Интегрированный урок РЕПОРТАЖ С СЕВЕРА Урок окружающего мира в 1 классе Где живут белые медведи?, Урок технологии в 3 классе Брелок из соленого теста — Белый медведье
Пояснительная записка
Авторскиймедиапродукт: презентация на интерактивной доске
Тема: Где живут белые медведи? - 1 класс; Брелок из соленого теста «Белый медведь» - 3 класс
Предмет: окружающий мир; технология
УМК «Школа России»
Класс: 1,3
Оборудование:
презентация на интерактивной доске к уроку;
раздаточный материал: рисунки с животными;
раздаточный материал: листы с изображением Северного Ледовитого океана и Антарктиды;
глобусы;
кружки, треугольники для теста;
набор солнышек(веселого и грустного)
Минимальные требования к программным ресурсам:компьютер с колонками для прослушивания, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран или.
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме «Где живут белые медведи?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Где и когда?»
Технологическая карта изучения темы
Тема: Где живут белые медведи? Брелок из соленого теста «Белый медведь»
Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия» новых знаний Урок «закрепление» изученного материала
Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях. Повторение свойства, состава соленого теста, приемы работы с ним;
Усовершенствование навыков лепки из теста, проведение анализа готового изделия
Основные термины и понятия темы: Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс. Личностные результаты: -Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности;
- Проявление интереса к изучению темы;
- Проявление желания дарить подарок, который приносит радость;
Предметные результаты: - Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. - Использовать различные приемы лепки из соленого теста;
- Выполнять брелок из теста.
Метапредметные результаты: -процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
-формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
-процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов действительности .Выполнить учебное задание, используя план.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы
Русский язык (развитие речи, а именно составление рассказа о животном). Фронтальная, индивидуальная,
Групповая, парная.
1 этап: Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 класса Деятельность учащихся 3 класса
Учитель: Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ведь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики гостям нашего урока и улыбнитесь друг другу.
Ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно и уважать мнение друг друга.Успехов вам и удачи! На нашем уроке, как обычно, присутствуют Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. Они будут задавать вам вопросы и помогать делать выводы. Ученики настраиваются на работу.
II этап. Актуализация знаний
(игра на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.
А урок мы начнем со сказки «Старик – годовик»
Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.
Махнул старик – годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы.
Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были непростые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым светло, махнет другой – станет темным – темно.
(В. Даль)
- о чем говорится в сказке?
- какие времена года существуют?
На доске появляются таблички:
ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ
- Что у каждого времени года есть?
- оглянитесь вокруг, по классу развешаны все месяца года, распределите каждый месяц к его времени года.
- Пока первый класс работают, ребята третьего класса их проверяют, все ли они правильно делают.
Самооценка)- молодцы, ребята, вы справились отлично.
- Тут вдруг Муравьишка Вопросик задумался, а потом и спрашивает: есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно? А вы, ребята, как думаете?
- Сегодня на уроке мы найдём ответ на этот вопрос. А для этого отправимся в путешествие.
О временах года.
Зима, весна, лето, осень
Месяца
На стенах по классу развешаны карточки с названиями месяцев, ребята находят и прикрепляют на доску.
Ребята проверяют как правильно справятся уч-ся 1 класса, допущенные ошибки помогают исправить.
III этап. Постановка учебной задачи
(практическая работа с использованием глобуса)
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.
Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке спомощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана, Антарктиды, Северного и Южного полюсов.
- а какое время года у нас сейчас? (зима)
- тема нашего урока относится к этому времени года.
Итак, чтобы начать наш урок мы с вами должны определить тему нашего сегодняшнего урока. А что такое тема?
Часть темы урока открыта на доске, а вторую часть вы должны будете открыть сами, отгадав мою загадку.
Среди снегов и льдов не голодает.
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает.
От морозов согревает.
Итак, тема урока: «Где живут белые медведи?».
- Какие задачи мы поставим на урок? Что должны узнать в ходе урока?
- А так же, ребята, вы узнаете много нового, интересного о белом медведе и не только о нем.
Работа с учебником с.12
- чтобы подтвердить наши предположения, давайте заглянем в учебник и прочитаем, о чем нам скажет наш друг Муравей – Вопросик (с.12) . а ребята 3 класса познакомятся с планом работы на урок.
Работа с глобусом.
Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус –
Поможет славный школьный…
(У учителя на столе демонстрационный глобус).
Учитель: Определить место нашего путешествия поможет глобус. Вспомните, что такое глобус?
- Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло?
- Правильно. Давайте прочитаем, что написано на этих участках. Сначала на верхнем участке.
- Скажите, каким цветом на глобусе обозначают океаны?
-Почему же тогдаСеверный Ледовитый океан окрашен в белый цвет? Почему его так назвали?
- Правильно. Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом.
Океан покрылся льдом
Волны не бушуют в нём.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная
Царство холода и тьмы
Царство матушки – зимы.
Какой полюс в этом районе земли расположен?
(Учитель показывает на демонстрационном глобусе указкой Северный полюс).
- Теперь давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса.
- Вы уже, наверное, догадались, почему Антарктида тоже окрашена в белый цвет?
- Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Здесь тоже располагается полюс. Прочтите, пожалуйста, какой это полюс.
Как это «южный»? Разве на юге может быть холодно?
(Учитель показывает на демонстрационном глобусе указкой Южный полюс).
- Итак, Северный и Южный полюсы расположены на противоположных частях глобуса, то есть нашей планеты Земля.
А как вы думаете, где могут жить Белые медведи на Южном или на Северном полюсе?
Почему вы так решили? Тема – это о чем мы будем говорить на уроке.
белый медведь
Узнать, где живут белые медведи.
Читают текс в учебнике.
глобус
Глобус – это модель Земли.
(У каждой группы- глобус).
- Если основной цвет зимы белый, значит, предполагаем, что холодно там, где участки окрашены в белый цвет.
- Северный Ледовитый океан.
- Океаны обозначают голубым цветом.
- Потому что он покрыт снегом и льдом.
Северный полюс.
(Дети показывают Северный полюс на глобусах обратной стороной карандаша).
- Антарктида.
- Да, догадались, потому что Антарктида тоже покрыта снегом и льдом.
Южный полюс
Дети показывают Южный полюс на глобусах обратной стороной карандаша).Северном.
Высказывают свои предположения. Знакомятся с планом
IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)
(фронтальная беседа на основе презентации)
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение рассуждения; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
И так, мы отправляемся свами на Северный полюс.
Северный Ледовитый океан вместе с островами называют Арктикой.
Об Арктике нам расскажут наши старшие помощники, ребята 3 класса.
- Давайте узнаем, какие животные населяют этот холодный район Земли?
Откройте учебник на странице 12, рассмотрите иллюстрацию в левой части учебника.
Какое животное мы уже назвали?
Что знаете о нём?
Рассказать о Белом медведе, предоставляется 3 классу.
- Как вы думаете, почему шкура медведя не намокает?
- Клара и Даня предлагают провести опыт.
Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.
Отгадайте загадки и послушайте рассказы о других жителях Арктики.
Кому посвящена загадка?
Зверь клыкастый,
Вместо ног – ласты
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.
Шерсти я имею мало
Но среди полярных льдов
Жир у меня как одеяло,
Бережёт от холодов.
- Есть ли птицы в Арктике?
- Слово на доску. Прочитаем вместе.
- Почему её так назвали? Какое знакомое слово услышали? по морю
Вывод:
- Назовите животных Арктики?.- Чем они питаются?
- Как называют животных, которые питаются мясом и рыбой?
- Арктика – суровый, интересный, увлекательный край.
Помашите рукой жителям Северного полюса.
Физкультминутка
(Все дети встают около своих парт.ребята 3 класса произносят текст стихотворения, показывая движения).
Продолжение работы по теме.
- Мы отправляемся дальше, теперь на Южный полюс, в Антарктиду, а ребята третьего класса, решили погостить в Арктике и приготовить вам сюрприз.
Учитель: Ребята, прежде чем отправиться в Антарктиду, скажите, как вы себе её представляете?
- И так, мы с вами в Антарктиде!
Сообщение:
Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Холоднее места не найдешь во всём мире. Лето здесь холоднее нашей зимы. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего. Зимой температура опускается до -80 градусов.
А как вы думаете, в таких условиях могут жить животные?
- Конечно. Здесь тоже можно встретить разных представителей животного мира.
- Откройте учебник на странице 13, рассмотрите иллюстрацию в правой части учебника.
- Послушайте загадку и скажите, о ком идёт речь.
Птица он, но не летает,
Белый фартук надевает.
Ходит, бродит среди льдин
Замечательный….
- Ребята, а вы знакомы с пингвином? Что вы о нём знаете, расскажите.
Сообщение:
Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогают пингвинам переносить холод.
Крылья-ласты помогают им плавать, а ноги с перепонками, как у гусей и уток, служат им в воде рулём. Рост пингвинов около метра. Голова и спинка чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые.
- В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. Вот какая необычная птица живёт в Антарктиде.
Сообщение:
- Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард. У него пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и получил свое кошачье название.
- Охотятся они в основном в воде, где и разделываются со своей добычей.
- Как вы думаете, чем питается морской леопард?
- Морские леопарды питаются тем, что можно встретить в воде. Часто их можно встретить на льдинах мирно посапывающих.
Сообщение:
Альбатросы самые крупные из морских птиц, размах его крыльев достигает четырёх метров. В поисках пищи альбатросы улетают в открытое море. Целыми днями без устали эти красивые птицы хватают с поверхности воды рыб и медуз. Альбатросы могут жить очень долго
Сообщение:
Самое крупное животное во всем мире – это синий кит. Встречается у берегов Арктики и Антарктиды. Размеры его тела настолько велики, что на своей спине он может поместить семь слонов.
Вывод:
- Итак, какие холодные районы Земли вы теперь знаете?
- Правильно, на нашей планете Земля есть два холодных района – это Северный Ледовитый океан и Антарктида. белый медведь
Высказывают предположения.
морж
тюлень
поморник
Высказывают предположения
Да
Пингвин
Рассказывают, что знают о пингвинах.
Мы знаем два холодных района Земли: Антарктида и Северный Ледовитый океан. Сообщение:
Арктика – суровый край. Зима – долгая. Солнца не видно, с середины октября до конца февраля царит полярная ночь.
Лишь изредка полыхает в небе северное сияние.
Несмотря на то, что на Северном полюсе всегда снег и лёд, там бывает лето. Но оно довольно холодное и короткое, снег не успевает растаять.
Сообщение:
(Белый медведь – самый крупный хищный зверь на Земле. Он живет только в Арктике. Всю жизнь он проводит во льдах. Медведь хорошо умеет плавать и нырять и, может провести под водой несколько минут. Питается тюленями, рыбой, птицами. Его вес около 700 кг. Когда приходит пора обзаводиться потомством, медведица забирается в снежную пещеру. Новорожденные медвежата по размеру похожи на только что родившегося котенка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают)Белый медведь – хозяин Северного полюса. Тёплая шуба и толстый слой подкожного жира не дают замёрзнуть и помогают плавать. А шкура даже не намокает.
Проведём опыт. Цель опыта доказать, почему шкура медведя не намокает?
Пододвиньте лоточки.
Покажите правую руку, указательный палец.
Окуните палец в чашку с водой.
Достаньте. Каким стал палец?
Смажьте средний палец жиром.
Окуните средний палец в воду.
Достаньте. Понаблюдайте за каплями воды на среднем пальце.
Сделайте вывод.
Почему шкура не намокает? ( шкура медведя не намокает, так как смазана жиром)
Протрите пальчики салфеткой.
Сообщение:
Моржи живут в Арктике. Эти великаны не боятся белых медведей. Хотя у моржа острые могучие клыки, сам по себе он безобидный. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из дна раковины и съедать их содержимое.
Сообщение:
Тюлень –это обитатель Арктики. Он питается рыбой. Тюлень хорошо плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему нужен воздух и тогда он выныривает на поверхность, чтобы сделать вдох. А здесь его и поджидают белые медведи.
Сообщение:
Поморник- хищная птица, ест рыбу, птичьи яйца и птенцов.
Даня
А теперь,
Все дружно встали
и как мишки зашагали,
Будем делать повороты Выполняйте все с охотой.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Клара
Бело-чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И быстрее побежали.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Приступают к своей работе по плану.
Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)
(Работа в парах)
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; умение составлять предложения на основе опорных слов, готовность слушать собеседника.
Учитель: Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения как нужно работать в паре.
- Мудрая Черепаха приготовила нам очень любопытный вопрос:
« Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Почему?
- Итак, куда мы прикрепим белого медведя? (на Северный Ледовитый океан).
- Куда мы прикрепим пингвина? (на Антарктиду).
- А где живут другие животные?
- Ваша задача распределить животных и отправить их на свою землю, тем самым, мы проверим вашу внимательность и память.
- Работать будем в парах, один отправляет животного на Северный полюс, другой на Южный полюс. Готовы? Начали.
- Для проверки откройте страницы учебника 12 – 13, посмотрите внимательно иллюстрации: верно ли вы выполнили задание?
Самооценка.
- Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.
На партах карта и животные, ребята должны разместить животных по своим регионам.
По парам ребята выходят и распределяют по одному животному по полюсам.
Дети открывают учебники и осуществляют проверку.
VI этап. Практическая работа.
Аппликация из крошки ниток «Белый медведь»
Цель этапа:
Формируемые УУД:
Посмотрите, какого медвежонока приготовила я для вас! (демонстрация аппликации)?Хотите с собой на память взять такого медвежонка?
Давайте сделаем его сами.
Приступаем к работе. Не забываем про технику безопасности при работе с клеем.
- Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей.
Самооценка.
- А что же нам приготовили ребята третьего класса? Оцените свою работу и покажите всем. ПЛАН РАБОТЫ:
Возьми белые шерстяные нитки.
Намажь медведя клеем ПВА и наложи резаные нитки.
Медведь готов.
Дети выполняют аппликацию, следуя плану.
(Ребята демонстрируют поделки и дарят их гостям.)
V. Обобщение и закрепление. (Контроль).
(Игровая ситуация)
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игры.
Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.
Учитель: Сейчас мы с вами проверим, что же вы запомнили с урока. И проверим ваши знания с помощью игры «Да – Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говориться, то на парту вы выкладываете кружок, если вы нем согласны, то выкладываете треугольник.
На доске запись:
- ДА - НЕТ
Учитель читает предложения:
- Арктика - это Северный полюс? (Да)
- В Арктике теплая погода? (Нет)
- В Арктике можно увидеть Северное сияние? (Да).
- Антарктида – это Южный полюс? (Да).
- Белые медведи живут в Арктике? (Да).
- Пингвины тоже живут в Арктике? (Нет)
- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (Нет)
Сравните ваши ответы с эталоном.
На слайде появляется цепочка правильных ответов.
Кто на все вопросы ответил правильно?
Кто допустил ошибки? Давайте, их исправим.
Самооценка.
- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. Мудрая Черепаха очень довольна вами, и приготовила вам последнее задание.
- На слайде текст с пропущенными словами, вставьте их.
Текст:
«На Земле есть холодные районы - ______________________________________ и _______________. Там живут разнообразные _____________. Они хорошо приспособились к ____________ условиям».
А теперь прочитайте в учебнике на с. 13 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своими текстами.
Дети читают и вставляют слова в текст.
«На Земле есть холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида. Там живут разнообразные животные. Они хорошо приспособились к суровым условиям». VII этап. Рефлексия.
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
Посмотрите на свои оценки и скажите, все ли у вас получилось?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Может кому – то нужно над чем - нибудь поработать?
А я, ребята, очень довольна вами и вашей работой на уроке.
Все что мы сейчас скажем, давайте сложим вот в этот рюкзак
- Продолжите предложения: (ребятам дается картинка – рюкзак, на партах наклеены начатые предложения, ребята заканчивают предложение и передают рюкзак другому.)
- Молодцы! Вы оказались внимательными, наблюдательными, выносливыми и дружными . Мне хочется поблагодарить вас за урок, 1 класс – за работу, а 3 класс – за подготовку и работу на уроке. Молодцы!
VII. Домашнее задание.
Нарисовать рисунки на тему:
I – вариант «Мы на Северном полюсе».
II – вариант «Мы на Южном полюсе». В течение 2 минут дать возможность высказаться детям.