вариативному образованию и с появлением множества альтернативных программ для дошкольных учреждений особую актуальность приобретает вопрос об едином для всех программ источнике детского развития, к которому можно обращаться снова и снова, который проверен временем. Таким источником является народная игровая культура. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.
Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки являлись средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей особенно дошкольного и младше школьного возраста, представляли собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Срок Этап Содержание работы Практическая деятельность
Сентябрь - октябрь Организационно - теоретический 1. Изучение нормативных документов
2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.
3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
4. Прогнозирование результатов. 1.Буклет для родителей «Русские народные игры»
2. Анкетирование для родителей «Как мы играем с ребенком»
3. Папка передвижка «Роль народный игры в воспитание дошкольников»
Октябрь - апрель Накопительно - практический 1.Составление перспективного плана народной подвижной игры.
2.Развитие физических качеств воспитанников посредством организации народной игры
3.Повышение психолого-педагогического культуры родителей в вопросах двигательной активности детей дошкольного возраста.
4.Освещение данной темы на своем сайте.
1. Составление картотеки «Русские народные игры»
2.Мастер – класс для педагогов«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
3.Вечер народной игры с участием родителей «Русские народные игры»
Май Заключительный 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
2. Презентация результатов на заседании. педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).
3. Планирование деятельности и перспектив развития.
4. распространение опыта своей работы 1.Презентация опыта ««Оздоровление дошкольников посредством народных игр».
2.Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования
3.Создание фотоальбома «Мы весело играем»