Ситуационное моделирование «Теоретические и практические аспекты ситуационного моделирования как метода обучения юридическим дисциплинам»

Теоретические и практические аспекты ситуационного моделирования как метода обучения юридическим дисциплинам

В Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана говорится о том, что «в условиях демократического общества большое значение приобретает борьба с преступностью и коррупцией... Правоохранительная и судебная система должны обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев, оградить бизнес от незаконных вмешательств. Приоритетной целью в этой сфере должно стать предупреждение и профилактика правонарушений, а не карательные действия».
Это ставит перед современными юристами ряд важных задач:
обеспечение качества нормотворчества;
повышение качества правоохранительной и правоприменительной деятельности;
обеспечение фактической реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.
Перечисленные задачи предъявляют новые требования к уровню подготовки юристов. К сожалению, по-прежнему преобладающей является организация обучения юридическим дисциплинам с позиции воспроизведения теоретических знаний, содержащихся в учебной литературе. Однако, исследования показывают, что большинство учащихся считает наиболее продуктивными для себя хорошо проведенные семинарские занятия, а не лекции, даже хорошо прочитанные.
В ходе учебного процесса целесообразно использование таких форм проведения занятий, как семинар заслушивания и обсуждения докладов и рефератов, семинар-диспут, смешанная форма семинара.
Семинарские занятия должны быть тесно взаимосвязаны с лекциями и самостоятельной работой учащихся. Учебный материал семинаров не должен дублировать материал, изложенный преподавателем на лекции, но в то же время он должен сохранять тесную связь с его принципиальными положениями.
Все формы практических занятий по правовым дисциплинам имеют целью научить учащегося применять теоретические знания на практике. С этой целью на занятиях моделируется фрагмент их будущей деятельности в виде учебных ситуационных и других задач.
Ситуационное моделирование можно рассматривать как одну из разновидностей проблемного обучения. Ситуационное моделирование как метод обучения имеет весьма широкий спектр применения, как в лекционных, так и в активных формах обучения. Можно выделить такие формы применения ситуационного моделирования в обучении, как ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ролевые и компьютерные ситуационные игры.
Ситуации-иллюстрации могут быть весьма эффективно использованы в ходе изложения лекционного материала с целью пояснения отдельных теоретических положений. Причем в качестве иллюстрации могут использоваться как модели криминальных, так и модели следственных ситуаций. С их помощью возможно показать процесс применения орудия совершения преступления в уголовно-правовой ситуации либо проиллюстрировать правильное разрешение сложной ситуации, возникшей в ходе расследования того или иного преступления.
Применение в дидактических целях ситуации-оценки сводится к тому, что на занятии преподаватель излагает учащимся основную характеристику реальной следственной ситуации, а также сообщает им о решении, принятом на основе ее анализа следователем. Учащимся предлагается оценить данное решение, попытаться найти возможно допущенные следователем ошибки, объяснить их сущность, обосновав при этом свои выводы.
Использование ситуации-упражнения предполагает то, что преподаватель ограничивается изложением сути криминальной ситуации и предлагает учащимся проанализировать эту ситуацию, произвести ее диагностику, попытаться на основе ее анализа выработать «за следователя» соответствующее решение. При этом учитывается то, что в задачах, которые ставит перед следователем практика, почти никогда не содержится полных достаточных данных для правильного их разрешения. Следователю приходится самостоятельно искать все недостающие сведения, в случае же невозможности этого – найти другой вариант разрешения возникающих задач и проблем. Именно поэтому задачи, предлагаемые учащимся для решения, должны содержать заведомо неполный перечень исходных данных.
Существуют специальные сборники задач по правовым дисциплинам, по уголовному праву, в частности. Однако данные учебные пособия охватывают не все разделы программы, а так же не отличаются разнообразием, что побудило меня заняться разработкой ситуационных задач самой, а в дальнейшем – привлечь к этому учащихся. Разработка ситуационных учебных задач базируется на двух общих принципах.
Первый из них - это принцип «от теории - к практике», когда подбираются вопросы и задачи из цикла теоретических проблем и предлагается учащимся самим найти соответствующие примеры в юридической практике.
Решая такие задачи, учащийся лучше усваивает теорию, а правильно ответив, демонстрирует уровень своего понимания проблемы.
Второй принцип: «от жизни - к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые учащийся должен проанализировать с точки зрения известной теории.
Руководствуясь этими двумя принципами можно конструировать большую часть учебных задач по различным правовым дисциплинам.
При обучении анализу ситуаций правового характера необходимо направить внимание учащихся на следующее:
на восприятие ситуации, мысленное представление, отыскание аналогов в собственном опыте;
вычленение основных элементов ситуации;
сравнение каждого элемента с нормативными требованиями;
определение действий в данной ситуации.
Ситуационные учебные задачи могут решаться либо индивидуально, либо коллективно по 3-5 человек. После выполнения заданий проводится коллективное обсуждение хода и результата работы. Возможно также предварительное взаимное рецензирование разработанных вариантов, а также публичная защита различных решений одной и той же ситуационной задачи.
Существенным условием правильного хода решения ситуационных задач служит теоретическое обоснование каждого действия. Учащийся должен действовать не интуитивно, а руководствуясь нормативными документами и теоретическими положениями.
Одним из важнейших направлений в осуществлении подготовки специалистов является формирование у них в процессе обучения профессиональных умений, которые обеспечивают готовность к профессиональной деятельности. Сложившаяся практика дисциплинарного преподавания не предусматривает овладение учащимися коллективными профессиональными умениями в процессе изучения отдельных дисциплин. Однако, профессиональная деятельность требует интеграции знаний, объединение их в конкретном труде. На это и должно быть направлена организация практического обучения. Одним из способов решения указанной проблемы является применение сквозных и комплексных задач в процессе обучения учащихся старших курсов.
Сквозные задачи, охватывающие несколько тем курса целесообразно применять по завершении изучения раздела, что позволяет отследить усвоение учащимися довольно большой части материала.
Пример сквозной задачи.
Иванов осужден за кражу к 3 годам лишения свободы с испытательным сроком 2 года. Когда оставался до истечения испытательного срока 1 месяц, совершил новое преступление – кражу чужого имущества, за что был приговорен к 1 году лишения свободы. К наказанию за последнее преступление суд частично присоединил неотбытую меру наказания по предыдущему приговору, определив окончательное наказание в виде 2 лет лишения свободы.
Правильно ли определена мера наказания по совокупности приговоров?
Решая данную задачу, учащиеся вынуждены будут задействовать теоретические положения таких тем, как: «Состав преступления», «Множественность преступлений», «Назначение наказания», «Система наказаний».
Комплексные задачи, охватывающие несколько учебных дисциплин, можно проводить на специально организованных междисциплинарных занятиях. Пример комплексной задачи.
Следователь Иванов без каких-либо оснований вынес постановление о привлечении к уголовной ответственности за мелкое хулиганство Зуева, с которым у него сложились неприязненные отношения.
Дайте правовую оценку действиям Иванова.
Назовите основания вынесения постановления о привлечении к уголовной ответственности
Является ли мелкое хулиганство преступлением?
Можно ли привлечь Зуева к уголовной ответственности за мелкое хулиганство?
Данная задача объединяет материал таких дисциплин, как уголовно-процессуальное право, административное право, уголовное право.
Работа над комплексной учебной задачей весьма незначительно увеличивает объем работы учащихся, но делает все практические задания целенаправленными, готовит учащихся к осознанному самостоятельному выполнению курсовой работы, а так же будущей профессиональной деятельности.
Однако возможности ситуационного моделирования гораздо полнее и ярче реализуются при его использовании в активных формах обучения, в частности, при проведении ситуационно-ролевых игр.
Преимущества ситуационно-ролевых игр состоят в том, что они:
способны обеспечить наглядность принимаемых решений;
позволяют положительно изменить масштаб исчисления времени (игра позволяет «жить быстрее»);
дают возможность повторения имеющегося опыта с необходимым изменением установок (т.е. в игре можно несколько раз «проиграть», прожить одну и ту же ситуацию, каждый раз принимая на ее основе новое решение и проверяя результаты его осуществления; причем чем сложнее представляется ситуация, тем важнее проверить как можно больше подходов к ней).
Особенностью ситуационного моделирования является его способность значительно расширить источники подачи информации, разнообразить ее формы. Так, если на лекционных и семинарских занятиях основным источником новых знаний является преподаватель, то при проведении практических занятий методом ситуационно-ролевых игр в роли обучающих в какой-то мере выступает весь коллектив. Задача преподавателя состоит в максимальном приобщении учащихся к выработке необходимых им практических навыков и мобилизации творческого потенциала в решении нестереотипных задач.
Основными конструктивными элементами деловой игры являются:
участники игры;
правила;
информационный массив.
На практических занятиях по уголовному праву в игре участвуют учащиеся, которые исполняют роли, определяемые преподавателем. В качестве основных правил ситуационно-ролевой игры выступают нормы уголовного кодекса. Информационный массив игры представлен информацией о реальной ситуации, которую преподаватель и предлагает учащимся «смоделировать» во время игры. Кроме того, в качестве информационного массива будут выступать и знания учащимися соответствующих теоретических вопросов по изучаемой теме.
Для успешного осуществления дидактической ситуационно-ролевой игры мною обычно составляется план-сценарий из двух частей:
игровой, рассчитанной на учащихся, в которой излагается ролевая суть предстоящей игры;
тактической, предназначенной непосредственно для меня как преподавателя, в которой отражается специфика и построение занятия в целом, распределение «ролей» между учащимися, планируется ход и анализ результатов проведенной игры.
В тактической части модельно-игрового сценария отражаются и такие вопросы, как: цели игры, объекты моделирования, игровой комплекс, инструктаж учащихся, правила игры. Перед непосредственным проведением ситуационно-ролевой игры я обычно провожу опрос учащихся, чтобы выяснить, как усвоены ими теоретические положения темы, имеющей приоритетное значение для разрешения предстоящей игровой ситуации, стараюсь добиваться того, чтобы учащиеся четко усваивали соответствующие теоретические положения уголовного права, поскольку в процессе игры нет времени для длительных размышлений и тщательного обдумывания выбора того или иного варианта поведения. В игре, как и при оперативной оценке и разрешении реальной ситуации, приходится действовать экспромтом, мобилизуя все знания, умения и навыки, раскрывая в процессе решения задач все потенциальные возможности.
Замечу, что решение ситуационных задач методом ролевых игр имеет и свою специфику. Несмотря на то, что в целом игра идет по заранее разработанному сценарию, все же трудно спрогнозировать все ситуации, в которых может оказаться каждый из исполнителей, поскольку в такого рода играх всегда предусматривается некая вариабельность. Траектория движения показателей моделируемой ситуации полностью находится в руках самой группы.
Например, актуальной и сложной темой дисциплины «Уголовное право» является тема «Соучастие в преступлении». По этой теме мною проводится практическое занятие в форме ситуационно-ролевой игры «Дело Соловьева».

План ситуационно-ролевой игры «Дело Соловьева».

Актуализация пройденного материала.
Задание1. Виды соучастников.
Дать определение исполнителя соучастия.
Дать определение организатора соучастия.
Дать определение пособника соучастия.
Дать определение подстрекателя соучастия.
Задание2. Формы соучастия.
Дать понятие соисполнительства.
Дать понятие организованной группы.
Дать понятие преступного сообщества.
Дать понятие банды.

Цели и задачи занятия:
Научить учащихся определять виды соучастников, формы соучастия.
Научить учащихся объяснять отличие между организатором, исполнителем, подстрекателем и пособником.
Научить учащихся объяснять отличие между простой, сложной и особого рода формами соучастия.
Продолжить формирование навыков коллективной и творческой деятельности, публичного выступления

Умения и навыки, формируемые на данном занятии:
умение различать соучастников преступления в конкретной ситуации;
умение работать с Уголовным кодексом РК;
умение анализировать конкретный случай со статьей в УК РК;
приобретение навыков творческой работы и общения в группе;
приобретение навыков публичного выступления.
Участники игры:
учащиеся III курса специальности «Правоведение» (7 человек)
Действующие лица:
Семен Соловьев (16 лет),
Вася Веснушкин (15 лет),
Коля Кирпичев (17лет),
Роман Рыков (17 лет),
мальчик-прохожий,
старушка-соседка,
следователь.
Сценарий
Семен, Вася и Коля танцуют и случайно сталкивают музыкальный центр. Рома грозным видом требует вернуть центр. Затем подсказывает где можно раздобыть подобный центр. Семен «распределяет» обязанности между Васей и Колей. Коля отказывается участвовать в краже, но обещает проследить за квартирой на первом этаже. Коля сообщает свои данные. Семен и Вася идут «на дело». Сема остается стоять в стороне «на стреме». Вася прогуливается мимо форточки квартиры первого этажа. Мимо проходит худенький мальчик-прохожий. Сема объясняет мальчику, что потерял ключи от «своей» квартиры. Затем просит его залезть в форточку и передать ему музыкальный центр. Сема помогает мальчику проникнуть в квартиру через форточку. Из соседнего окна выглядывает и следит старушка-соседка. Мальчик передает Семе центр.
Следователь допрашивает Рому.
Показания: Рома говорит, что не виноват и не заставлял ребят красть, а только сказал как о возможном варианте, даже в шутку.
Следователь допрашивает Колю.
Показания: Коля заявляет, что он также не виноват, что он отговаривал ребят, не хотел участвовать в этом деле, и только сообщил Семе время, когда в квартире никого не бывает. Следователь допрашивает Васю.
Показания: Вася сказал, что Сема заставил его пройти к квартире, но Вася лично ничего не делал, даже в руки музыкальный центр не брал, а только рядом стоял. Следователь допрашивает Сему.
Показания: Сема утверждает, что кражу никто из них не совершал, так как в дом лазил неизвестный мальчик.
Вопросы для обсуждения.
1. Совершил ли каждый из ребят преступление?
2. Являются ли данные лица соучастниками кражи?
3. Каким соучастником можно признать Рому, как участника событий?
4. Каким соучастником можно признать Колю?
5. Каким соучастником можно признать Васю?
6. Каким соучастником можно признать Сему?
7. Какая форма соучастия присутствует в данной инсценировке?
8. Почему важно знать виды соучастия?
9. Как избежать риска стать соучастником?
Порядок ответа.
Сообщить свое решение.
Назвать статью (ее часть и пункт) УК РК, на основе которой принято решение.
Назвать факты, которые были важны для принятия решения.
Объяснить, как эти факты соответствуют названной статье.
Таким образом, ситуационное моделирование способствует формированию таких профессионально-значимых видов деятельности и таких профессиональных качеств будущих юристов, как:
поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность, устойчивость к концентрации внимания, высокая ориентация);
коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с ним);
удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность, четкая письменная речь);
организационная деятельность (самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с людьми);
реконструктивная деятельность (память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция);
социальная деятельность (включает в себя общие качества – патриотизм, гуманность, честность, принципиальность; и специальные качества – стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика).












13 PAGE 14815








Заголовок 215