РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Антонова Ирина Владимировна
п.г.т. Суходол (ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол)
"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других".
Б.Асафьев
Обучение изобразительному искусству в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В РФ принята Концепция модернизации образования, которая ставит новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющейся обществе, где постоянно возникает потребность в новых эффективных средствах обучения. Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства (из концепции художественного образования в Российской Федерации). Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современной школы.
Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой.
Таким образом, возникают противоречия между
-Необходимостью развивать у учащихся интерес к творчеству и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению;
- Законодательно установленной целью образования и традиционными образовательными технологиями;
-Декларируемыми развивающими формами образовательной деятельности и системой оценки, связанной с репродуктивными способами получения знаний.
Эти противоречия привели к проблеме:
Как развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства?
Цель работы: разработать систему уроков с использованием современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся.
Задачи:
1. Проанализировать современные тенденции формирования творческой активности на уроках изобразительного искусства, выявить и дифференцировать совокупность педагогических методов, определяющих эффективность обучения изобразительному искусству .
2. Разработать методические приемы формирования творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
3. Подобрать педагогический инструментарий для оценивания творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства .
4. Апробировать разработанную методическую модель и определить ее эффективность в формировании творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов: высокий уровень художественной выразительности, повышение интереса к изобразительному искусству, активизация творческой способности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Измерить творческие способности предполагается при помощи наблюдения, различных диагностических исследований: диагностика художественно-творческих способностей учащихся «5 рисунков» Н. Лепской, диагностика развития художественного восприятия у младших школьников А. Мелик-Пашаева, диагностики эстетического восприятия учащихся Е.Торшиловой и Т. Морозовой.
Чтобы шагать в ногу со временем на уроках и во внеурочное время использую современные педагогические технологии: педагогику сотрудничества, интеграцию разных видов искусства, личностно-ориентированные технологии, информационные технологии; здоровьесберегающих технологии, проектную технологию, рефлексия. Эти технологии помогают создать ситуацию успеха для учащихся ,повысить творческую способность.
Для формирования творческой способности на уроках изобразительного искусства предусматриваю нестандартные решения проведения уроков: уроки- познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью; уроки- конкурсы, «конкурсы эрудитов»: на уроках веду опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подвожу итоги, как усвоен материал теоретический, практический.
Считаю, что личностно - ориентированный подход изменяет: тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству); позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия в творчество.
Без активности и инициативы нет творческой личности. Активный, инициативный ребенок, безусловно, имеет больше возможностей для творчества. Я, как современный учитель, всегда нахожусь в поиске новых, более эффективных призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, навыков саморазвития и самообразования, стараюсь внедрять в свою практику новое, интересное, использую проектную методику. С какими методами обучения знакомимся: вербальные методы, демонстрация, практические методы, наблюдения, самостоятельная работа с литературой, конкурсы творческих проектов.
Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности ребенка. Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно - развлекательными возможностями.
В своей практике на уроках изобразительного искусства я активно использую здоровьесберегающие технологии. Цель: сохранение и укрепление здоровья школьников: - провожу разминку перед началом художественной творческой деятельностью, а также упражнения для зрения, гимнастики мозга, точечный массаж, физкультминутки.
Я считаю, что в моих силах создать условия для того, чтобы природные творческие способности школьников не утрачивались по мере их взросления, а развивались и в будущем нашли свое полезное применение. Стараюсь хвалить и поощрять ребят за каждое достижение. В итоге предполагаю увеличить количество участников в творческих конкурсах с 3% до 5%.
В результате внедрения технологии сотрудничества мы получили практический результат: создали с ребятами выставку их достижений. Это позволило убедиться в том, что все мои труды и старания не напрасны. В результате применения личностно-ориентированного подхода возросло качество знаний, повысился уровень обученности и воспитанности учащихся, увеличилось число побед в творческих художественных конкурсах. Данные приемы создают условия для развития креативных качеств личности и ориентированы на формирование творческих способностей учащихся.
Большое разнообразие приемов обучения дает возможность учителю выявить результаты усвоения обучающимися разных компонентов содержания художественного образования, контролировать уровень овладения различными видами учебной деятельности, способность воспроизводить и творчески применять знания.
Вывод: данная разработка комплекса педагогических условий обеспечивает эффективное развитие потребности в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека.
Данная работа интересна для использования в практической работе учителям изобразительного искусства образовательных школ, а также учителям – предметникам любых образовательных дисциплин, так как приемы данной технологии являются достаточно мобильными и гибкими.
Список литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001
2. Игровые методы и приемы в художественном образовании детей: Материалы городского научно-практического семинара /Под ред. О.П. Савельевой. - Магнитогорск, 2001.
3. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников: описание опыта, конспекты уроков. 1-6 классы / авт.-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Интернет источник: http://festival.1september.ru
5. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002.
6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
15