Статья Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий
Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий
Клевцова С.И., учитель биологии, химии МОУ СОШ № 4 г. Тулун
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. О роли интегрированных уроков в обучении биологии.
В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет стиль научного мышления и мировоззрения человека.
Сегодня интеграция это глобально. Интеграция идет в государстве и образование обязано откликнуться на этот процесс.
77533552641500Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Современная система образования включила в себя некоторые виды интеграции, которые подразделяются по методам, уровням, направлениям.
Интегрирование создает целостную картину окружающей нас действительности, учит видеть все явления живой и неживой природы в их глубокой взаимосвязи и одновременно противоречивости.
Интеграция учебных предметов предполагает синтез сведений из разных областей научной и практической деятельности человека.
Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интесификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры. А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.
1. Невероятная перегруженность ребёнка (мозг не успевает проделать необходимую работу).
2. Возрастная неподготовленность к восприятию тех или иных абстрактных понятий (непонятное и ненужное в повседневной жизни можно только зазубрить, чтобы забыть сразу же после того, как тема будет изучена).
3. Неподготовленность ребёнка к чтению серьёзных текстов (они понимают в тексте отдельные слова, не воспринимая текста в целом ).
4. Учебные тексты написаны на общенаучном языке, очень далёком от ежедневной речевой практики школьника.
В связи с этим возникают задачи:
помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира;
покончить с разобщённостью школьных предметов;
возбудить интерес учащихся к учению;
повысить практическую направленность обучения.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель, которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Педагоги используют в основном три типа интегрированных уроков:
урок – изучение нового материала;урок – обобщение и закрепление изученного;урок контроля знаний.
Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий — это развивает гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления.
При интеграции знаний очень важно выделять существенное, уметь видеть цель работы, подводить итоги решения рассматриваемой проблемы для того, чтобы после обобщения использовать полученные результаты в дальнейшем,— всё это развивает глубину, целенаправленность и широту мышления. Кроме того, в процессе такой работы у учащихся возрастает любознательность.
Рассмотрение достаточно сложных вопросов на интегрированных уроках, специфика интеграции, естественно, требуют постоянства усилий учащихся. Эти усилия направлены на достижение поставленных целей, изучение и применение различных подходов к их реализации, решение и исследование различных вариантов выхода из проблемных ситуаций в зависимости от изменяющихся условий — всё это развивает активность мышления.
Новизна, нестандартность тем, задач, упражнений интегрированных уроков вызывают строгую необходимость оценивать правильность полученных результатов, что развивает критичность мышления.
Достаточно большой объём информации, получаемый и обрабатываемый учащимися на интегрированных уроках, включение их оперативной и долговременной памяти, систематизация знаний, использование общих методов и приёмов решения задач развивают организованность памяти. Интегрированные уроки, как никакие другие, в большей степени ориентированы на организованность памяти, что даёт возможность соблюдать принцип экономии мышления.
При планировании и организации таких уроков, учителю важно учитывать следующие условия: в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Проведение интегрированных уроков создает условия для использования при обсуждении учебной темы разнообразных заданий, развивающих интерес к предмету. Поэтому интегрированные уроки нередко совместно готовят, а иногда и проводят учителя разных предметов. Интеграция как учебная категория – это процесс и результат создания непрерывно связанного, единого, цельного знания. В обучении интеграция осуществляется как взаимопроникновение учебных предметов друг в друга при использовании сквозных идей в различных школьных предметах. Такой подход стирает грани между различными учебными дисциплинами.
Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.
Список литературы:
1.Боровик М. Г. «Интеграция предметов гуманитарного цикла в 9 классе», М., Просвещение, 1989 г.
2.Гольфельд М. Г. «Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии»,М., Просвещение, 1983 г.
3.Максимова В. Н. , Груздева Н. В.» Межпредметные связи в обучении биологии», М. Просвещение, 1987.
4.Макушев Б. А.- доцент кафедры физики. «Интеграция естественнонаучного образования на основе синергетического подхода» ж. Стратегия образования № 4, 2007 г.
5.Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки география, биология, экология , ОБЖ, химия) // География в школе.-2002.-№ 3. -С. 70.
6.Знагирова Л.Н. «Открытый интегрированный урок биологии и географии»//Биология в школе.-2007.- № 4.-С .41
7.Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118