Внеурочная деятельность по ОБЖ – важнейшее условие реализации системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС
Внеурочная деятельность по ОБЖ – важнейшее условие реализации системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения;
формирование социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
формирование УУД – задача, сквозная для всего образовательного процесса (урочная, внеурочная деятельность);
формирование УУД обязательно требует работы с предметным или междисциплинарным содержанием;
образовательная организация в рамках своей ООП может определять, на каком именно материале (в том числе в рамках учебной и внеучебной деятельности) реализовывать программу по развитию УУД;
специфика подросткового возраста заключается в том, что возрастает значимость различных социальных практик, исследовательской и проектной деятельности, использования ИКТ;
отход от понимания урока как ключевой единицы образовательного процесса (говорить о формировании УУД можно в рамках серии учебных занятий, сочетающих урочные, внеурочные формы, а также самостоятельную работу учащегося).
Таким образом, в современных условиях, когда количество часов, отведенных на предмет ОБЖ, мало, огромную роль приобретает внеурочная деятельность.
Анализ научной литературы и исследований, посвященных внеурочной работе, позволяет сделать вывод о том, что постепенно развивается и обогащается педагогическая практика организации внеурочной работы в общеобразовательной школе.
В контексте функций и задач, которые решает в своей деятельности преподаватель ОБЖ, следует обратить особое внимание на организацию внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности в школе.
Среди направлений и форм работы можно выделить следующие.
Внеурочная учебная работа с учащимися. Формы работы:
Организация учебных сборов;
Индивидуальные занятия;
Факультативы;
Кружки;
Экскурсии.
Внеурочная воспитательная работа с учащимися.
Формы работы:
Индивидуальная – превентивная и оперативная помощь;
Групповая – классные часы, коллективные воспитательные дела, викторины, конкурсы и т.д.;
Массовая – музейное дело, проведение тематических дней (День здоровья, День призывника, День Защитника Отечества, Всемирный день борьбы с курением, День Защиты детей и т.д.), тематических недель, массовые мероприятия (военно-спортивные игры и т.д.) Работа с родителями по вопросам воспитания культуры безопасности.
Формы работы:
Беседы;
Консультации;
Тематические родительские собрания;
Лектории;
Акции.
Работа с педагогами, администрацией ОУ.
Формы работы:
Индивидуальная – беседы, консультации, помощь классным руководителям, учителям-предметникам по планированию мероприятий по ОБЖ на этапе перспективного планирования; содействие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по темам ОБЖ;
Групповая – совещания с администрацией ОУ по согласованию мероприятий по вопросам обеспечения безопасности ОУ, взаимодействие при проведении мероприятий по ОБЖ; выступления на педагогических советах, совещаниях, методических объединений учителей по вопросам планирования общешкольных мероприятий по БЖ, интеграции тем с другими предметами, военно-патриотического воспитания, воспитания здорового образа жизни школьников, подготовки юношей к военной службе и военно-профессиональной ориентации и др.; КШУ при подготовке объектовой тренировки по гражданской обороне в День защиты детей.
Огромную роль в достижении целей внеурочной деятельности учителя ОБЖ принадлежит организации интеграционного взаимодействия. Субъектами взаимодействия в образовательном пространстве являются: школьная администрация, учителя–предметники, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, технический персонал. Субъектами социального взаимодействия выступают органы управления образованием, родительская общественность, МЧС, ГИБДД, медицинские учреждения, учреждения культуры, профессионального образования, социальной защиты, молодежной политики и др.
В каждом образовательном учреждении необходимо разрабатывать и реализовывать свой собственный вариант внеурочной деятельности с учетом имеющихся условий (кадровых, материальных, технических, организационно-методических и др.), а так же проектировать системы воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию, военно-профессиональной ориентации, воспитания культуры здоровья, пожарной безопасности и др.
При проектировании и реализации системы внеурочной деятельности (либо воспитательной работы) учителю ОБЖ важно следовать следующему алгоритму действий:
1. Осуществить целеполагание предстоящей внеурочной деятельности. Формулировка цели и задач возможна после объективной оценки особенностей школьников и школьного коллектива, заключающейся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке. Изучение осуществляется с помощью методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение, анализ нормативных документов по образованию.
Осуществляя целеполагание, необходимо учитывать:
Традиции и особенности школы;
Особенности обучающихся, кадровый, материально-технический потенциал школы, нормативно-правовую базу;
Особенности самого учителя и педагогического коллектива в целом: интересы, склонности, установки, наличие инновационного потенциала;
Ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели. Ожидаемые результаты при этом должны быть диагностичны.
2. Создать модель системы предстоящей внеурочной деятельности. Для этого необходимо:
Определить цель, задачи, ведущие принципы и подходы, ожидаемые результаты;
Выделить направления деятельности, определиться с содержанием, формами работы;
Продумать, чья помощь может понадобиться в реализации конкретных мероприятий;
Графически определить модель системы внеурочной деятельности.
Важно помнить, что ценным является не то, что систематизировано и научно обоснованно, а то, что получено в результате реализации системы. Поэтому, следующий шаг – практическая реализация системы внеурочной деятельности.
3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной внеурочной деятельности в реальном педагогическом процессе. Достижению ее эффективности способствует своевременность и качество детального планирования и программы реализации внеурочной деятельности.
4. Анализ проведенной работы для выявления ее эффективности. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей деятельности. Как измерить эффективность внеурочной деятельности? Необходимы критерии и показатели. Наиболее часто используют ряд имперических методов: наблюдение, беседы, опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их не только выявление определенных качеств личности и индивидуальности каждого воспитанника, общественного мнения и отношений воспитанников к чему- либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы). Важным критерием успешности проведенной работы также являются и достижения участников образовательного процесса.
Таким образом, применение системного подхода при создании внеурочной деятельности и их управлении позволяют учителю ОБЖ целенаправленно реализовать профессиональные функции, связанные с личностным развитием обучающихся.
За годы моей работы в школе сложилась некая система внеурочной работы по ОБЖ с учетом традиций и особенностей школы, которая стала неотъемлемой частью и содействует реализации общих целей воспитательной системы школы. (Приложение 1). Предусмотрены все направления внеурочной деятельности:
- внеурочная учебная,
- внеурочная воспитательная работа с учащимися,
- работа с родителями,
- работа с педагогами.
Внеурочная учебная
Большое значение во внеурочной деятельности преподавателя ОБЖ занимает и внеурочная учебная работа с учащимися – подготовка рефератов, исследований, образовательные экспедиции, в рамках которых совершаем походы, экскурсии. Например, в 6 классе при изучении тем «Автономное существование человека в природе» обязательная практическая работа в природе: организация укрытия, разведение различных видов костров, приготовление пищи и т.д. В 9 классе при изучении темы РСЧС – обязательное посещение ПЧ.
Участвуем во всероссийской олимпиаде школьников, конкурсах, выступаем с исследованиями на научно-практических конференциях.
Все больше привлекаю детей к проектной деятельности. Во время учебных сборов выполняли такие проекты: способы разведения огня без спичек, способы очищения воды.
Дополнительное образование: туристско-краеведческое объединение «Юный турист», «Светофор».
Группа активистов занимается выпуском школьной газеты «Пружинка», которая также использует свой потенциал в формировании навыков и получении знаний по ОБЖ. «Советы ХАКИ» - так называется рубрика, в которой выходит материал по ОБЖ как для родителей, так и для учеников. Газеты могут быть и тематическими: по экологии, правам ребенка, к Дню Победы, Дню Защитника Отечества и т.п. Героями становятся наши ученики, учителя, жители, воины запаса, солдаты. В 2014 г приняли участие в республиканском конкурсе журналистских работ и школьных печатных изданий. Газета заняла первое место. Среди индивидуальных участников наша ученица также заняла 1 место за работу «Будни пожарного».
С воспитанниками объединения «Юный турист» ходим или выезжаем на экскурсии, в походы, в рамках походов посещаем музеи, другие исторические и культурные объекты. Начинали с выходов в окрестности, учились туристско-бытовым навыкам, очищали лес. Сейчас география походов расширилась. В походах выполняем экологическую и краеведческую работу. По итогам походов создаем отчеты, фото-презентации, выпускаем листовки, разрабатывают эколого-туристические маршруты и проекты. Нами создан эколого-туристический маршрут «Дорога жизни», в 2014 г реализовали большой для нас проект «Школа туризма» для учащихся школ района. Являемся участниками туристско-краеведческого движения «Моя Удмуртия», организуем туристские сборы, участвуем в районных соревнованиях и конкурсах, организуем школьные соревнования, опытные ребята бывают судьями на этапах. В 2013 г. принимали участие во Всероссийском туристско-краеведческом слете в Кемерово.
В начальной школе по программе нет уроков ОБЖ, поэтому в школе для них реализуется программа дополнительного образования «Светофор», которая включает вопросы по изучению ПДД, пожарной безопасности, в быту, на улице.
2. Внеурочная воспитательная деятельность (основанная на традициях школы) реализуется по трем направлениям: групповая, массовая, индивидуальная. К групповым формам относятся:
- классные часы по ЗОЖ, профилактике употребления психоактивных веществ, антиэкстремистской и антитеррористической деятельности, безопасности на водоемах и т.п. - - беседы, инструктажи по ТБ;
- уроки безопасности (пожарной и на дороге);
- блиц-занятия (пятиминутки);
- викторины, эстафеты;
- мастер-классы
Учебный год начинается с реализации месячников гражданской защиты, безопасности детей, акции «Внимание, дети». В их рамках в школе проводится много мероприятий: беседы-инструктажи с работниками и учащимися, оформление уголков, проведение соревнований и т.п.
Самыми важными бывают вопросы правил дорожной и пожарной безопасности. В связи с этим в школе проходят День Знаний ПДД и День пожарной безопасности. По традиции в эти дни Уроки безопасности проводятся в 1 классе. На уроке «По дороге безопасности» первоклассники обсуждают, почему важно знать ПДД, причины аварий на дороге, учатся правильно садиться в автобус и выходить из него, как правильно идти по дороге, и переходить ее. Во 2-4 классах проходят практические занятия на улице «Я – пешеход, я - пассажир», где ребята вспоминают правила посадки, выхода из автобуса, поведения в автобусе, на дороге. В 5-9 классах по ПДД проходит пятиминутка «Помни о безопасности на дороге», викторины, эстафеты, встречи с сотрудниками ГИБДД, организуются просмотры и обсуждение видеороликов на тему «Ребенок и дорога» - об ошибках на дороге, о причинах ДДТТ.
На Уроке пожарной безопасности первоклассники выясняют, какой бывает огонь, почему возникают пожары, узнают, что такое эвакуация, учатся правильно вести себя при возникновении пожаров, эвакуироваться из здания. С ребятами проводятся беседы, КВНы, эстафеты, соревнования, конкурсы, на которых учащиеся «вызывают» пожарных, «испытывают» себя в роли пожарных и эвакуирующихся при пожаре.
В этом году проведено мероприятие - круглый стол «Как избежать пожара» с привлечением пожарного инспектора. На данном мероприятии учащиеся находили ответы на ряд вопросов, касающихся пожаров. Инспектор дополнял ответы детей о причинах пожаров в нашем районе, об основных ошибках людей при возникновении пожара, дал рекомендации по профилактике пожаров, о правилах поведения при пожаре, пользовании огнетушителем.
В рамках мероприятий организую просмотры фильмов. Обязательным этапом месячника является тренировка по эвакуации из здания при обнаружении пожара. Все выявленные ошибки анализируются как с учащимися, так и с персоналом школы.
Крупным мероприятием сентября бывают соревнований «Школа безопасности», Важным их моментом является то, что принимает участие вся школа – все учащиеся, учителя, техперсонал. Условия соревнований такие, что каждый ученик, независимо от группы здоровья, может принять в них участие. Команды формируются сборные – с 1 по 9 класс. Традиционно готовят трассу и бывают судьями ученики 8,9 классов или участники туристского объединения. Капитанами команд становятся наиболее опытные ребята, принимавшие участие в районных или республиканских мероприятиях данной направленности. Такая традиция способствует формированию положительной мотивации в обучении ОБЖ, обучению безопасным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения, способствует формированию таких качеств как взаимовыручка, товарищество и т.п.
Следующее важное событие во внеклассной работе по ОБЖ – месячник «Подросток». Используются групповые и массовые формы работы по формированию ЗОЖ, профилактике вредных привычек и т.д. Вот уже на протяжении нескольких лет в осенние каникулы организуется оздоровительный лагерь туристско-краеведческого или гражданско-патриотического направления: «Родные просторы», «Школа туризма», «Мальчик, мужчина, Защитник».
В феврале - месячник гражданско-патриотического воспитания школьников. В его рамках решаются важные задачи внеклассной работы по ОБЖ – профориентация, приобретение навыков, необходимых на военной службе (строевая подготовка, стрельба, сборка и разборка автомата), воспитание культуры здоровья, безопасности, нравственной культуры и т.д. Для подготовки к участию в мероприятиях военно-патриотического направления привлекаются воины запаса – выпускники школы. Традиционными и популярными мероприятиями являются общешкольная военно-спортивная игра «Зарница» и участие в районных соревнованиях «Слет юнармейцев», акции «Во славу Отечества».
В марте – День защиты детей. Обязательны тренировки по действиям в ЧС, тестовые задания, викторины, мастер-классы с привлечением для их проведения учащихся старших классов, соревнования по спасательным работам и т.д. – наиболее эффективные формы внеурочной работы по ОБЖ. В День Защиты проводятся соревнования и игры по оказанию самопомощи, действиям при возникновении пожара, при обнаружении подозрительного предмета, туристическим навыкам
Апрель-май - месячник пожарной безопасности. Проводятся конкурсы рисунков, плакатов, сценки-импровизации, выпуск газет, буклетов и т.д.
Кроме этого, в течение года проводятся акции, инструктажи (в т.ч. видеоинструктажи): по безопасности на водных объектах, антитеррористической деятельности, экологии, профилактике ДДТТ, бытового и школьного травматизма. В школе имеются уголки безопасности. На классных часах и уроках проводятся блиц-занятия (минутки безопасности), в апреле – проведение зачета по правилам ДД (в рамках недели безопасности дорожного движения), проведение соревнований «Безопасное колесо» в мае – июне, участие в районных соревнованиях.
Летом трудоустраиваем подростков по программам трудоустройства, которые разрабатываем совместно с учащимися: «Живи, родник» (по благоустройству родников), «Чтобы помнили» (по благоустройству памятника).
Все эти мероприятия включены в систему воспитательной работы школы.
Выше были перечислены групповые и массовые формы работы, используемые в школе. Также очень важны и индивидуальные формы. Обычно они не планируются заранее, организуются учителем ОБЖ при необходимости их использования. Основанием для их применения служат анализ сложившейся ситуации, результаты наблюдений за жизнедеятельностью детей. В основном используемые формы направлены на коррекцию ценностно-потребностной сферы обучающихся. Примеров ситуаций можно назвать множество (драка в классе, вопросы гигиены с девочками или мальчиками, неправильное поведение учащегося в школе, на дороге, на улице, в общественных местах, долгие прогулки в вечернее время и т.д.).
Вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность составляет 100 %.
Но самое главное, какие бы мероприятия не проводились и какого бы качества они ни были, результата не будет, если в повседневной, обыденной жизни, правила безопасного поведения участниками образовательного процесса соблюдаться не будут. Это самый главный критерий, по которому определится уровень сформированности навыков безопасного поведения. Один учитель ОБЖ никогда с этим не справится! Поэтому, необходимо в этом направлении иметь союзников.
Первым союзником в этом будут родители. Работа с родителями начинается с 1 класса. Первого сентября учитель убеждает родителей в том, что они, в первую очередь, ответственны за жизнь своего ребенка, о том, как важно родителям быть для малыша примером, в том числе в вопросах безопасности. Всем родителям раздаются памятки по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге, в быту, на улице. На общешкольном родительском собрании в сентябре учитель ОБЖ обязательно проводит беседу или дает практическое задание по выявлению каких-либо опасных ситуаций, которые могут возникнуть с ребенком. В течение года вопросы безопасности детей рассматриваются и на классных родительских собраниях и мероприятиях. В мае на итоговом общешкольном собрании учитель ОБЖ вновь «напоминает» родителям о важности контроля за поведением ребенка на дороге, на водоемах, на улице, в транспорте, и профилактике криминогенных ситуаций. Причем, эти напоминания проходят не просто в виде зачитывания правил, а в разрешении или обыгрывании смоделированных ситуаций, рассмотрении ярких примеров и т.п.
Другим союзником, конечно же, станут педагоги. Но учитель ОБЖ должен хорошо подковать педагогический коллектив. Для этого им проводятся консультации, учения, организуются тренировочные занятия и т.п.
.
Литература.
1. Акимова Л. Внеурочная деятельность учителя ОБЖ / Основы безопасности жизнедеятельности – 2009. - № 9 – С. 25 – 30.
2. Должностная инструкция. Преподаватель-организатор безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки.
3. Купецкова В.Ф. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении.: Автореф. дис. канд. пед. наук. – 25 с.
4. Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»: Сб. мат. Всерос. научно-практ. конф. – М.: Издательство «Русский журнал», 2007. – 204 с.
5. Маслов А.Г. Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде. Автореф. дис. канд. пед. наук. – 18 с.
6. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности.: Автореф. дис. канд. пед. наук. – 18 с.
7. Приложение к письму Минобрнауки России от 27.04.07 № 03-898 «О Методических рекомендациях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"»