Урок математики в 4-м классе по теме: «Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число»


Аннотация
Интегрированный урок (математика + экология). В течение всего урока учащиеся закрепляют письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число. Все задания связаны с природой Смоленского края, с экологическими проблемами и содержат познавательный материал, развивают математическую смекалку, творческое мышление, формируют бережное отношение к природе.
Экологический урок математики в 4-м классе по теме:
Письменные приемы умножения и деления
многозначных чисел на однозначное число
Цели урока:
Закрепить письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число.
Закрепить умение решать составные задачи.
Развивать математическую смекалку, творческое мышление;
формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (автор Моро), карточки со схемами-опорами, карточки с ответами примеров, карточки с изображениями животных.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Тема урока.
- Сегодня на уроке мы будем закреплять письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число. А вот с какой темой будет связан наш урок, вам предстоит определить после выполнения следующего задания.
III. Устный счет.

- Запишите в тетради промежуточные ответы.
Фронтальная проверка.
-Запишите ответы в порядке убывания.
И О К Г Я О Л Э
560 120 80 200 700 180 160 60
- Соотнесите число с буквой. Прочитайте слово наоборот.
- Какое слово у вас получилось? (Экология)
- Как вы понимаете значение этого слова?
(Это наука о доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить. Она изучает, как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Всё в природе взаимосвязано. Поэтому то, что делает человек в природе, должно быть всегда хорошо продумано, иначе он может нанести ей большой вред. А так как человек – это часть природы, этот вред он наносит прежде всего себе.)
- Итак, с какой темой будет связан наш урок?
-Надеюсь, что сегодня вы не только повторите письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное, но и узнаете еще много интересного. Все задания нашего урока будут связаны с экологией.
И вот одно такое задание, оно выявит, кто же из вас самый наблюдательный:
Внимательно рассмотрите ряд чисел :18,27,36,45,54,63,72,81
- в чём сходство и в чем различие этих чисел друг от друга?
(Числа все двузначные; каждое последующее число получается, если к предыдущему прибавить 9; число десятков выражено рядом последовательных чисел от меньшего к большему, а число единиц выражено рядом последовательных чисел от большего к меньшему)
- найдите сумму из числа десятков и единиц. ( сумма равна 9)
Число 9 тоже очень интересное число.
- Вы знаете кто такие зубры? Это очень мощные и красивые звери. Когда – то очень давно они водились на территории Смоленской области. Но за несколько сот лет они были истреблены в результате охотничьих утех и вырубки леса. К 1919 году в Беловежской Пуще были истреблены последние зубры. Потребовалось более 70 лет разведения – сначала в зоопарках и питомниках, чтобы численность зубров увеличить с 9 животных, завезённых с других территорий, до 3000 особей. Вот такая вот печальная история, но со счастливым концом.
- Продолжаем устную работу
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1) В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (193)
2) Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений в этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 10 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?(20т)
3)Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. За 1 минуту они приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (1200 насекомых)
4)Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? (1000)
-Так как мы сегодня с вами на уроке будем закреплять письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, нам необходимо повторить названия компонентов при умножении и делении.На доске:
... : 250 = 3
700 : ... = 2
... х 4 = 4000
- Назовите компоненты при делении.
Что неизвестно в первом примере?(Делимое)
- Как найти неизвестное делимое?
- Чему равно делимое?(750)
- Что неизвестно во втором примере? (Делитель)
- Как найти неизвестный делитель?
- Чему равен делитель? (350)
- Что неизвестно в третьем примере? (Множитель)
- Как найти неизвестный множитель?
- Чему равен множитель? (1000)
- Мы говорим об экологии. Вы нашли интересные числа.
750- столько жуков-короедов съедает за один день дятел.
( Дятлы очень трудолюбивые птицы и заботливые родители. Они кормят своих птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера. Посчитайте, сколько часов трудится дятел? ( 17 часов 30 мин))
350 – столько лет живет сосна.
1000 – столько полевых мышей уничтожает сова за год или за столько лет природа может переработать пластиковую карту.
IV. Закрепление письменных приемов умножения и
деления на однозначное число.
- Мы делили и умножали устно, а теперь переходим к письменному умножению и делению многозначных чисел на однозначное число.
20 862 х 6 (125 172) - Л
41 508 х 9 (373 572) – О256 490 х 8 (451 920) - Г
15 828 : 4 (3 957) - К
27 981 : 9 (3 109) - Э
38 412 : 6 (6 402) - О1
Трое детей решают за доской.
Э К О Л О Г
3 109 3 957 6 402 125 172 373 572 451 920
-Соотнесите ответ примера с буквой в таблице и составьте слово.
КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ? КТО ОН ТАКОЙ? (Эколог – это человек, который следит, чтобы не загрязнялась окружающая среда. Это такие учёные. Наш общий природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь каждый человек должен стать хотя бы немного экологом)V. Физкультминутка.
VI. Решение задач.
-А сейчас мы перейдем к следующему этапу нашей работы. Но сначала вам предстоит отгадать загадку.
Первая часть слова состоит из предлога “за”, а вторая часть слова – это загородный дом (задача).
1 человек у доски.
На территории Смоленской области находится Национальный парк «Смоленское поозерье». Там гнездятся сотни птиц. И вот вам задача:
Пара дроздов приносит своим птенцам в день 335 гусениц, что в 6 раз меньше, чем пара дятлов, а пара скворцов приносит в 3 раза меньше гусениц, чем пара дятлов. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара дятлов, чем пара скворцов?
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (Мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и сколько гусениц приносит пара скворцов.)
- Как можно узнать? Каким действием?
- Повторите вопрос задачи.
- Каким действием узнаем, на сколько больше гусениц приносит пара дятлов, чем пара скворцов? (Вычитанием)
-Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием было сложение (Сколько гусениц приносит пара скворцов и пара дятлов вместе?)
VII. Работа по вариантам. Самостоятельная работа.
- А теперь решим еще задачи по вариантам.
2 человека за доску. Слабым ученикам раздается опора для решения задачи (краткая запись).
1 вариант
Сто тополей в год выделяют 3056 кг кислорода, а столько же клёнов в 4 раза меньше. Сколько кг кислорода в год выделяют тополя и клёны вместе? (3 820кг)
2 вариант
На 3 человека в месяц требуется 1 629 кг кислорода. Сколько кг кислорода потребуется для 7 человек? (3 801 кг)
Проверка задач.
Сравните результаты и подумайте, нужно ли остановить вырубку лесов?
- И ещё одно задание я вам предлагаю на сегодня.
Самым красивым озером нашего края является озеро Сапшо. Оно тоже находится под охраной экологов.
В длину озеро Сапшо раскинулось на 3 км 672 м, а ширина озера составляет 2/3 длины. Найдите периметр озера.
VIII. Итог урока.
- Над чем работали сегодня на уроке?
-Что вам особенно понравилось?
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке.
- Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.