Статья на тему Приемы и технологии, применяемые на уроках математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения


Вакуленко Ольга Борисовна
ФГАУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВИРСИТЕТ
им. В.И. ВЕРНАДСКОГО» ГУММАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ г. Ялта
Приемы и технологии, применяемые на уроках математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения Термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе. Тем не менее, содержание этого понятия остается до сих пор весьма проблематичным, а ответы на вопрос: «Какое обучение можно назвать развивающим?» довольно противоречивы. Это, с одной стороны, обусловлено многоаспектностью понятия «развивающее обучение», а с другой стороны, некоторой противоречивостью самого термина, т.к. вряд ли можно говорить о «неразвивающем обучении».
Не случайно термин «развивающее обучение» методисты используют с большой осторожностью. Сложные динамические связи между процессами обучения и психического развития ребенка не являются предметом исследования методической науки, в которой практические результаты обучения принято описывать на языке знаний, умений и навыков. [4]
Так как изучением психического развития ребенка занимается психология, то при построении развивающего обучения методика, несомненно, должна опираться на результаты исследований этой науки.
Как пишет В.В. Давыдов, «психическое развитие человека – это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.)». [3]Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения.
Рассмотрим возможности активного включения в процесс обучения математике различных приемов умственных действий.
Анализ и синтез. Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.
В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, синтез – через анализ.
Формированию этих умений может способствовать:
а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;
б) постановка различных заданий к данному математическому объекту.
Прием классификации. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие – основа приема.
При формировании приема сравнения, дети сначала выполняют задания на классификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур. Умение выполнять классификацию формируется у школьников в тесной связи с изучением конкретного содержания. Например, для упражнений в счете им часто предлагаются иллюстрации, к которым можно поставить вопросы, начинающиеся со слова «Сколько ...?».[1]
Прием аналогии. Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный», понятие аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. В процессе обучения математике учитель довольно часто говорит детям: «Сделайте по аналогии» или «Это аналогичное задание». Обычно такие указания даются с целью закрепления тех или иных действий (операций).
Прием обобщения. Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений – основная характеристика такого приема умственных действий, как обобщение. Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по – разному. В зависимости от этого говорят о двух типах обобщения – теоретическом и эмпирическом.
В курсе начальной математики наиболее часто применяется эмпирический тип, при котором обобщение знания является результатом индуктивных рассуждений (умозаключений).
Способы обоснования истинности суждений. Непременным условием развивающего обучения является формирование у учащихся способности обосновывать (доказывать) те суждения, которые они высказывают. В практике эту способность обычно связывают с умением рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Взаимосвязь логического и алгоритмического мышления. Умение последовательно, четко и непротиворечиво излагать свои мысли тесно связано с умением представлять сложное действие в виде организованной последовательности простых. Такое умение называется алгоритмическим. Оно находит свое выражение в том, что человек, видя конечную цель, может составить алгоритмическое предписание или алгоритм (если он существует), в результате выполнения которого цель будет достигнута.[2,3]
Список литературы
Манвелов С.Г. Современный урок математики: основы методики проведения/С.Г. Манвелов // Математика: приложение к газете «Первое сентября». 1998. № 38.
Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002.
Саранцев Г.И. Современный урок математики/Г.И. Саранцев// Математика в школе. 2006. № 7.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979, с. 70.