ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Профессиональные компетенции преподавателя как главное условие внедрения информационно-компьютерных технологий в учебный процесс

Четверть века назад началась «компьютеризация» отечественной школы, во всех учебных заведениях был введен курс информатики. Многие считали это временным явлением, но пророчества не сбылись благодаря профессионализму и упорному повседневному труду педагогов, учителей и преподавателей информатики.
Сегодня, когда масштабные инвестиции в человеческий капитал – это «абсолютно национальный приоритет» (В.В.Путин), все, кто имеет отношение к внедрению информационных технологий в образование, вправе гордиться достижениями прошлого, ведь это – важнейший ресурс для преобразования настоящего.
Педагогические исследования показали, что прежде средства ИКТ рассматривались как новое поколение технических средств обучения, а их использование должно было повышать культуру и результативность педагогического труда.
Большинство учебных заведений оснащены компьютерным оборудованием, подключены к сети Интернет, разработаны десятки тысяч цифровых образовательных ресурсов по многим дисциплинам, однако, заметных сдвигов в образовательных результатах не произошло.
Но не все так плохо. Накопленный опыт дал новый импульс для решения, как традиционных образовательных задач, так и для достижения качественно новых целей, которые ставит современное общество перед системой образования. А они не достижимы без применения ИКТ (информационно-компьютерных технологий) и без преподавателей, имеющих высокий уровень ИКТ-компетентности. Роль преподавателя сводится к созданию необходимых условий для успешного решения образовательных задач, овладения студентами профессиональными знаниями, для достижения высоких образовательных результатов.
Работая в Альметьевском медицинском училище, преподаватели остро ощущают всю ответственность, которая лежит на их плечах, за то общество, в котором мы живем, и будем жить. Выпускники - медицинские работники должны быть высококлассными специалистами, профессионалами в своей деятельности. Так же, как выпускники всех других профессиональных учебных заведений, а может быть и в большей степени. В училище уделяется серьезное внимание разностороннему развитию личности студентов. Вот почему учеба и творчество единый процесс. Мы заинтересованы в том, чтобы каждый наш выпускник обладал развитым интеллектом, яркой индивидуальностью, самостоятельностью, стал успешным в своей профессии.
Знания, которые получают студенты в училище, в том числе и в области информационных технологий, должны быть достаточными как для адаптации в профессии, так и в современном обществе.
По данным исследования «Выбор профессии: чему учились и где пригодились?», проведенного специалистами Высшей школы экономики вместе с экспертами Росстата, 80% выпускников медицинских учебных заведений верны своей профессии, далее следуют компьютерщики-72%, математики-64%, юристы и специалисты по общественным наукам-62%.
Идея внедрения ИКТ в учебный процесс, таким образом, превратилась в ступеньку к следующему этапу информатизации образования: к переориентации образования на практическое решение фундаментальной задачи индивидуализации учебного процесса.
Мы живем в условиях нарастающих технологических, информационных и социальных изменений и успехов добивается тот, кто способен овладеть универсальными мыслительными действиями. Это необходимое, но не достаточное условие для становления личности. Еще нужна мотивация к обучению, к поиску, к творчеству. «Наш ребенок бы и знал, и умел, но беда заключается в том, что он прежде всего не хочет»,-пишет Л.С.Выгодский.
Где же рождается мотивация к обучению? В общении В общении с семьей, со сверстниками. В общении с учителем.
Успешный ученик начинается с успешного учителя. А успешный учитель - это в первую очередь мастер создания мотивации к познанию у своих учеников.
И информационные технологии – главное ему подспорье! Совершенствованию нет предела. Чем большие возможности предоставляют современные достижения науки и техники преподавателю, тем больше он сам должен учиться.
Преподаватель с большим опытом работы в системе образования, как правило, владеет педагогической компетентностью, ведущей составляющей которой является профессиональная компетентность. Это:
-достаточный объем знаний в области преподаваемой дисциплины;
-высокий уровень ориентации в современных направлениях развития науки и практики;
-умение применять инновационные технологии в процессе обучения и воспитания;
-владение современными методиками преподавания;
-умение реализовывать компетентностный подход в обучении и воспитании;
-использование реальных возможностей учебного заведения;
-профессиональная творческая деятельность, социальная активность педагога.
Большое значение имеют и другие составляющие компетентности: коммуникативная, информационная и правовая компетенции.
Но время не стоит на месте. Достигнутый уровень педагогической компетентности (в том числе и ИКТ-компетентности), не является пределом в условиях быстро изменяющегося мира. Поэтому преподаватели должны обеспечивать динамику своего профессионального развития, обладать способностью и готовностью осваивать и использовать новые результативные педагогические практики и поддерживающие их информационные технологии.
Таким образом, компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь и стали базовым этапом, а компетентный преподаватель - главным условием успешного внедрения их в образовательный процесс.


15