Статья Метод дискуссии на уроках литературы в рамках личностно ориентированного обучения
Метод дискуссии на уроках литературы
в рамках личностно ориентированного обучения
Метод дискуссии является важным в развитии личности обучающегося, в организации его самопознания. Он обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных примеров в коммуникативном поведении и в отношении к себе.
Данный метод может использоваться при анализе учебных ситуаций. Он строится на типовых примерах, учит навыкам использования практических правил и позволяет обучающимся извлекать принципы из анализа конкретных ситуаций.
Остановимся на некоторых моментах, которые необходимо учитывать при проведении процедуры обсуждения, чтобы организовать эффективно дискуссию.
Не следует принуждать обучающихся следовать тому порядку мыслей, которые являются главными с точки зрения учителя. Школьники должны действовать по порядку, продиктованному их собственными интересами.
Не нужно настаивать на обсуждении только тех идей, которые важны по мнению педагога. Следует позволить развивать дискуссию в направлении проблем, возникающих в понимании обучающихся во время их диалога.
Необходимо отказаться от многословного обсуждения относительно спорных или незначительных вопросов в ущерб более крупным идеям, частью которых те являются.
Следует подкреплять теоретические идеи практическими примерами, а также поощрять обучающихся высказывать собственное мнение.
Важно при организации дискуссии на уроках литературы научить школьников внимательно слушать других участников дискуссии. При этом педагог обязан ободрять обучающихся, когда они находят аргументы (подтверждения) своим убеждениям.
Таким образом, метод дискуссии играет огромную роль в обучении подростков, так как:
- развивает субъективную активность, умение слушать,
- показывает многозначность решения тех или иных проблем,
- повышает мотивацию включения в решение проблем,
- дает возможность аргументировать свое мнение,
- удовлетворяет потребность в самовыражении.
15