Доклад на тему: «Активизация творческого потенциала учащихся при помощи современных педагогических и информационных технологий»
«Активизация творческого потенциала учащихся при помощи современных педагогических и информационных технологий»
Активизировать творческий потенциал учащихся можно при помощи различных педагогических технологий, но в век цифровых технологий наиболее эффективно это осуществить при помощи информационных технологий. Мультимедиа – это средство или инструмент познания, которое способствует развитию мотивации, получению навыков, накоплению фактических знаний. Информационные технологии в преподавании предметов общеобразовательного цикла применимы на разных этапах урока и как наглядное пособие, и как средство формирования учебных и исследовательских навыков у учащихся, и как эффективный способ проверки знаний.
Этапы урока:
Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач урока.
Устный опрос с целью установления смысловых отношений между
предыдущими знаниями со знаниями, предъявляемыми на данном уроке.
Работа с книгой, как с источником информации.
Объяснение теоретического материала преподавателем.
Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования навыка..
Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.
Упражнения на перенос в сходную ситуацию.
Упражнения творческого характера.
Домашнее задание.
Мультимедийная поддержка может быть осуществлена как на протяжении всего урока, так и на отдельных этапах урока.
На протяжении всего урока.
Вся информация может быть представлена в виде презентации, содержащей название урока, его цели, названия этапов урока, часть материала электронного учебника, изучаемого на данном уроке.
Мультимедиа-презентация позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся и воздействует более чем на один орган чувств.
Но не всегда целесообразно применять презентацию на протяжении целого урока. Иногда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным его этапам. Для этого более уместно вывести отдельные элементы на экран: вопросы для повторения предыдущего материала, информацию по новой теме в виде электронного учебника, задания для повторения и закрепления новой темы.
Геометрия. На уроках геометрии от учащихся требуется не только знание теорем, определений, но и умение доказывать теоремы, решать задачи. Все это невозможно без четкого представления учащимися геометрического объекта, с помощью которого должны быть выполнены поставленные задачи. Поэтому одной из главных задач уроков стереометрии является развитие у учащихся пространственного воображения. Эта задача решается при помощи выполнения наглядного, точного рисунка, который обеспечивает решение задачи на тридцать процентов. Ни одно средство наглядности не способно обеспечить возможности рассмотреть геометрический объект в пространстве, всех его составляющих, особенностей, кроме современных компьютерных технологий. Только интерактивная модель объекта позволяет повернуть геометрическое тело так, чтобы можно было в полной мере представить его особенности и свойства.
Компьютерный диск «Стереометрия 10-11»
Компьютеризация разных этапов урока может быть осуществлена в рамках материала, имеющегося в наличии у конкретного преподавателя. Огромное учебно – методическое значение, как пособие для преподавателя и учащихся, на уроках стереометрии обеспечивает диск «Стереометрия 10-11», содержащий электронный учебник всего курса «Стереометрии», более 4000 задач с указаниями к решению, около 3000 интерактивных чертежей, стереоконструктор и задачи с функцией самопроверки для проведения зачетов по все темам.
Этап «Объяснение теоретического материала преподавателем».
Электронный учебник содержит модели и чертежи понятий, аксиом и теорем, их доказательства. Задача применения данного вида наглядного пособия состоит в том, чтобы разнообразить формы изложения материала на уроке с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, для развития пространственного воображения учащихся. Модели, представленные в электронном учебнике, можно не только увидеть, но и поворачивать, изменяя угол обзора для лучшего просмотра выделенных элементов рисунка.
Например, по теме «Цилиндр» электронный учебник предлагает разделы «Определения», «Теоремы».
Раздел «Определения» объединяет десять определений цилиндра и его составляющих, касательной плоскости цилиндра, осевого сечения цилиндра, равностороннего цилиндра. Каждое определение иллюстрировано интерактивным рисунком, краткой записью формулировки определения и звуковым сопровождением.
Раздел «Теоремы» представлен пятью теоремами, состоящими из рисунка, формулировки теоремы и ее доказательства. Особенностью доказательства является то, что на каждом его этапе рисунок дополняется или изменяется, можно повторить то, что осталось непонятым.
Этап «Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции».
Электронный учебник содержит задачи различных уровней сложности ко всем темам курса «Стереометрия». Задачи снабжены интерактивной моделью, решением.
Например, задача № 1 к теме «Параллельность в пространстве» снабжена интерактивным рисунком (плоскости, отрезка, параллельных отрезков, проведенных из трех точек отрезка к плоскости), записью дано при помощи математических символов и окошком для записи ответа. Учащийся имеет возможность не только решить задачу, но и сразу узнать, правильный ли он дал ответ на поставленный в задаче вопрос. Это обеспечивается при помощи функции самопроверки, которой снабжена каждая задача электронного учебника. Данный вид наглядного пособия больше всего подходит для проведения тренировочных упражнений по данной теме с переносом в сходную ситуацию.
Этап «Закрепление нового материала».
Чаще всего закрепление изученного материала целесообразнее проводить в форме тестирования. Как же осуществить тестирование, когда ответ на поставленный вопрос нельзя дать однозначно. Вот один из вариантов, как можно осуществить проверку знаний учащихся при решении задачи, требующей выполнения нескольких действий.
Задача на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции.
Найдите наименьшее значение функции у = хі + 3хІ -9х.
Чтобы ответить на вопрос, учащийся должен выполнить следующие действия:
Найти производную функции,
Приравнять ее к нулю и найти х,
Подставить полученные значения х в исходную функцию и вычислить эти значения функции,
Выбрать наименьшее из полученных заначений.
Даже при перечислении этих действий возникает путаница. Разработанный мною тест позволяет учащимся отработать порядок пошагового решения.
Этап « Упражнения на перенос в сходную ситуацию».
В образовательную коллекцию «Стереометрия» входит раздел «Зачет», имеющий в своем арсенале 364 задачи различных уровней сложности. Преподаватель имеет возможность комплектовать зачетный уровень от одной задачи до двадцати восьми по каждой теме, тем самым обеспечивается индивидуальный подход к обучению и оценке знаний и умений учащихся. Такие возможности данного диска целесообразно использовать при проведении зачетов, а так же при проведении закрепления изученного теоретического и практического материала на уроках геометрии.
Физика. Применение мультимедийных технологий на уроках физики отличаются тем, что при помощи компьютерных технологий учащийся имеет возможность смоделировать и наблюдать такие процессы и явления, которые в обычной жизни не только не возможны, но и опасны для здоровья. Например, переход электронов с одного энергетического уровня на другие возможные уровни, явления интерференции, дифракции, дисперсии на уровне волн и т. д.
Астрономия. Эта наука оперирует такими понятиями как планеты, звезды, галактики и т. д. Учащимся порой просто даже трудно представить, что во Вселенной происходят явления, действуют законы, которые противоречат «очевидным» на Земле вещам. Например, звезда, взрываясь, не разлетается во все стороны, а обрушивается внутрь себя, превращаясь в черную дыру. Понять суть происходящего в космосе помогают компьютерные модели Вселенского взрыва, образования галактик, звезд, поведения многих объектов космического пространства.
Применение современных технологий способствует формированию у учащихся более глубоких знаний, умений, самостоятельности при получении и проверки знаний, любви к предмету, повышает мотивацию обучения.
Внеурочная деятельность. Большое значение мультимедийная поддержка имеет при подготовке и проведении внеурочных мероприятий: предметных недель, выпуска предметных и праздничных газет, подготовки других мероприятий. В чем это выражается? Поиск и отбор материала учащимися и преподавателем, изготовление презентаций, оформление газет, работа учащихся с цифровой аппаратурой, обработка фотографий и видеоклипов. Все это, во-первых, способствует формированию у учащихся многих полезных навыков, во-вторых, приобретению ими новых знаний, в-третьих, способствует формировании эстетического вкуса, любви к предмету.
Проектная деятельность учащихся.
Компьютер не только мощное средство наглядности при обучении, но и средство формирования многих умений учащихся, их эстетического восприятия и культуры. При работе с электронными энциклопедиями, справочниками, в Интернете у учащихся формируются исследовательские навыки. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
В ходе работы над проектом, учащиеся изучают определенной тематики материал, анализируют его, систематизирую, делают выводы и оформляют отчет в том виде, который для них наиболее приемлем.
Как проходит реализация творческого потенциала учащихся при работе над проектом. Преподаватель формулирует тему проекта, его цель и задачи, определяет источники получения информации. Учащиеся, руководствуясь указаниями преподавателя, осуществляют поиск необходимой информации, с помощью учителя, отбирают наиболее содержательный материал, систематизируют его, делают выводы и оформляют отчет о проделанной работе в виде доклада и презентации. Конечно, эту работы может выполнить как один учащийся, так и группа учащихся. Все зависит от уже имеющихся у них исследовательских навыков. В группе один собирает материал, другой его систематизирует, третий – оформляет отчет.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15