Применение нестандартного инвентаря на уроках физической культуры как средство приобщения учащихся к спорту и здоровому образу жизни

Введение

Во всестороннем развитии личности важное значение имеет физическое воспитание. Однако, в условиях социально-экономических реформ, проводимых в нашей стране, было ослаблено внимание к развитию физической культуры и спорта, что привело к ухудшению учебно-материальной базы, снижению уровня компетентности преподавателей и учителей физической культуры, повышению уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, значительному возрастанию нарушений в эмоционально-волевой сфере.
Тем не менее, современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к социальной жизни в обществе с новой экономической формацией. Для решения этих задач необходимо повысить эффективность физического воспитания школьников.
Главная цель для учащихся - их разносторонняя физическая подготовленность, приобретение необходимых качеств для дальнейшей трудовой деятельности. Традиционные занятия физической культурой не компенсируют дефицит двигательной активности у основной массы учащихся. Для решения этой проблемы, а также для сохранения школьниками высокой работоспособности в течение дня, недели, учебного года необходимы дополнительные формы, приемы и методы занятий физической культурой.
Актуально стоит вопрос о логичном и рациональном внедрении новых средств в проведении уроков физической культуры.
Учитель должен решать следующие задачи на уроках физической культуры: предотвращение заболеваний опорно-двигательного аппарата, предотвращение заболеваемости сердечно-сосудистой системы, укрепление здоровья школьников.
Но при этом возникает проблема. В школьных спортивных залах морально устаревшее спортивное оборудование, не позволяющее увеличить плотность урока, снять психологический барьер в обучении. Решение этих проблем можно решить с помощью использования нестандартного спортивного оборудования в процессе физического воспитания.
Гипотеза: Чтобы двигательная активность детей стала на более высоком уровне, в следствии чего это приведёт к общему укреплению здоровью ребёнка и снижению болезней в целом, необходимо применять новые технологии, так же, для заинтересованности учащихся, и для того, чтобы ребёнок осознавал необходимость в занятиях спорта, как одной из основополагающих основ его развития, что положительно скажется в его дальнейшей жизнедеятельности.
Цель: представление опыта использования нестандартного инвентаря на уроках физической культуры.
Задачи:
изучение методической литературы по заданной тематике;
обобщение передового опыта учителей практиков в области физической культуры.
Дать определение оборудованию и нестандартному оборудованию.
проведение педагогического эксперимента об эффективности использования нестандартного инвентаря на уроках.
Объект исследования: формирование интереса у детей.
Предмет исследования: формирование интереса к урокам физической культуры под влиянием использования нестандартного оборудования.
Методы исследования: Анализ научно-методической литературы;
Метод педагогического эксперимента.



Теоретическая часть

В последние годы в борьбе за интерес ребенка у физической культуры появилось немало конкурентов: компьютерные игры, мировая паутина, и др. Это итак снижает мотивацию к мышечной деятельности, физическому самосовершенствованию и если на этом фоне уроки физической культуры выглядят монотонными, скучными то уже имеющаяся «пропасть» между ребенком и физической культурой только увеличивается.
Стандартный спортивный инвентарь позволяет решать множество педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых упражнений и вызывает у обучающихся привыкание, создает ощущение однообразия.
Нестандартный инвентарь – то новое, с чем сталкивается ученик на занятиях физической культурой. Применение нестандартного спортивного инвентаря является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию. Поэтому разработка и внедрение нестандартного инвентаря может быть признано в качестве инновационного компонента деятельности учителя физической культуры.
Над данной проблемой работали такие учёные как Железняк Юрий Дмитриевич, Дыбина Ольга Витальевна, Рахманова Нина Павловна, Бартошевич Татьяна Ивановна и другие.
Нестандартный инвентарь - это инвентарь, сделанный собственными руками из подручных средств, а также современный спортивный инвентарь, который ранее не применялся на уроках физической культуры в учебном процессе школьников (большие мячи, фитболы с ручками, бодибары и др.). Использование такого инвентаря увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с учащимися, имеющими различную физическую подготовленность.
Через упражнения с нестандартным инвентарем у детей развивается мышление и творческие способности. Дети сами могут придумывать интересные упражнения с предложенным инвентарём.
Нестандартный инвентарь должен соответствовать следующим требованиям: – быть надежным, прочным и безопасным,
- соответствовать гигиеническим требованиям;
- соответствовать правилам техники безопасности;
- соответствовать физической подготовленности и индивидуальным возможностям учащихся;
– легко и быстро разворачиваться и убираться на хранение; – обеспечивать большую пропускную способность;
– быть простым в изготовлении.
Преимущества нестандартного оборудования и инвентаря перед стандартными прототипами заключаются в следующем:
- открывается возможность для применения большого разнообразия модифицированных и принципиально новых двигательных действий;
- расширяется диапазон применения стандартных упражнений в новых условиях и нестандартном формате;
- увеличивается пропускная способность инвентаря и оборудования, что обеспечивает высокую интенсивность и моторную плотность урока;
- создаются предпосылки для проявления детьми фантазии, творчества, генерации новых идей, например в аспекте создания новых двигательных действий, а также альтернативных способов применения упражнений, в том числе в упрощенном и усложненном вариантах, и др.;
- имеющийся фактор новизны – использование нового инвентаря и оборудования – существенно повышает эмоциональный фон урока.
Нестандартное спортивное оборудование удобно и легко применяется на уроках, прививает интерес и любовь к занятию, снимает психологический барьер у детей. Дети бережнее относится к инвентарю, повышается плотность урока, улучшается качество обучения. Применение нестандартного инвентаря и оборудования позволило эффективнее использовать соревновательный метод физического воспитания, найти пути решения проблемы развивающего обучения на уроках и внеклассных занятиях, использовать вариативный способ поточного дублирования и организации деятельности школьников при групповом выполнении общеразвивающих упражнений.
Грамотное использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры позволяет облегчить процесс обучения и вовлечь детей в совместную творческую деятельность. При использовании нестандартного оборудования на уроках физической культуры увеличивается плотность урока, повышается качество обучения. На таких уроках успешно развиваются двигательно-координационные качества. Данную методику можно проводить третьим уроком. На таких уроках образовательно-познавательная активность учащихся возрастает, так как ученики знакомятся с различными видами двигательной активности.
Нестандартное оборудование и инвентарь – то новое с чем сталкивается обучающийся на уроке физической культуры, и в отсутствие опыта данный контакт может оказаться небезопасным, поэтому с раннего школьного возраста необходимо обучать школьников работе с нестандартными конструкциями.
Для этого необходимо:
1.  создать актив класса и подготовить из числа занимающихся инструкторов
– общественников;
2.  применять наиболее удобные способы организации урока для каждой возрастной группы, состав которых желательно сохранить на протяжении учебного года;
3.  использовать различные варианты снарядов с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
4.  подбирать наиболее эффективные методы и приёмы обучения двигательным действиям для повышения моторной плотности урока.
Применяя нестандартное оборудование, мы не отрицаем эффектов, которые дают традиционные для занятий физической культурой спортивные снаряды и инвентарь. Более того, мы склонны рассматривать их в диалектическом единстве учебного процесса по физической культуре, объединенных принципом преемственности и взаимодополнения. Чаще именно сочетание стандартного и нестандартного оборудования на уроке обеспечивает наибольший педагогический эффект.
Нестандартный инвентарь можно использовать как на уроках физкультуры, так и на любых других уроках, и во внеурочной деятельности.
А сейчас я бы хотел поделиться со своим педагогическим опытом.


















Практическая часть

Я работаю в Лицее № 58, учителя которой работают над внедрением современных форм учебно-познавательной деятельности учащихся. И тема, над которой работаю я, полностью соответствует направлению методической работы школы и называется «Применение нестандартного инвентаря на уроках физической культуры как средство приобщения учащихся к спорту и здоровому образу жизни».
Выбор такой методической темы не случаен. Я заметил, что как только начинается изучение спортивных игр, начинается снижаться посещаемость уроков. И после проведения анкетирования выяснилось, что дети просто боятся мяча. Особенно дети 5-6 классов. И использование нестандартных мячей из подручных материалов помогает преодолеть страх. При этом сами мячи могут быть разных размеров, и использоваться в разных спортивных играх.
Программой уроков по физической культуре предусмотрено изучение следующих разделов: легкая атлетика, игровые виды спорта, лыжная подготовка и гимнастика.
Более подробно хочу остановиться на использовании нестандартного инвентаря при изучении игровых видов спорта: волейбола и баскетбола. Особое внимание уделялось оборудованию, изготовленному из подручных средств. Для создания подручного инвентаря используются самые обыкновенные предметы: бумага, скотч, коробки, пластиковые бутылки и др. Из бумаги дети делают мячи, коробки превращаются в баскетбольные корзины или в мини-футбольные ворота, бутылки, наполненные водой – в кегли и т.д.




Программой уроков по физической культуре предусмотрено изучение следующих разделов: легкая атлетика, игровые виды спорта, лыжная подготовка и гимнастика. Более подробно хочу остановиться на использовании нестандартного инвентаря при изучении игровых видов спорта: волейбола и баскетбола. Особое внимание уделялось оборудованию, изготовленному из подручных средств. Для создания подручного инвентаря используются самые обыкновенные предметы: бумага, скотч, коробки, пластиковые бутылки и др. Из бумаги дети делают мячи, коробки превращаются в баскетбольные корзины или в мини-футбольные ворота, бутылки, наполненные водой – в кегли и т.д.




Дети могут сделать инвентарь любого размера, чтобы избавиться от чувства страха перед настоящим инвентарём, что делает его особенно эффективным на уроках, где учащиеся отрабатывают первичные навыки спортивных элементов.
Для установления эффективности использования нестандартного оборудования на уроках физической культуры с учащимися 6-х классов проводился педагогический эксперимент. Всего в исследовании приняло участие 2 класса по 24 человека. В контрольной и экспериментальной группах – обучение детей проводилось по программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича.
Уроки физической культуры в ЭГ и КГ проводились 3 раза в неделю. Основами уроков явились физические упражнения, составленные  в комплексы и эстафеты, которые применялись в разных частях урока физической культуры с использованием именно нестандартного инвентаря, проводились различные фитнес программы.







В конце занятия проводились упражнения для формирования правильной осанки, упражнения для расслабления мышц, дыхательные упражнения, а также игры на внимание, игры на меткость.











Ребята с удовольствием придумывают новые физические упражнения, им нравятся занятия с использованием такого инвентаря. У них не только развиваются творческие способности, они с удовольствием выполняют все физические упражнения, а сам урок всегда проходит в позитивном ключе.
Сравнительный анализ в конце педагогического эксперимента выявил, что учащиеся экспериментальной группы отличаются более высокими темпами развития двигательно-координационных качеств, они с удовольствием посещают уроки физической культуры. Так на вопрос «Нравятся ли им уроки физкультуры?» положительный ответ дали больше учащихся из экспериментальной группы. Также у них меньше пропущено уроков и выше качество обученности.




Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать заключение о том, что использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры повышает интерес к занятиям у учащихся, уроки проходят на высоком эмоциональном уровне, школьники приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, быстро осваивают сложные упражнения, повышают показатели физической подготовленности.
Таким образом, использование нестандартных спортивных сооружений в школе позволяет создать необходимые условия для реализации индивидуального, дифференцированного подхода в обучении, повысить уровень познавательной активности учащихся, обеспечить комфортные условия для всестороннего развития личности, сформировать потребность в культуре движений, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье.


Выводы

Грамотное использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры позволяет облегчить процесс обучения и вовлечь детей в совместную творческую деятельность.
При этом увеличивается плотность урока, повышается качество обучения, успешно развиваются двигательно-координационные качества.
Таким образом, использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры позволяет создать необходимые условия для реализации личностно-ориентированного подхода, учитывающего потребности и интересы учащихся.
Использование нестандартного инвентаря действительно даёт высокую эффективность и положительные результаты. Это было выявлено в результатах нашего эксперимента описанного выше.
Пропаганда здорового образа жизни в нашей школе стала на более высоком уровне.
Повысился общий эмоциональный фон уроков, дети стали меньше пропускать уроков и стали больше заинтересовываться процессом обучения физической культуры.
Тем самым можно сказать, что все цели и задачи нашей разработки были выполнены, гипотеза доказана.








Список литературы

Смешанное обучение: образовательная технология современности – М: Просвещение,2013.
Физическая культура: 5-7 класы: учеб. Для учащихся общеобразоват. Учреждений/ под ред.М.Я Виленского. – 4-е изд., испр.- М: Просвещение, 2008.
Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. – 185 с.
Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 144 с.
Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" /Юрий Дмитриевич Железняк, Вагаб Минбулатович Минбулатов. – Москва: Академия, 2006. - 272с.
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте /Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. – Москва: Академия, 2005. - 272с.














Заголовок 115