Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в НДОУ
Бакушкина Наталья Александровна
старший воспитатель
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 ОАО «РЖД»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», – говорил великий педагог В. А. Сухомлинский.
Укрепление здоровья дошкольников является главным и неотъемлемым условием его всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. Планомерная целенаправленная оздоровительная работа педагогов НДОУ, обновление методической и материальной базы дошкольного учреждения и разумное использование здоровьесберегающих технологий, методов и приёмов в воспитательно-образовательной работе помогает не только сохранить, но и улучшить здоровье детей.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий, методов, приёмов, форм зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий НДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Наименование технологии,
метода, приёма
Краткое описание. Возможности.
Цели. Задачи
Время проведения.
Возраст детей
Особенности методики проведения
Медико-профилактические
Общий массаж
Важное средство оздоровления организма ребёнка. Способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ, вызывает у детей бодрое настроение, побуждает к активности.
По 10 сеансов 2 раза в год
В расслабленном состоянии, лёжа. Используется спокойная музыка.
Фитотерапия
Является одним из комплексов реабилитационных программ часто и длительно болеющих детей. Применяется в виде приёма лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии.
Курсами по 2 недели 2 раза в год для всех возрастных групп
Используются отвары и настои трав, обладающие антимикробными и протективными свойствами (зверобой, календула, ромашка, эвкалипт, подорожник, шалфей).
Ароматерапия
Использование эфирных масел в целях профилактики инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём, предупреждение обострений при хронических заболеваниях органов дыхания.
Курсами по 2 недели 2 раза в год для всех возрастных групп
Используется увлажнитель- ароматизатор
«Air Comfort» D-103
Небулайзерная терапия
Предназначена для лечения заболеваний дыхательных путей и лёгких аэрозолями растворов лекарственных препаратов.
Не более 10-15 мин. для всех возрастных групп.
Используется компрессорный ингалятор LD- 210C,
cтрого по назначению врача
Ультратонотерапия
Используется для лечения и профилактики широкого спектра заболеваний: дерматологии, невропатологии и др.
Курс лечения 10-12 процедур для всех возрастных групп
Используется аппарат «Ультратон-03- АМП»,
cтрого по назначению врача
Физкультурно-оздоровительные и обучение ЗОЖ
Физическая культура
Одна из основных форм организации двигательной деятельности ребёнка в детском саду. Значительное место на занятиях отводится игре как естественной форме передачи необходимого объёма знаний, усвоения двигательных умений и навыков.
2-3 раза в неделю.
Проводятся в соответствии с программой, по которой работает НДОУ. Следует учитывать принципы дидактического подбора игр, состояние здоровья, уровень двигательной активности и развития движений дошкольников.
Физкультурный досуг
Одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме весёлых игр, забав, развлечений. Оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества, способствует воспитанию чувства коллективизма.
1 раз в месяц во второй половине дня с младшего возраста.
Не требует специальной подготовки. Структура досуга зависит от тематики, поставленных задач, условий проведения, возраста и уровня подготовленности детей.
Физкультурный праздник
Наиболее эффективная форма активного отдыха детей. Выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
2 раза в год со среднего возраста
В соответствии с программой для каждой возрастной группы, по определённому сценарию (в сюжетной форме).
Образовательная деятельность по разделу «Здоровье»
Система обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия.
1 раз в неделю в режимных процессах
Программа «Основы безопасности» Р. Стеркина, О. Князева, технология Л.Ф. Тихомировой «Уроки здоровья».
Самомассаж
Элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний, плоскостопия.
Самомассаж рук - с 2-х лет; лица - со старшего возраста; ступней ног - со среднего возраста.
Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Сохранение и стимулирование здоровья
Релаксация
Снятие психического и мышечного напряжения. Даёт возможность снизить уровень переживания ребёнком негативных эмоций путём воздействия на состояние его тела. Позволяет разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение-расслабление». Является важным звеном психофизической гимнастики. Способствует максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени. Быстро восстанавливает функции организма после физической нагрузки.
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.
Расслабление сидя и лёжа в неподвижном состоянии проводится с закрытыми глазами. Модификация методики прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона, детский массаж «Солнышко», релаксационные игры «Тряпичные куклы и оловянные солдатики», упражнения «»Плывём в огблаках», «Пляж», «Ковёр-самолёт» и др.
Динамические паузы
Одна из форм активного отдыха в течение дня и во время малоподвижных занятий. Повышает умственную работоспособность детей на занятиях и дарит «мышечную радость». Кратковременные физических упражнения под музыку вызывают возбуждение определённых отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов.
Во время занятий и между занятиями в течение дня
2-5 мин. по мере утомляемости детей, начиная со 2-ой младшей группы.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. На занятиях в виде игр, элементов гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др. в зависимости от вида занятий. Между занятиями
- в виде подвижных игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации, игр в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам и др.)
Гимнастика
дыхательная
Укрепляет и оздоравливает организм детей, развивает дыхательную мускулатуру, улучшает функции нервной и сердечно-сосудистой систем, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Улучшает самочувствие.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста.
Дать инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Специальные упражнения (А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко). Как в игровой, так и в традиционной форме под контролем педагога и на его примере.
Гимнастика для глаз
Снимает напряжение с глаз, способствует профилактике глазных заболеваний, развивает остроту зрения.
Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время с младшего возраста.
Специальные упражнения (В.Ф. Базарный, Э.С. Аветисов)
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика
бодрящая
Призвана освежить детей после сна и адаптировать их к последующим режимным моментам. При правильной организации приносит значительную пользу. Направлена на активизацию кровообращения, дыхания с учётом анатомо-физиологических особенностей дошкольников.
Ежедневно после дневного сна 5-10 мин.
Целесообразна, если в ней комплексно используются закаливающие процедуры и коррекционно-профилактические физические упражнения. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по «дорожкам здоровья».
Гимнастика пальчиковая
Направлена на развитие мелкой моторики и координации движения рук. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Ежедневно с младшего возраста индивидуально или с подгруппой детей.
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.
Гимнастика
корригирующая
Проводится с целью формирования правильной осанки и исправления дефектов, если они уже есть. Активизирует обменные процессы, формирует мышечный корсет, вырабатывает общую выносливость мышц туловища, тренирует равновесие, укрепляет свод стопы.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Со старшего возраста курсами 2 раза – в начале и конце года по 2 месяца 2 раза в неделю.
Подборка специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей.. Важно научить детей правильному выполнению упражнений.
Гимнастика
ортопедическая
Основное средство профилактики плоскостопия. Направлена на укрепление не только мышечно-связочного аппарата стоп и голеней, но и всего организма. Повышает физическую работоспособность, формирует правильную осанку, улучшает кровообращение и тонизирует мышцы стопы.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, игровой деятельности, на прогулке.
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Гимнастика ритмическая
Относится к оздоровительным видам гимнастики: общеразви-
вающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца.
Совершенствует работу органов дыхания, кровообращения, , формирует осанку, воспитывает стойкий интерес к физической культуре.
2 раза в неделю по со среднего возраста.
Программа «Танцевальная мозаика» С.А. Слуцкой;
программа «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной
программа по танцевально-игровой гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж.И. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной. Каждое занятие по определённой схеме. Обратить внимание на величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
Фитбол-
гимнастика
Используется для оздоровления и коррекции осанки. Помогает организовать оптимальные условия для правильного положения туловища и тренировки основных видов мышц и вестибулярного аппарата.
1 раз в неделю во второй половине дня, начиная со средней группы.
Проводится на специальных мячах. В средней группе – использование мячей не превышает 40% общей длительности занятия.
Степ-аэробика
Ритмические движения вверх и вниз по специальной степ-платформе. Развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, способствует развитию координации движений, укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Не более 2-х раз в неделю во второй половине дня, со старшего возраста.
«Лечебно-профилактический таней Фитнес-Данс» Ж.И. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной;
«Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет» Е.Н. Вареник. Нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке и её распределения с учётом здоровья детей.
Подвижные игры
Эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Оказывают разностороннее положительное воздействие на состояние основных жизненно важных физиологических систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, укрепляют опорно-двигательный аппарат, формируют правильную осанку. Положительно влияют на умственное развитие.
Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры должны быть доступными детям, подбираться в соответствии с программными требованиями, возрастом и индивидуальными особенностями детей, их количеством, местом и временем проведения. Важно, чтобы этот процесс носил системный и последовательный характер. Следить за дозировкой физической нагрузки.
Спортивные игры
Способствуют укреплению здоровья детей, совершенствованию всех систем организма: дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой. Развиваются быстрота, ловкость, выносливость, глазомер, ориентировка в пространстве, координация и точность движений. Формируются положительные взаимоотношения и эмоции.
Со старшего возраста на физкультуре, прогулке.
Используются только элементы спортивных игр и спортивно-игровых упражнений: городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис. Учитывать физическое развитие и подготовленность детей. Уделять внимание профилактике травматизма.
Оздоровительные игры
Предназначены для профилактики утомления, вызванного интеллектуальными нагрузками. Укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки.
В течение дня, не более 6 мин.
Не требуется специального помещения, наличия специального оборудования. Требуется лишь подготовленность педагогов.
Технология здоровья
В.Ф. Базарного
В её основе – комплексное воздействие, направленное на снятие утомления, психомоторного раскрепощения. Отмечается позитивная динамика развития дошкольников по многим показателям.
Подготовительная группа.
Используется схема зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию В.Ф. Базарного
Коррекция
Сказкотерапия
Форма познания и лечения души. Применяется в работе с детьми, имеющими нарушения речи, эмоциональные и поведенческие проблемы – неуверенность в себе, застенчивость, трвожность. Развивает способность понимать своё эмоциональное состояние, самоконтроль поведения, моторику речевого аппарата.
2 раза в месяц во второй половине дня, с младшей группы как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Обязательно присутствие ритуала – входа в сказку. Использование музыкотерапии. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребёнка.
Песочная терапия
Обеспечивает большой воспитательный и образовательный эффект. Усиливает желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать. Развивается тактильная чувствительность, познавательные функции, речь и моторика.
1 раз в неделю для всех возрастных групп.
Эффективна в работе с детьми, испытывающими трудности в эмоционально-волевой, коммуникативной сферах, в речевом развитии. При организации необходимо учитывать принцип постепенного погружения и выхода из игровой ситуации, а также подчинение единой линии сюжета.
Музыкотерапия
Метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы 2-4 раза в месяц, начиная со старшего возраста.
Предусматривается как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия.
Арт-терапия
Оздоровление психосферы ребёнка средствами воздействия различных видов искусства с использованием средств живописи, пластики, графики, аппликации. Развивают познавательные и творческие способности. Используются с целью коррекции имеющихся эмоциональных проблем индивидуального характера(агрессивность, тревожность, заниженная самооценка, застенчивость), коммуникативных проблем, детских страхов; коррекция детско-родительских отношений.
Сеансами по 10-12 мин., начиная со средней группы.
Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий.
Психогимнастика
Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. В её основе лежит использование двигательной экспрессии (жесты, мимика и т.д.)
1-2 раза в неделю, со старшего возраста.
Специальные методики Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, Р.В. Овчаровой.
Дети проявляют себя и общаются без помощи слов.
Фонетическая ритмика
Система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала. Используется с целью нормализации речевого дыхания, правильного произношения звуков в слогах, словах, словосочетаниях.
2 раза в неделю в музыкальном зале, начиная с младшего возраста.
Рекомендованы детям с проблемами речевого развития либо в профилактических целях.
15