Развитие творческих способностей обучающихся при индивидуально-дифференцированном подходе на уроках изобразительного искусства
Кочева Д.Г.
ГКОУ «Шадринская специальная
(коррекционная) школа-интернат № 12»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНО - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
В последнее время современное общество стало больше интересоваться искусством, о чём свидетельствует всё возрастающий интерес людей к музыке, драматургии, хореографии. Не остаётся в стороне и изобразительное искусство.
Существует четкое определение искусства. По Ожегову С.И., искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство многогранно. Оно способно передать переживания одного человека и даже настроения всего народа в определенный отрезок времени.
Воздействующая сила искусства – это величайшая мощь, которая способна конструктивно поменять миропонимание человека и значимым образом воздействовать на формирование его внутреннего мира. Согласитесь, одна картина может вызвать массу переживаний и воспоминаний. Искусство – это типичное отражение настоящей сути человека. И совсем не принципиально – великий живописец это или ценитель живописи.
Главным средством восприятия изобразительного искусства является зрение. Обучающиеся с нормальным зрением могут полноценно воспринимать окружающий мир. В таком ребенке легче развивать личные качества. При нарушении зрения возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций (нарушается быстрота, точность, координация, темп движений и т.д.). Среди слабовидящих детей отмечаются нарушения речи, снижение слуха, двигательной сферы, осязания.
А как развить и воспитать личность обучающегося с нарушением зрения? Такие дети нуждаются в индивидуально-дифференцированном подходе.
В последнее время значительно усилился интерес учителей школы к проблеме дифференцированного обучения школьников. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Чтобы добиться наилучшего результата в обучении, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, нуждающегося в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Дифференцированный подход к слабовидящим детям зависит от:
- состояния зрения;
- способов ориентации в познании окружающего мира;
- применение специальных форм и методов работы со слабовидящими детьми;
- специальных наглядных пособий;
- правильное освещение в кабинетах.
Главная задача уроков изобразительного искусства – развитие художественных способностей, воспитание эстетического вкуса, развитие всесторонне развитой личности обучающегося. Когда ребёнок учится рисовать, то он становится эстетически более восприимчивым. Он начинает понимать, как много усилий нужно приложить для удовлетворения хотя бы скромных художественных требований. Обучающимся легче увидеть и понять, сколько труда, мастерства, знаний вложено настоящими мастерами искусства в свои произведения, чтобы сделать их содержательными, художественно современными и близкими современному обществу.
Специфика нашей школы (специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение) – классы с инклюзивным обучением.
На своих уроках изобразительного искусства я использую традиционные презентации, а для слабовидящих обучающихся использую специальные рельефные изображения, тактильные возможности ребенка. Особое внимание обращаю на выполнение изображений, пластическое моделирование и декоративно-прикладную деятельность. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих учащихся.
При подборке заданий и дидактических упражнений учитываю не только зрительные диагнозы детей, но и индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка, уровень развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире, а также уровень коммуникативной деятельности. Ведь у слабовидящих детей часто возникают сложности, обусловленные несовершенством имеющихся у них представлений и образов. Характерные затруднения связаны с нарушением зрительно-моторных связей при выполнении практических действий в процессе рисования, поэтому качество рисунков во многом зависит от недостатков детских впечатлений и изобразительных навыков.
В этой ситуации становится необходимым коррекционное воздействие на процесс формирования образов предметов и развития изобразительных навыков. Обучение рисованию слабовидящих детей связано с необходимостью научить их пользоваться своим неполноценным зрением. Здесь особую роль приобретают индивидуальные методы коррекционно-воспитательной работы, такие как:- коррекция процесса ознакомления с предметом изображения (зрительно-осязательное обследование за определенное время в зависимости от глубины дефекта, анализ формы, цвета, орнамента и т. п.); - коррекция и развитие формообразующих движений руки (обучение произвольному управлению движениям рисующей руки, зрительному контролю над направлением и скоростью этих движений, сохранению их длительности, слитности, ритмичности и амплитуды).
Некоторые обучающиеся в классе с инклюзивным обучением имеют высокий уровень познавательных возможностей, и к ним предъявляются более высокие требования. Они активны, проявляют большой интерес к занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагога.
Слабовидящим детям необходима помощь в тех видах деятельности, где особенно не хватает уверенности в своих умениях. Эти дети менее активны, задания выполняют значительно медленней, а допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют. И тогда ребенку оказывается индивидуальная помощь.
В таких классах на занятиях с элементами лепки, конструирования и аппликации учитель всегда рядом с детьми, которые имеют низкую остроту зрения, тяжелые нарушения зрения. Как правило, у данных детей слабо развита мелкая моторика рук, возникают трудности в вырезании деталей, недостаточно развит зрительный анализ и синтез в конструировании, сложности, связанные с ориентировкой на микро-плоскости. На аппликации данным детям предлагаются детали крупных размеров, либо я рисую контур детали черным фломастером на листе, или же ребенок сам обводит по трафарету и вырезает деталь по контуру. Учитель направляет ребенка, определяет каждый этап выполняемой работы и контролирует правильное выкладывание деталей на плоскости. В процессе лепки у слабовидящих детей возникают трудности в познании видоизменения предложенного объекта, в таком случае я предлагаю карточку-схему поэтапного выполнения работы.
Очень важно правильно спланировать коррекционную работу:
- общеобразовательную цель и задачи урока объединять с целями коррекции;
- учитывать продолжительность зрительных нагрузок;
- сменять один вид деятельности на другой;
- осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;
- на каждом уроке обязательно проводить гимнастику для глаз, коррекционные паузы и физкультминутки;
- применять на уроках наглядность, которая соответствует определенным требованиям (цветонасыщенность, цветоконтрастность, выделение контура, загруженность поля, масштабность).
Для более высокой результативности и успешной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства использую прослушивание музыкальных произведений во время практической работы учащихся, в некоторых случаях - во время проведения физкультминуток. Музыка, несомненно, оказывает влияние на школьников. Это сильное средство, которое может глубоко влиять на наше настроение, вызывать воспоминания и различные переживания.
Помимо педагогического образования, в работе со слепыми детьми педагогу необходимы:
- наблюдательность, умение поставить себя в положение ученика, проникнуть в мир его личности, понять его психическое состояние и др.; - любовь к детям, заботливость, готовность выполнять материнские обязанности (оказывать непосредственную по мощь в самообслуживании и пространственной ориентировке);
- высокий уровень культуры речи (содержательность, правильность и образность речи, простота изложения, эмоциональность); - организаторские способности (подготовка к каждому мероприятию, рациональная расстановка исполнителей);
- коммуникативные способности (умение добиться взаимопонимания с учащимися); - развитость педагогического внимания (умение ориентироваться в различных ситуациях, педагогическая гибкость, умение сдерживать свои отрицательные эмоции);
- педагогический энтузиазм (инициативность, готовность выполнять любую работу вместе с детьми).
Спланированная коррекционная работа помогает преодолеть недостатки психического и физического развития, на которые зрение оказывает опосредованное влияние.
Итак, изобразительная деятельность слабовидящих детей обладает целым рядом специфичных особенностей: она развивает внимательность, собранность, наблюдательность и глазомер, расширяет представления о предметах и явлениях окружающего мира, содействует развитию творческих возможностей ребенка, что способствует коррекции нарушений зрительной функции и вторичных отклонений в психическом развитии. Эту коррекционную особенность изобразительного искусства, без сомнения, можно и нужно использовать в работе с детьми, имеющими зрительные нарушения.
Список использованных источников:
Акопова А. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2004. №1
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка – Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006 г.
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе – М.; Институт практической психологии; Воронеж: «Модек», 1998.
Рогановский И. Дифференцированное обучение – как его осуществить? // Народное образование, 1991, №3.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М.; Педагогика, 1990.
Шишмаренко В.К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема. – Челябинск, 1996.
http://www.tipsboard.ru/kakim-sredstvom-vozdejstvuet-iskusstvo-na-cheloveka-vozdejstvuyushhaya-sila-iskusstva/
15